Генеральный партнер 2021 года

Издательство ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА
Главная » Выпуск №36 (246) » Кабинет Министров остается вне закона

Кабинет Министров остается вне закона

Принятие Закона «О Кабинете Министров Украины» сталкивается с новыми проблемами

Политические страсти, периодически бушующие вокруг Кабинета Министров, не способствуют решениям тех чрезвычайно важных юридических проблем, с которыми Кабинет Министров сталкивается как высший орган исполнительной власти нашего государства. Поэтому все вопросы, связанные с его деятельностью, полномочиями, порядком формирования и пр., всегда будут стоять очень остро.

Кабинету Министров Украины разрешено только то, что прямо предусмотрено для него Конституцией и законами Украины (статья 19 Основного Закона). Правда, реалии показывают, что высший орган исполнительной власти на Украине может спокойно обходиться без своего «собственного» закона, руководствуясь при этом несколькими статьями Конституции и отдельными статьями многочисленных украинских законов. Если смотреть на эту ситуацию с формальной точки зрения, то определенная часть полномочий Кабмином осуществляется фактически неконституционно, незаконно. Четко выписанных обязанностей правительственных чиновников ни по отношению к государству, ни к обществу не существует, а значит и спросить с них нечего. Другими словами, выполняя важнейшие государственные функции, Кабинет Министров до сих пор не имеет надежных и законных обоснований своей деятельности.

ОТ ПРОЕКТА ДО ЗАКОНА — НЕ ОДИН ШАГ

Данная проблема не оставалась без внимания. Народный депутат Украины прошлого созыва Верховного Совета Игорь Колиушко в свое время внес законопроект «О Кабинете Министров Украины». 29 января с.г. данный проект был принят в третьем чтении и подписан Председателем Верховного Совета, однако в последствии Президент ветировал Закон.

Принятый Закон «О Кабинете Министров Украины» (далее — Закон) определяет основные задачи, принципы и организацию деятельности Кабинета Министров Украины в качестве правительства Украины, его состав и порядок формирования, место в системе органов государственной власти, а также полномочия относительно осуществления исполнительной власти.

Законом определено, что Кабинет Министров является высшим органом в системе органов исполнительной власти, которую составляют сам Кабинет Министров Украины, центральные органы исполнительной власти (министерства, государственные комитеты, государственные службы), а также органы исполнительной власти со специальным статусом, Совет министров Автономной Республики Крым и местные государственные администрации. Кабинет Министров — это коллегиальный орган. Решения принимаются им после обсуждения вопросов на заседаниях, кроме случая принятия решения путем опроса членов КМУ.

«У МЕНЯ НА ЭТО РЯД ПРИЧИН…»

Как мы указали, Президент Украины Леонид Кучма остался недоволен принятым законом и направил в парламент свои замечания. На фоне замечаний Президента о том, что принятый Закон «не соответствует конституционным основам организации государственной власти, не обеспечивает эффективного функционирования Кабинета Министров Украины как высшего органа в системе органов исполнительной власти» просматривается все же политический характер отказа главы государства от подписи под столь важным документом. Тем более что в вето черным по белому написано: «…принятие указанного Закона с такими недостатками свидетельствует о неготовности значительной части народных депутатов Украины к политическим компромиссам».

Согласно Конституции, в формировании Кабинета Министров принимают участие Президент, Верховный Совет и сам премьер (последний участвует в формировании персонального состава правительства). Президент неоднократно напоминал депутатам, что желает работать с четко структурированным парламентским большинством, в таком случае эффективность работы будет выше, тем более что о необходимости формирования парламентского большинства говорят результаты всеукраинского референдума от 16 апреля 2000 года. Но поскольку Закон

«О Кабинете Министров Украины» поступил на подпись к главе государства без статей о парламентском большинстве, то это и послужило первой политической причиной президентского вето.

Президент также недоволен тем, что при формировании правительства премьер-министр Украины должен будет информировать Председателя Верховного Совета о содержании представления Президенту Украины относительно должностного и персонального состава Кабмина.

Еще одна причина, по которой Президент наложил вето на принятый Верховным Советом Закон, касается правительственной программы деятельности. В связи с этим Президент высказал пожелание, чтобы Кабинет Министров, планируя свою программу, обязательно ее согласовывал с положениями президентской предвыборной программы.

Также глава государства не счел целесообразным оставлять институт заместителей министров, которые должны будут работать параллельно с государственными секретарями и их заместителями. Это, как справедливо отмечает Президент, может привести к дублированию функций руководителей в министерствах, усложнит принятие решений, снизит уровень ответственности руководителей за выполнение поставленных перед ними задач и пр.

