Туризм по новым правилам — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №1 (315) » Туризм по новым правилам

Туризм по новым правилам

18 ноября 2003 года Верховный Совет Украины принял Закон «О внесении изменений в Закон Украины «О туризме» (Закон). Этот законодательный акт существенно обновил и обобщил понятийный аппарат и фактически установил новые правила предоставления услуг в сфере туризма. Об этих новшествах и будет идти речь ниже.

Преамбула Закона обозначила его основную направленность — обеспечение закрепленных Конституцией Украины прав граждан при совершении туристических путешествий. В старой же редакции направленность Закона была, в первую очередь, экономическая.

Основной отличительной чертой туризма, согласно Закону, остается неосуществление какой-либо оплачиваемой деятельности в месте пребывания. Увеличен с шести месяцев до одного года срок для осуществления туризма. Как упоминалось выше, расширен и обобщен понятийный аппарат — ему посвящен практически весь первый раздел Закона. Законодательно закреплены организационные формы и виды туризма. Организационными формами туризма являются международный (въездной и выездной) и внутренний туризм. В Законе перечислены 17 видов туризма, и это не исчерпывающий перечень.

Закон по-новому подошел к определению субъектов, осуществляющих или обеспечивающих туристическую деятельность, разделив это понятие на туристических операторов (туроператоров) и туристических агентов (турагентов), а также других субъектов предпринимательской деятельности, специалистов туристического сопровождения (гиды-переводчики, экскурсоводы, проводники и другие), физических лиц, не являющихся субъектами предпринимательской деятельности.

Согласно Закону, критерием для разделения субъектов туристической деятельности на туроператоров, турагентов и других субъектов предпринимательской деятельности является сфера предоставления туристических услуг. Туроператоры могут предоставлять практически все предусмотренные Законом услуги в данной сфере. Туроператорами могут быть только юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Украины. Турагенты осуществляют посредническую деятельность по реализации туристического продукта туроператоров и туристических услуг других субъектов предпринимательской деятельности, а также посредническую деятельность по реализации характерных и сопутствующих товаров и услуг.

В соответствии с разделением на туроператоров и турагентов подразделяется и лицензирование деятельности вышеуказанных субъектов. Соответствующие изменения уже внесены в Закон Украины «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности» — пункт 50-й статьи 9 изложен в новой редакции. Другие субъекты предпринимательской деятельности обеспечивают временное размещение (проживание), питание, а также предоставляют экскурсионные, развлекательные и другие туристические услуги.

Полномочия по государственному регулированию в сфере туризма теперь принадлежат разным органам государственной власти и местного самоуправления. Законодательно реализован Указ Президента Украины «Об изменениях в структуре центральных органов исполнительной власти» от 15 декабря 1999 года, согласно которому Государственный комитет по туризму был ликвидирован. Впоследствии на его базе была создана Государственная туристическая администрация. Закон более четко определил функции этого центрального органа исполнительной власти, у которого уже нет полномочий по поводу координации деятельности органов власти и организаций в сфере туризма. Не предусмотрены в Законе Совет представителей субъектов туристической деятельности и Национальный совет по туризму. Теперь при центральном органе исполнительной власти в отрасли туризма для обеспечения им реализации своих полномочий, согласования и учета интересов субъектов туристической деятельности предусмотрен координационно-совещательный орган.

Особое значение Закон уделяет безопасности туризма, то есть совокупности факторов, характеризующих социальное, экономическое, правовое и другое состояние обеспечения прав и законных интересов граждан, юридических лиц и государства в отрасли туризма. Напомним, что в старой редакции Закона речь шла лишь о безопасности туристов. Новшеством является финансовое обеспечение гражданской ответственности туроператоров и турагентов. Вводится она с целью обеспечения законных прав и интересов граждан. Финансовое обеспечение должно быть в виде гарантии банка или другого кредитного учреждения. В соответствии с положениями новой редакции закона туроператор и турагент обязаны предоставить туристу подтверждение финансового обеспечения своей ответственности. Минимальный размер этого обеспечения зависит от вида субъекта туристической деятельности. Для туроператоров этот размер — сумма, эквивалентная 20 000 евро. Для туроператоров, предоставляющих услуги исключительно по внутреннему и въездному туризму, минимальный размер финансового обеспечения — эквивалент 10 000 евро. Для турагентов этот минимум — эквивалент 2 000 евро. Кроме финансовой ответственности, Закон предусматривает обязательное страхование туристов (медицинское и от несчастного случая), обеспечиваемое субъектами туристической деятельности на основе соглашений со страхователями. В отличие от старой редакции Закона закреплено право туристов самостоятельно заключать такие соглашения. При этом они обязаны заблаговременно уведомить туроператора или турагента о наличии договора страхования.

