Очень часто в практике применения законодательства, регулирующего на Украине порядок уплаты субъектами предпринимательской деятельности налогов и сборов, возникают проблемные вопросы. Например, разногласия в толковании нормативных актов государства органами исполнительной власти, в частности органами Государственной налоговой инспекции (ГНИ) и субъектами предпринимательской деятельности. Эти разночтения в толковании приводят к спорам между соответствующими субъектами. К сожалению, зачастую их можно решить только в суде. Однако споры между предпринимателями и ГНИ, при условии двустороннего более взвешенного подхода обеих сторон к толкованию законов и других нормативных актов, во многих случаях можно было бы решить, придя к компромиссу в спорных вопросах, а не к обращению в судебные органы.
Рассмотрим такую довольно распространенную ситуацию. Предприятие является субъектом предпринимательской деятельности, предмет деятельности которого, согласно уставу, — предоставление медицинских услуг населению, а также реализация лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения. Предприятие оказывает медицинские услуги в собственном лечебном учреждении, расположенном в нежилом помещении жилого дома. Здесь же расположено и аптечное учреждение предприятия, задача которого — реализация населению медикаментов и средств медицинского назначения.
В соответствии с нормами Закона Украины «О собственности» предприятие является законным собственником части жилого дома, в котором находятся его лечебное и аптечное учреждения. Как определено законодательством Украины, предприятие обязано платить налоги и сборы в установленном размере, в том числе и налог на землю.
Основным законодательным актом, регулирующим правоотношения в области оплаты за пользование земельными участками, является Закон Украины «О плате за землю» (Закон). В частности, пункт 12.4 статьи 12 этого Закона указывает, что: «Отечественные учреждения здравоохранения освобождаются от уплаты земельного налога».
На основании этой правовой нормы предприятие обратилось в ГНИ с письмом о неправомерности взыскания с предприятия сумм земельного налога, мотивируя свое заявление тем, что оно является учреждением охраны здоровья и в соответствии со статьей 12 Закона освобождено от уплаты земельного налога.
На это обращение ГНИ ответила отказом в просьбе предприятия остановить неправомерное взыскание с предприятия земельного налога, аргументировав это следующим образом.
По мнению ГНИ, деятельность аптечных учреждений, баз, складов, согласно Классификатору видов экономической деятельности, определена как розничная торговля фармацевтическими изделиями и парфюмерией. В подтверждение этого ГНИ ссылается на Инструкцию по заполнению государственной статистической отчетности по количественному учету земель, утвержденную приказом Государственного комитета статистики Украины от 15 ноября 1998 года № 377. В инструкции речь идет о том, что классификация земель и их распределение осуществляется между собственниками земли, землепользователями, по угодьям и видам экономической деятельности.
Поскольку розничная торговля фармацевтическими изделиями и парфюмерией по виду экономической деятельности, согласно приложению № 3 к инструкции, отнесена к землям коммерческого использования, а также учитывая, что предприятие осуществляет предпринимательскую деятельность в этой области и действует с целью получения прибыли, то есть с коммерческой целью, то земельные участки, переданные предприятию в собственность, должны облагаться земельным налогом.
Фактически отказ ГНИ обосновывается двумя аргументами в подтверждение своей правовой позиции.
Первый аргумент ГНИ звучит так: если аптека, аптечный склад, учреждение здравоохранения занимается предпринимательской деятельностью с целью получения прибыли, значит он (оно) является не учреждением здравоохранения, а предприятием торговли?!
Второй аргумент ГНИ следует из первого: если учреждение здравоохранения является субъектом предпринимательской деятельности и действует на рынке с целью получения прибыли, то земля, занимаемая им, является земельным участком коммерческого назначения. Следовательно, земельный налог за использование этих земель необходимо платить.
