Конституционный Суд Украины своими решениями, оглашенными в преддверии Нового года, преподнес приятный подарок Леониду Кучме и Александру Омельченко. Первому разрешил баллотироваться на очередных выборах Президента Украины в 2004 году, посчитав, что по действующей Конституции
г-н Кучма пребывает на президентском посту только первый срок, второму — возглавлять Киевскую горадминистрацию, невзирая на достижение предельного для госслужащих возраста.
Скрепя сердце можно согласиться с аргументами решения, по которому 65-летие г-на Омельченко — совсем не повод уходить на пенсию (он занимает должность председателя Киевгорадминистрации вследствие своего избрания Киевским городским головой, а выборная должность первична). А вот решение относительно сроков пребывания на посту Президента Украины многие относят к разряду абсурдных. И дело не столько в политической подоплеке, сколько в небезупречном юридическом обосновании. Своим решением КСУ отрицает очевидный для всей страны факт — пребывание Леонида Кучмы на посту Президента Украины на протяжении двух сроков. По мнению этого органа, первый президентский срок (1994 — 1999 годы) не в счет, так как впервые Леонид Кучма был избран в 1994 году, то есть до принятия Конституции Украины 1996 года. Возникает незамысловатый вопрос: кем же был Леонид Кучма с 1994 по 1999 год и легитимны ли его решения, принятые в этот период? Мы попросили высказать свое мнение по поводу этого решения КСУ заведующего отдела конституционного права и государственного строительства Научно-экспертного управления аппарата Верховного Совета Украины, кандидата юридических наук Андрея Ришелюка.
Никоим образом не подвергая сомнению обязательность исполнения данного решения КСУ, Андрей Николаевич все же отметил, что с юридической точки зрения вердикт суда может быть подвергнут критике. «Существует множество аргументов, свидетельствующих в пользу альтернативной точки зрения, но они, к сожалению, не нашли отражения в данном решении. Видимо, суд обошел их вниманием, поскольку они не согласовывались с той концепцией толкования положений Основного Закона, которая изложена в решении. Решение спорное, свидетельством чего является наличие трех особых мнений, подготовленных тремя судьями КСУ. И мне кажется, что позиция этих судей (Николая Савенко, Павла Ткачука и Владимира Шаповала) более аргументирована и обоснована, чем та, на которой построено решение», — подчеркнул наш собеседник.
Разделяя точку зрения, изложенную судьями в особых мнениях, он обратил внимание на некоторые неточности в мотивировочной части решения. «Говоря об отмене после принятия новой Конституции всех ранее действовавших правовых норм, касающихся статуса Президента Украины, суд умолчал о том, что до сих пор действует часть 2 статьи 2 Закона УССР «О Президенте УССР» от 5 июля 1991 года. Согласно ей, «одно и то же лицо не может быть Президентом УССР более двух сроков подряд». Эта норма была закреплена во всех конституционно-правовых актах нашей страны и непрерывно действует с 1991 года», — отметил он. Не согласен г-н Ришелюк и с тем, что в качестве главного довода КСУ приводит тезис о необратимости действия норм Конституции во времени. «По мнению большинства судей, для того чтобы считать срок с 1994 по 1999 год первым, необходимо части 3 статьи 103 придать обратное действие. Но ведь в статье говорится не о невозможности избрания более двух раз подряд, а о невозможности пребывания на посту более двух сроков подряд. Ключевым здесь представляется слово «пребывание» — оно подразумевает не только факт избрания, но и исполнение президентских полномочий. Никто не будет оспаривать, что выборы, на которых Леонид Кучма был избран впервые, находятся вне рамок действия нынешней Конституции. Но Президент Украины, занявший этот пост в 1994 году, три с половиной года исполнял свои полномочия после того, как Основной Закон вступил в силу. Причем это были полномочия, предусмотренные уже новой Конституцией».
Андрей Ришелюк также указал, что в пользу позиции, альтернативной решению, свидетельствуют и Переходные положения действующей Конституции, где (в пункте 3) сказано, что очередные выборы Президента Украины проводятся в последнюю неделю октября 1999 года. «Таким образом, подразумевалось, что Президент, избранный в 1994 году, будет оставаться на посту до окончания полного с точки зрения новой Конституции срока. Ведь словосочетание «очередные выборы» в нашем законодательстве употреблялось и употребляется многократно — и всегда в том смысле, что это выборы, проводимые после окончания установленного законом срока полномочий выборного органа или выборного должностного лица. По-видимому, в этом же смысле нужно понимать и употребление этих слов в Переходных положениях».
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…