ПРЕЗИДЕНТ ВМЕСТО СУДА

Однако есть положения в вето Президента, с которыми согласиться нельзя. Они касаются судебного иммунитета актов, издаваемых Кабинетом Министров.

В статье 52 Закона «О Кабинете Министров Украины» указано, что правительство на основании и во исполнение Конституции и законов Украины, актов Президента издает в пределах своей компетенции постановления и распоряжения, обязательные для выполнения. Эти акты или их отдельные положения, согласно Закону, могут быть обжалованы в суде в установленном законом порядке, если они нарушают права, свободы человека и гражданина и не соответствуют законам Украины или указам Президента Украины. На сегодняшний день уже даже сложилась практика признания постановлений Кабмина незаконными в судебном порядке, которая показывает, что и высший орган исполнительной власти периодически нарушает свою компетенцию.

По мнению главы государства, Конституция Украины определила особый порядок отмены или признания неконституционными актов Кабмина. Согласно Основному Закону, акты правительства могут быть отменены Президентом (за весь период с 1996 по 2002 год таким правом Президент воспользовался всего несколько раз). Кроме того, акты Кабинета Министров в полном объеме или их отдельные положения могут быть признаны неконституционными Конституционным Судом.

Судебный порядок признания актов КМУ незаконными, по мнению Леонида Кучмы, лишний. Жаль, но из поля зрения Администрации Президента выпала статья 55 Конституции, гарантирующая право на судебную защиту своих прав, а также право на обжалование в суде решений, действий или бездеятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных и служебных лиц без каких-либо исключений для КМУ.

«НАША ПЕСНЯ ХОРОША…»

Правительство любого государства должно работать в соответствии с законом, а не следовать традициям. Обеспечить стабильность и прогнозируемость в работе правительства (необходимые для реализации внешних и внутренних задач государства) может только Закон, который определит законодательные рамки деятельности Кабинета Министров.

Указанный документ политически важный и достаточно непростой. Проблема также усугубляется тем, что 24 августа с.г. Леонид Кучма в ходе своего обращения к украинскому народу призвал всех «к новому этапу развития нашей государственности». Для решения многих социальных проблем, как выразился Леонид Кучма, необходимы «решительные изменения в политической системе», заключающиеся в переходе от президентско-парламентской республики к парламентско-президентской. Для этого в первую очередь Кабинет Министров должен приобрести коалиционный статус и право формироваться постоянным парламентским большинством. Следующий шаг — это конституционные изменения и новый Закон

«О Кабинете Министров Украины».

Поделиться

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Подписывайтесь на «Юридическую практику» в Facebook, Telegram, Linkedin и YouTube.

0 комментариев
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии
Slider

Содержание

VOX POPULI

Европейский Суд

Государственная практика

Кабинет Министров остается вне закона

Президент вручил награды

Отличники юстиции

Деловая практика

Аргументы беседы с ГНАУ

Законодательная практика

Журналисты отстаивают право на конфиденциальность информации

СЭС «заработает» по новым правилам

Кодекс нуждается в изменениях

Зарубежная практика

Таджикистан вывел американских военных из-под юрисдикции ООН

Россия обменяется надзорной информацией с США

Arthur Andersen объединяется

Анализ ДНК оправдывает осужденных

Бывшим руководителям WORLDCOM предъявлены новые обвинения

Юрфак МГУ судится с налоговыми органами

Вячеслав Шеремет дал показания по делу против Антона Титова

Суд Токио признал факт использования Японией бактериологического оружия

Неделя права

Поздравляем!

От политики поддержки к политике партнерства

Генпрокуратура усилила надзор за таможнями

Новости профессии

Создана государственная судебная администрация

Президент сменил начальника ГУБОПа

Задержан экс-председатель правления ЗАО «Укртатнафта»

ВСУ не удовлетворил кассацию ЗАО «Фармацевтическая фирма «Дарница»

Первая полоса

Новый облик юридической библиотеки

Прецеденты

Признание кредитного договора недействительным

Начисление налога на добавленную стоимость

Признание права на мирное владение имуществом

Судебная практика

Иск ценою в четыре миллиона долларов

Тема номера

Инвестиции через ценные бумаги

ЗАО отчитываются по новым правилам

В ожидании перемен в «правилах игры»

Частная практика

О русском языке в украинской деловой жизни

Каким должен быть кандидат в адвокаты?

Министерство Экономики ипо вопросам Европейской ин нтеграции Украины

Юридический форум

Безоговорочно ли исполнение судебного решения?

Решение по делу «Агудимос и судоходная компания «Сефаллониан Скай» против Греции»

Доверительные правоотношения

Патентное право

Другие новости

PRAVO.UA

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: