Закон Украины «О налоге на доходы физических лиц», вступивший в силу с 1 января 2004 года, вызывает в юридических и бухгалтерских кругах много споров. Беспокоят нюансы его применения и защита прав налогоплательщиков в процессе налогообложения. Одним из актуальных вопросов является отчетность сотрудников о деньгах, выделяемых на командировки. Очевидно, что законодатель при разработке нового закона ориентировался, прежде всего, на наличный расчет, оставив при этом без внимания некоторые аспекты безналичного. Рассмотрим эти аспекты.
Состав налогооблагаемого дохода
В пункте 4.1 статьи 4 Закона Украины «О налоге на доходы физических лиц» указано, что подразумевается под общим годовым налогооблагаемым доходом. Это сумма месячных налогооблагаемых доходов плюс иностранные доходы, полученные на протяжении года. Пункт 4.2 этого же законодательного акта устанавливает, что в себя включает месячный налогооблагаемый доход, а соответственно, и годовой. Законодатель в подпункте 4.2.15 пункта 4.2 статьи 4 включает в месячный налогооблагаемый доход сумму чрезмерно потраченных средств, полученных плательщиком налогов на командировку или под отчетность и не возвращенных в установленные законодательством сроки. Сама норма вопросов не вызывает. По идее, так и должно быть.
Расчет средств и сроки для отчета
Пункт 9.10 Закона регулирует вопрос расчета суммы средств, полученных налогоплательщиком на командировку и им же чрезмерно потраченных. В соответствии с подпунктом 9.10.2 пункта 9.10 статьи 9 данного Закона отчет об использовании средств, предоставленных на командировку, должен быть подан по форме, установленной центральным налоговым органом, до окончания третьего банковского дня, следующего за днем, когда налогоплательщик завершил командировку. Относительно формы и порядка отчетности налоговая уже определилась в приказе № 440 «Об утверждении формы Отчета об использовании средств, предоставленных на командировку или под отчет, и Порядка составления указанного отчета», зарегистрированном в Министерстве юстиции 9 октября 2003 года. Причем за исключением порядка заполнения отдельных граф, по сути, части 2 пункта 6, практически воспроизведены нормы Закона «О налоге на доходы физических лиц».
Проблемы с отчетностью по корпоративным карточкам
Подпункт 9.10.4 относит к сфере регулирования пункта 9.10 Закона также расчеты, связанные с командировками, оплаченными с использованием корпоративных платежных карточек. Кстати, этим же подпунктом предусмотрено, что указанное касается практически всех платежных инструментов.
И здесь мы видим обычную проблему нашего законодательства: норма есть, а процедурные моменты, в частности механизм реализации, — неизвестны. Почему? Дело в том, что зачастую налогоплательщик не может отчитаться о потраченных средствах. С этой проблемой, как правило, сталкиваются на больших предприятиях, в деятельности которых используются исключительно платежные карточки. Таких предприятий на Украине пока что немного, но работа представителей таких структур (например, региональных менеджеров) как раз и состоит в постоянных командировках. На практике это реализуется, как правило, посредством договора кредитной линии в соответствии с положением Национального банка Украины «О кредитовании» от 28 сентября 1995 года. У банков нет оснований отказывать в предоставлении таких услуг крупным корпорациям с отличной деловой репутацией.
Итак, схема проста: сотрудник предприятия тратит средства, фактически — собственность банка. Банк, в свою очередь, отслеживает все операции этих сотрудников в пределах установленного им лимита. В конце месяца банк предоставляет отчет предприятию. Предприятие переводит деньги банку, и каждый остается при своем.
Закон «О налоге на доходы физических лиц» делает эту систему практически неработоспособной, поскольку очень часто налогоплательщик просто не может отчитаться о потраченных средствах. Ведь кроме «слипов», сотруднику нечем подтвердить свои расходы. А если «слипы» невозможно получить, например, в принтере банкомата закончилась бумага или гостиница заблокировала определенную сумму на счете сотрудника до перевода средств на свой счет. Подобных ситуаций немало. Не будем приводить чересчур много примеров. Зачастую у сотрудников просто нет времени следить за тем, сколько они потратили. Из-за этого предоставление отчета становится нереальным. Конечно, данные о расходах сотрудников банк предоставляет, как правило, в конце месяца. Но кто заставит банк давать предприятию отчет по окончании каждой командировки сотрудников?
Кстати, Кабинет Министров Украины предлагал решить упомянутую проблему, хотя и не полностью, в постановлении № 663 «О нормах возмещения расходов на командировки в пределах Украины и за границу» от 23 апреля 1999 года. Срок, определенный в этом постановлении на возвращение излишне потраченных средств, — 10 дней, а если есть уважительные причины — 20 дней с разрешения руководства. Большинство ситуаций эта норма регулирует. Предприятие в основном идет навстречу своим сотрудникам и разрешает дождаться подтверждения из банка. Но вышеуказанная норма утратила силу с 1 января 2004 года, поскольку Закон «О налоге на доходы физических лиц» утверждает, что трехдневный срок для отчетности по истраченным в командировке средствам обязателен и для расчетов по корпоративным карточкам.
Проблема имеет две стороны. С одной — сотрудник должен следить за производимыми расчетами. А с другой — иногда возникают ситуации, подобные вышеописанным. И Закон «О налоге на доходы физических лиц» их просто не предусмотрел в своей категоричности. Да и налоговая инспекция себя этим пока что не утруждала.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…