Электропытание — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №5 (997) » Электропытание

Электропытание

Украинские на­логовики требуют от налогоплательщиков заключать дополнительные соглашения к договорам о признании электронных документов. Законодательство в этом вопросе однозначно на стороне налогоплательщиков.

Эти дополнительные соглашения позволяют фискальным органам фактически блокировать деятельность компаний. Выход есть: необходимо отстаивать свои интересы в суде.

Электронные документы

 

Эпопея с принуждением налогоплательщиков к заключению дополнительных соглашений к договорам о признании электронных документов продолжается. Так, в декабре 2016 года наш клиент-налогоплательщик (юридическое лицо) получил от Государственной налоговой инспекции в Оболонском районе Главного управления Государственной фискальной службы (ГФС) в г. Киеве дополнительное соглашение к договору о признании электронной отчетности (договор). Такое дополнительное соглашение автоматически дает право ГФС в любой момент заблокировать работу ­предприятия.

Подпунктом 16.1.3 статьи 16 Налогового кодекса (НК) Украины на налогоплательщика возложена обязанность представлять в контролирующие органы в порядке, установленном налоговым и таможенным законодательством, декларации, отчетность и другие документы, связанные с исчислением и уплатой налогов и сборов. Согласно подпункту 49.3 статьи 49 НК Украины, налоговая отчетность по налогу на добавленную стоимость подается в электронной форме в контролирующий орган всеми плательщиками этого налога с соблюдением условия относительно регистрации электронной подписи подотчетных лиц в порядке, определенном законодательством.

Общие принципы организации информационного обмена при подаче налогоплательщиками налоговой отчетности в налоговые органы в электронной форме с использованием электронной цифровой подписи регулируются Инструкцией по подготовке и предоставлению налоговых документов в электронном виде средствами телекоммуникационной связи, утвержденной приказом ГНИ № 233 от 10 апреля 2008 года. Настоящая Инструкция распространяется на Государственную налоговую администрацию Украины и ее территориальные органы, налогоплательщиков, которые по собственному желанию подают налоговые документы в электронном виде.

Согласно пунктам 5 и 6 раздела III указанной Инструкции налогоплательщик для подачи отчетности в электронном виде должен предоставить в орган ГФС по месту регистрации подписанные и скрепленные печатью два экземпляра договора и усиленные сертификаты открытых ключей на электронном носителе. А орган ГФС после подписания договора вносит соответствующую запись в журнал учета договоров о признании электронных документов с налогоплательщиками и выдает налогоплательщику один экземпляр договора.

Указанным договором предусмотрено, что орган ГФС имеет право расторгнуть договор только в двух случаях: при непредоставлении налогоплательщиком нового усиленного сертификата (сертификатов) открытого ключа вместо отмененных или в случае изменения плательщиком места регистрации.

Из анализа вышеуказанных правовых норм даже не юристу понятно, что никакие дополнительные соглашения к договору о признании электронных документов действующим налоговым законодательством, как и любые изменения относительно условий этого договора, не предусмотрены.

Действия налоговой

В свою очередь, органы фискальной службы практически вынуждают налогоплательщиков заключать дополнительные соглашения, в которых предусматривают другие условия одностороннего расторжения договора и право на приостановление действия договора в случае, если налогоплательщик не предоставит контролирующему органу информацию и документальное подтверждение достоверности сведений, указанных в электронных налоговых документах. При этом органы ГФС этим же дополнительным соглашением определяют, что истребовать информацию о достоверности сведений, указанных в электронных налоговых документах, они могут в случае необходимости подтверждения этих сведений. Время наступления таких случаев и их определение действующим налоговым законодательством не установлены. Это дает основания сделать вывод, что при получении декларации в электронном виде налоговый орган каким-то мифическим образом (непонятно, по результатам чего: то ли по результатам камеральной проверки, то ли по результатам внутреннего убеждения налогового инспектора) сам определяет, какому налогоплательщику необходимо подтвердить данные из налоговой декларации, и приостанавливает действие договора. Также следует отметить, что после приостановления действия договора не определена и судьба налоговой декларации, поданной налогоплательщиком, по результатам которой было приостановлено действие договора. Налоговый орган не определяет статус этой налоговой декларации: она считается принятой фискальным органом или нет? Так что фактически происходит блокировка работы налогоплательщика, и такая блокировка не только имеет негативные последствия в материальном выражении для субъектов хозяйствования в виде штрафов, но и дискредитирует его перед контрагентами.

Противодействие

По поводу заключения такого рода дополнительных соглашений и одностороннего расторжения договоров о признании электронных документов ранее было много споров, налогоплательщики подавали многочисленные жалобы и иски в судебные органы. Благодаря таким активным действиям налогоплательщиков Министерство финансов Украины в отдельном поручении № 26010-04/216 от 25 ноября 2016 года установило, что недопустимо безосновательное расторжение договоров о признании электронных документов с налогоплательщиками. Также этот вопрос поднимается в письме ГФС Украины от 21 июня 2016 года: текст договора о признании электронных документов утвержден Инструкцией № 233 от 10 апреля 2008 года. То есть никакие изменения в тексте договора не предусмотрены налоговым законодательством Украины, аналогично не предусмотрена и подача каких-либо данных о достоверности сведений, указанных в электронных налоговых документах.