В Законе предусмотрено установление категорий качества и уровня обслуживания объектов туристической инфраструктуры. Устанавливаются эти категории по заявлению владельца объекта туристической инфраструктуры.

Теперь законодательно регулируется ряд договоров в сфере туристической деятельности. В частности, это договоры о туристическом, экскурсионном, отельном обслуживании. Для их заключения предусмотрены ваучеры — форма письменного договора на туристическое или экскурсионное обслуживание. Ваучеры могут использоваться в соответствии с Законом.

Расширен перечень прав и обязанностей туристов. Законодательно урегулированы права и обязанности субъектов туристической деятельности. Также расширены нормы об ответственности за нарушения законодательства в отрасли туристической деятельности, четко определено, что является нарушениями в этой отрасли. Перечень возможных правонарушений в сфере туризма, закрепленный в Законе, не исчерпывающий. Также кратко упомянуто об ответственности органов государственной власти, местного самоуправления и должностных лиц за нарушения в сфере туристической деятельности.

Иностранные субъекты туристической деятельности работают в соответствии с международными договорами Украины в порядке, установленном законодательством. Туроператорскую и турагентскую деятельность иностранные субъекты могут осуществлять через предприятия, созданные в соответствии с законодательством Украины. Посредническая деятельность на территории Украины по заключению договоров на туристическое обслуживание с иностранными субъектами туристической деятельности не допускается. Она может осуществляться лишь через туроператоров, созданных в соответствии с законодательством Украины.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Государственная практика

Вопросы налоговых правоотношений

Деловая практика

Как быть с командировочными?!

Жилищное право

Проблемы собственников жилых помещений

Комментарии и аналитика

Представительство по-новому

Девиз связистов: «Даешь связь без брака!»

Кто ответит за несовершеннолетних?

Эта загадочная инструкция ГНАУ

Неделя права

Новый год - новые законы

Регистрация вместо прописки

Авторство в законе

Конституция — это то, что провозглашают судьи?

Туризм по новым правилам

Новости делового мира

Порядок декларирования таможенной стоимости

Госфинуслуг проводит проверки

Приглашение в налоговую

Об обременениях

Новости законотворчества

Закон о НДС хотят изменить

Образование прежде всего

Земли не захватывать!

Новые тарифы почтовой связи

Новости из-за рубежа

На территории стран Евросоюза вступил в силу европейский ордер на арест

Президент Литвы готов пожаловаться в Европейский суд на парламент

Французскому заводу грозит суд из-за бактерий

Новости профессии

ГСА и Минюсту выделены адресные дотации

«Наша Украина» выиграла суд

ГСА попросит дополнительных денег?

Львовский областной совет обратился в суд

Значимые имена будут присваивать по закону

Новости юридических фирм

Компания «Арцингер и партнеры» проводит семинар

Юрист из «Коннов и Созановский» стала зампредом юркомитета ЕВА

EY Law завершила крупный проект

В офисе «Укринюрколлегии» открыто консульство

Компания «Арцингер и партнеры» справляет новоселье

Судебная практика

История одной регистрации

Незаконное вселение в квартиру не влечет за собой возникновения права пользования ею

Кассовый чек является доказательством отправления копии искового заявления

Собственники комнат в квартире не всегда имеют привилегированное право купли ее частей

Несвоевременное уведомление о льготах не всегда влечет негативные последствия

Признание хозсудами по собственной инициативе договоров недействительными противоречит Конституции

Хозяйственный суд может по собственной инициативе признать недействительным договор

Трудовую книжку отправим почтой!

ВСУ борется с формализмом

Тема номера

Земельный налог как в аптеке

Налог на доходы «единоналожников»

Трибуна

Все ли фирмы одинаково полезны?

О признании договоров незаключенными

Частная практика

Меморандум или консультация?

Юридический форум

Земельные участки как предмет ипотеки

Корпоративное управление: актуальные вопросы

Інші новини

PRAVO.UA