Эти аргументы, на мой взгляд, очень напоминают известный корпоративный анекдот о правилах внутреннего распорядка предприятия. В первом пункте этих правил устанавливается, что директор всегда прав, а второй пункт правил гласит: в случае если директор неправ — смотри пункт первый…
Такая позиция ГНИ в толковании законодательства Украины, на мой взгляд, ошибочна и противоречит требованиям законов Украины «О системе налогообложения», «О плате за землю», Основам законодательства Украины о здравоохранении. А также не соответствует требованиям нормативных актов, в частности приказу Министерства здравоохранения № 385 от 28 октября 2002 года «Об утверждении перечней учреждений здравоохранения, врачебных, провизорских должностей и должностей младших специалистов с фармацевтическим образованием в учреждениях здравоохранения», зарегистрированному в Министерстве юстиции Украины 12 ноября 2002 года под № 892/7180 с изменениями, внесенными приказом Министерства здравоохранения № 114 от 17 марта 2003 года.
Этими нормативными актами однозначно установлено, что учреждения здравоохранения Украины пользуются налоговыми льготами, в том числе и относительно уплаты налога на землю.
Так, в статье 21 Закона «Основы законодательства Украины о здравоохранении» (от 19 ноября 1992 года) (Основы) право относительно налоговых и других льгот в области здравоохранения определено следующим образом: «Учреждения здравоохранения, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в области здравоохранения, а также субъекты хозяйствования, производящие продукцию, необходимую для обеспечения деятельности учреждений здравоохранения, пользуются налоговыми и другими льготами, предусмотренными законодательством».
Определение понятия «учреждения здравоохранения» дается в Основах, а также в приказе Министерства здравоохранения № 385.
Так, статья 3 Основ определяет, что: «Учреждения здравоохранения — предприятия, учреждения и организации, задачей которых является обеспечение разнообразных потребностей населения в области здравоохранения путем предоставления медико-санитарной помощи, включая широкий спектр профилактических и лечебных мероприятий или услуг медицинского характера, а также выполнение других функций на основе профессиональной деятельности медицинских работников».
Официальным признанием статуса учреждения здравоохранения, наличия в нем условий для предоставления определенного уровня медицинской помощи, подтверждением его соответствия установленным критериям и гарантией качества профессиональной деятельности является государственная аккредитация учреждения здравоохранения и лицензирование.
Лечебно-диагностическое учреждение предприятия создано для удовлетворения различных потребностей населения в области здравоохранения путем предоставления населению широкого спектра профилактических и лечебных мероприятий и услуг медицинского характера. Соответственно, предприятие аккредитовано на высшую категорию, о чем свидетельствует аккредитационный сертификат, а также лицензия на проведение медицинской практики по определенному количеству медицинских специальностей.
Также, согласно пункту 1.2 перечня приказа № 385, лечебно-диагностические центры относятся к учреждениям здравоохранения.
Исходя из требований этих нормативных актов, считаю, что лечебно-диагностическое учреждение предприятия — не что иное, как отечественное учреждение здравоохранения, следовательно, на законных основаниях, согласно Закону Украины «О плате за землю», должно быть освобождено от уплаты земельного налога.
Но, несмотря на возможность добровольного урегулирования этих расхождений, налоговая инспекция продолжает взимать земельный налог за пользование земельным участком, на котором расположены лечебное и аптечное учреждения предприятия, не оставляя ему другого выхода, кроме обращения за защитой своего права в суд. В практике решения споров хозяйственными судами Украины уже рассматривался данный вопрос.
Так, в пункте 3 обзорного письма Высшего хозяйственного суда Украины от 16 ноября 2001 года № 01-8/1228 «О некоторых вопросах практики решения споров, связанных с применением земельного законодательства» определено, что: «Льготы по уплате земельного налога распространяются на субъектов предпринимательской деятельности независимо от их организационно-правовой формы собственности».
Учитывая это, думаю, что ГНИ как государственный орган исполнительной власти в таких случаях могла бы более разумно и взвешенно подходить к толкованию и анализу требований законов и нормативных актов государства, а не сводить решение проблем с предпринимателями исключительно к судебным спорам.
КОМПАНИЕЦ Виктор — юрисконсульт частной производственной фирмы «АЦИНУС», г. Кировоград
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…