Стоит обратить внимание, что, согласно статье 19 Хозяйственного кодекса Украины, запрещается требовать от субъектов хозяйствования, обособленных подразделений юридических лиц, имеющих отдельный баланс, предоставления статистической информации и других данных, не предусмотренных законом или с нарушением порядка, установленного законом.

В соответствии со статьей 19 Конституции Украины органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны действовать только на основании, в пределах полномочий и способом, которые установлены Конституцией и законами Украины. Правовой порядок основывается на принципах, согласно которым никто не может быть принужден делать то, что не предусмотрено законодательством.

Сегодня по поводу непринятия электронной отчетности и отказа в регистрации налоговых накладных существует судебная практика. Она неоднозначна (как это обычно и бывает в спорах с фискальным органом), но в большинстве случаев налоговый орган при рассмотрении дела в суде не предоставляет доказательств в подтверждение обстоятельств расторжения договора, и судебный орган защищает нарушенные права налогоплательщика (решение Высшего административного суда Украины от 9 ноября 2016 года по делу № К/800/7656/16).

 

ШВЕЦ Наталья — юрист АО Ario, г. Киев


Комментарии

Правовой произвол

Антонина СЕЛИВАНОВА, партнер, руководитель киевского офиса АФ «Династия»

Последствия неисполнения требований налоговых органов о немедленном заключении налогоплательщиками дополнительных соглашений с положением о «праве налогового органа о временном приостановлении действия договора в случае возникновения у него сомнений в аутентичности налоговых документов в электронном виде» уже стали основанием для судебного обжалования и формирования положительной для налогоплательщиков судебной практики.

Поскольку подача налоговой отчетности в электронном виде является для большинства налогоплательщиков правом, а не обязанностью, предусмотренным и Налоговым кодексом Украины, и специальным законодательством в сфере электронного документооборота, требования ГФС о заключении договора и соглашений к нему с установлением права субъективной оценки его приостановления как основания для отказа в принятии налоговой отчетности являются правовым произволом и очередным поводом для судебной борьбы вместо усовершенствования процедур взаимодействия налогоплательщиков и государства.

 

Метод влияния

Виталий ТЫМЧУК, адвокат АФ «Грамацкий и Партнеры»

Налогоплательщикам, которые имели неосторожность заключить дополнительные соглашения к договорам о признании электронных документов, с вступлением в силу изменений в Налоговом кодексе Украины, предусмотренных Законом Украины от 21 декабря 2016 года № 1797-VIII, следует волноваться совсем по другому поводу.

Этот Закон «узаконил» не совсем правовые методы одностороннего расторжения налоговиками договоров о признании электронных документов и таким образом обеспечил фискалов более изящным способом влияния на «скрутчиков» НДС и не только на них.

Теперь фискалам не нужно полностью блокировать участие плательщика в системе электронного администрирования НДС, ведь можно будет полностью приостановить какую-либо отдельную «сомнительную» операцию налогоплательщика при помощи нового механизма блокировки НДС-накладных, который начнет действовать весной.

К тому же Закон дополнил пункт 49.4 НК Украины нормой, прямо запрещающей фискалам в одностороннем порядке расторгать договор о признании электронных документов.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Акцент

Пойти на попутную

Государство и юристы

Новости законотворчества

С «патентным троллингом» будут бороться по-новому

Государство и юристы

Метод изменения

В увеличенном масштабе

Ответят все?

Государство и юристы

Новости законотворчества

Урегулируют административную ответственность за нарушение трудового законодательства

Ветеранам войны обеспечат надлежащую защиту

Государство и юристы

Даль моде

Книжная полка

Инвестиционная фраза

Неделя права

Альтернативные мнения

Неделя права

Новости из-за рубежа

Евросуд не обнаружил признаков дискриминации пожизненно осужденных

Неделя права

Негласные действия

Штатное предписание

Возврат автоматом

Новости из зала суда

Судебная практика

Распоряжение КМУ об утверждении комиссии по проведению конкурса в ГБР обжаловано в суде

«Дело ритейлеров» в части «МЕТРО Кэш энд Керри Украина» вернулось в первую инстанцию

Новости юридических фирм

Частная практика

Определены финалисты The Lawyer European Awards 2017

Eterna Law защитила интересы польской компании в МКАС

ЮФ Phenomena укрепляет практику банковского и финансового права

В. Гвоздий удостоен звания «Заслуженный юрист Украины»

Д. Шемелин — новый советник ЮФ Asters

AVELLUM консультировала Инвестиционный совет Пенсионного фонда Канады относительно приобретения около 48 % акций компании GlobalLogic Inc. у фондов Apax

Команда Pavlenko Legal Group отстояла интересы банка

Отрасли практики

Акционное предложение

Электропытание

Процессуальное лишение

Учетный период

Рабочий график

КАЛЕНДАРЬ на неделю

Заседание САУ

Решения недели

Судебная практика

Деликтные обязательства

Проверка доказательств

Форма неосторожности

Самое важное

Бизнес-контроль

В командировку

Показать влияние

Судебная практика

Судебные решения

В случае просрочки выплаты страхового возмещения подлежат начислению инфляционные и 3 % годовых

Судебная практика

Бесконечная фантазия

Дело в технике

Третий личный

Судебная практика

Судебные решения

О нюансах правопреемства

Судебная практика

Противоречивый характер

Тема номера

Про правду говоря

Бес доказательств

Экспертная миссия

Защитный механизм

Последствия покажут

Частная практика

Особая Data

Уплата по факту

Примите изменения

Інші новини

PRAVO.UA