С принятием Государственной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку (далее — Комиссия) 14 марта 2002 года решения № 88 «Об утверждении требований к годовому отчету эмитентов ценных бумаг», зарегистрированного в Министерстве юстиции Украины 4 апреля 2002 года за № 332/6620 (далее — Решение), для закрытых акционерных обществ (далее — ЗАО) закончились спокойные времена. А все потому, что до недавнего времени ЗАО были как бы в стороне от всех принимаемых Комиссией решений: касалось ли это вопросов созыва общего собрания акционеров, или предоставления в государственный орган информации о деятельности ЗАО. С принятием Комиссией вышеуказанного решения для ЗАО все поменялось: в некоторых вопросах произошло уравнивание закрытых акционерных обществ с открытыми акционерными обществами.
Рассмотрим основные положения этого документа. Согласно пункту 1.1 Решения, акционерные общества (также и те из них, которые осуществляют профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг) и предприятия-эмитенты облигаций (далее — эмитенты) должны обязательно подавать в Комиссию годовой отчет, который характеризует хозяйственно-финансовое положение и результаты деятельности эмитента для информирования общественности.
В соответствии с Инструктивным письмом «Об утверждении требований к годовому отчету эмитентов ценных бумаг» от 11 июня 2002 года (далее — Требования), отчетным периодом для составления годового отчета является календарный год. Годовой отчет подается в общий отдел центрального аппарата или в территориальное управление Комиссии до 30 сентября следующего за отчетным года. Вместе с отчетом подается аудиторское заключение, составленное по форме, изложенной в Решении Комиссии «Об утверждении требований к аудиторскому выводу, который подается в Государственную комиссию по ценным бумагам и фондовому рынку при регистрации информации и выпуске ценных бумаг, а также при представлении регулярной информации акционерными обществами и предприятиями-эмитентами облигаций (кроме коммерческих банков)» от 25 января 2001 года № 5 и копия протокола общего собрания эмитента, на котором решался вопрос об утверждении результатов финансово-хозяйственной деятельности эмитента за отчетный год (порядок распределения прибыли, срок и порядок выплаты дивидендов, определение порядка покрытия убытков).
Также, согласно пункту 1.8 Требований, эмитент обязан до 30 сентября года, следующего за отчетным, прислать опубликованный в полном объеме годовой отчет с почтовым сообщением каждому (согласно регистру акционеров) акционеру — держателю именных акций по состоянию на дату учета для проведения общего собрания об утверждении результатов финансово-хозяйственной деятельности отчетного года (порядок распределения прибыли). О результатах отправления годового отчета эмитент информирует центральный аппарат или территориальное управление Комиссии.
Теперь рассмотрим некоторые особенности вышеназванного Решения.
Отныне при проведении общего собрания ЗАО и соответственно при подаче протокола этого собрания в Комиссию надо быть очень внимательным. Во-первых, необходимо строго соблюдать процедуру уведомления учредителей (акционеров) ЗАО о готовящемся собрании: обязательно опубликовать в официальном органе объявление о собрании; во-вторых, на рассмотрение общего собрания теперь в обязательном порядке необходимо выносить вопросы о порядке распределения прибыли, сроках и порядке выплаты дивидендов, порядке покрытия убытков. Теперь составление протокола ЗАО утрачивает свою формальность и переходит в разряд обязательных, как мы это наблюдаем в ситуации с ОАО.
При дальнейшем чтении Решения возникают вопросы, заставляющие задуматься: чем же руководствовалась Комиссия, принимая такое решение? Так, статьей 25 Закона Украины «О хозяйственных обществах» к акционерным обществам относятся одновременно и открытое акционерное общество, и закрытое акционерное общество. При этом вышеуказанный Закон определяет, что акции открытого акционерного общества могут распространяться путем открытой подписки и купли-продажи на биржах, а акции закрытого акционерного общества распределяются между учредителями и не могут распространяться путем подписки, покупаться и продаваться на бирже. Причем ЗАО может быть реорганизовано в ОАО, но исключительно путем регистрации его акций в порядке, предусмотренном законодательством, и внесения изменений в устав общества. Из этого следует, что ЗАО как эмитенты не обязаны регистрировать выпущенные в документарной форме акции, поскольку Закон не предписывает обратного.
Также вызывает сомнение высказанная в Требованиях законность предписаний к ЗАО по поводу годовой отчетности в бумажной форме, которая формируется только как печатная копия электронного годового отчета. Статьей 8 «Полномочия Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку» Закона Украины «О государственном регулировании рынка ценных бумаг» Комиссия осуществляет сертификацию программного обеспечения и определяет требования к программным продуктам на фондовом рынке. Из этого следует, что Комиссия не имеет права устанавливать к ЗАО требования электронного годового отчета; неправомерными являются и требования к структуре файлов. Поскольку акции ЗАО не распространяются путем подписки и не предлагаются для открытой продажи.
Следующий спорный момент заключается в том, что в соответствии с действующим законодательством Украины деятельность по выпуску и обращению ценных бумаг признается посреднической, если осуществляется торговцами ценными бумагами. В таком случае деятельность по выпуску и обращению ценных бумаг является профессиональной на рынке ценных бумаг. Из этого следует, что действующее законодательство не требует, чтобы все эмитенты (например, эмитенты векселей) представляли годовые отчеты в территориальные управления Комиссии в соответствии с их местонахождением только потому, что, согласно статье 2 Закона Украины «О ценных бумагах и фондовой бирже», эмитент от своего имени выпускает ценные бумаги и обязуется исполнять обязанности, следующие из условий их выпуска.
Что до правовой основы обращения ценных бумаг в Национальной депозитарной системе, то в соответствии с нормами Закона Украины «О национальной депозитарной системе и особенностях электронного обращения ценных бумаг на Украине» от 10 декабря 1997 года № 710/97-ВР, обслуживание сделок, которые совершаются с ценными бумагами в бездокументарной форме, производится участниками Национальной депозитарной системы — депозитариями, хранителями и регистраторами. При этом для заключения на фондовой бирже или на организационно оформленном внебиржевом рынке сделок с ценными бумагами, выпущенными в документарной форме, ценные бумаги должны быть обездвижены в депозитарии, обслуживающем их. Только в этом случае ЗАО попадает в поле действия вышеуказанного Закона, а нарушая его, несет ответственность в соответствии с Законом Украины «О государственном регулировании рынка ценных бумаг на Украине» от 30 октября 1996 года № 448/96-ВР.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…