Генеральный партнер 2020 года

Издательство ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА

IDеальные условия

Новый закон создает оптимальную обстановку для перехода на электронную идентификацию и онлайн-предоставление админуслуг

Украинское законодательство относительно использования электронной цифровой подписи (ЭЦП) реформируется с учетом европейского опыта —
5 октября с.г. парламентом принят Закон Украины «Об электронных доверительных услугах» (Закон), способствующий развитию единого пространства доверия на основе системы электронных доверительных услуг, внедряющий электронную идентификацию с помощью современных средств (Bank ID и Mobile ID). Ожидается, что признание в нашей стране электронных доверительных услуг, предоставляемых иностранными поставщиками, обеспечит активное развитие трансграничного сотрудничества и интеграцию Украины в мировое электронное информационное пространство.

В правительстве (которое и выступило инициатором изменений) после принятия Закона «Об электронных доверительных услугах» заявили: данный нормативный акт закладывает фундамент для полного перевода государственных административных услуг в режим онлайн, открывает двери на цифровой рынок ЕС, дает возможность бизнесу привлекать новых клиентов, создавать рабочие места и поможет принести украинской экономике 24 млрд евро дополнительных поступлений. Современные электронные инструменты идентификации должны упрощать, к примеру, процесс регистрации компании или заключения договора онлайн. Благодаря Mobile ID — сервису, который позволяет абоненту использовать свой мобильный телефон с SIM-картой для безопасной электронной идентификации, — появится возможность ставить электронные подписи на документах, а в перспективе даже голосовать.

Электронная доверительная услуга определяется Законом как услуга, предоставляемая для обеспечения электронного взаимодействия двух или более субъектов, которые доверяют поставщику электронных доверительных услуг. Закон устанавливает правовые и организационные основы предоставления электронных доверительных услуг, в том числе трансграничных, права и обязанности субъектов правоотношений в данной сфере, порядок осуществления государственного контроля за соблюдением требований законодательства, а также правовые и организационные основы осуществления электронной идентификации. При этом отмечается, что другими законами могут устанавливаться особенности правового регулирования предоставления электронных доверительных услуг в отдельных сферах общественных отношений. Стоит отметить, что Национальный банк Украины будет осуществлять государственное регулирование по вопросам электронной идентификации в банковской системе.

В состав электронных доверительных услуг входят: создание, проверка и подтверждение усовершенствованной электронной подписи или печати; формирование, проверка и подтверждение действия сертификата электронной подписи или печати; формирование, проверка и подтверждение действия сертификата подлинности веб-сайта; формирование, проверка и подтверждение электронной отметки времени; регистрируемая электронная доставка; хранение усовершенствованных электронных подписей, печатей, электронных меток времени и сертификатов, связанных с этими услугами. Законом также устанавливаются правила прохождения оценки соответствия в сфере электронных доверительных услуг. Центральный удостоверяющий орган будет формировать доверительный список, содержащий информацию обо всех квалифицированных поставщиках и услугах, которые они предоставляют.

Законом определено, что электронная идентификация осуществляется с помощью определенных средств (носителей информации, содержащих идентификационные данные лица и используемых для аутентификации), подпадающих под схему, утвержденную Кабинетом Министров Украины. Такая схема, кроме прочего, должна устанавливать высокий, средний или низкий уровни доверия к средствам электронной идентификации согласно определенным критериям. Кроме того, установлено, что использование квалифицированных электронных подписей и печатей обеспечивает высокий уровень доверия к схемам, а использование усовершенствованных электронных подписей и печатей — средний уровень.

Отдельное внимание в Законе уделено международному сотрудничеству в сферах электронных доверительных услуг и электронной идентификации. Электронные доверительные услуги, предоставляемые в соответствии с требованиями нормативно-правовых актов, регулирующих правовые отношения в сфере электронных доверительных услуг в иностранных государствах, будут признаваться на Украине электронными доверительными услугами того же вида в случае соответствия хотя бы одному из установленных Законом условий: поставщик электронных доверительных услуг иностранного государства соответствует требованиям Закона (что подтверждается удостоверяющим органом) либо внесен в доверительный список государства, с которым Украина заключила соответствующий международный договор.

Для внедрения новаций предусмотрен переходный период — Закон вступит в силу через год со дня его опубликования. Кроме того, уже существующие аккредитованные центры сертификации ключей будут автоматически внесены в доверительный список.

Введение всеохватывающего «бесконтактного» предоставления админуслуг, переход на электронную идентификацию — давно ожидаемые обществом изменения, которые должны привести к уменьшению бюрократии, очередей, а в идеале также к искоренению коррупции. Но важен не только хороший закон, но и качественная, полноценная реализация его на практике.

Путь к электронному государству и цифровому рынку ЕС — изменения системные, а принятие Закона «Об электронных доверительных услугах» — только их часть, хотя крайне необходимая, отмечает Юрий Котляров, партнер, руководитель практики ТМТ АО Juscutum. «Еще раз хочется обратить внимание на существующий опыт реализации e-government. В частности, интересен опыт Эстонии. В этой стране система электронного государства первоначально построена на основе взаимодействия телекоммуникационных компаний и государства: они вместе внедрили X-ROAD — единую платформу, к которой имеют доступ государство, бизнес и граждане, через которую они все взаимодействуют и которая синхронизирует данные всех участников системы для исключения вероятности их повторного запроса. Построение такой системы стало возможным в том числе благодаря наличию эффективного механизма электронной идентификации», — рассказал г-н Котляров.

«Электронная идентификация действительно позволит получать административные услуги и регистрировать субъекты хозяйственной деятельности онлайн, но в глобальном смысле ее основное назначение — это создание условий для быстрого и безопасного обмена данными/совершения трансакций между государством, бизнесом и гражданами, — разъяснил Юрий Котляров. — Именно такой обмен выступает ключевым фактором построения всей цифровой экосистемы государства и в дальнейшем потребует внедрения новых технологий. Поэтому от государства ожидается прежде всего системность, направленная на максимально эффективный результат, который будет соответствовать основному назначению электронной идентификации. Закон в целом устанавливает возможность внедрения использования для электронной идентификации таких прогрессивных и удобных для граждан технологий, как Mobile ID и Bank ID. Пожалуй, эти инструменты станут одними из самых востребованных среди граждан в силу своей простоты и доступности. Для реализации возможностей электронной идентификации с помощью технологий Mobile ID и Bank ID в соответствии с Законом должны быть определены и утверждены Кабинетом Министров соответствующие схемы электронной идентификации в зависимости от уровня доверия к средству электронной идентификации. К разработке таких схем привлекут сразу несколько ведомств. Премьер-министр, со своей стороны, сразу же после принятия Закона публично заявил о внедрении Mobile ID уже до конца года. Мы же, юристы, понимаем, что «дьявол кроется в деталях». Ничто так не может испортить хороший план, как плохая его реализация. Поэтому ожидаем проработки правительством подзаконных нормативных актов».

Поделиться

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Пожалуйста, авторизуйтесь чтобы добавить комментарий.
Slider

Содержание

Акцент

Семеро одно ждут

Государство и юристы

Электронному суду быть?

Контролируемое банкротство

Учебное подобие

Государство и юристы

Новости законотворчества

Подан альтернативный законопроект о юробразовании

Государство и юристы

IDеальные условия

Государство и юристы

Новости законотворчества

Предлагается изменить закон о соцзащите лиц с инвалидностью

Государство и юристы

Остров Крипт

Государство и юристы

Новости законотворчества

Прописаны новые гарантии для задержанных

Государство и юристы

Господа — в присяжные!

Новости из зала суда

Судебная практика

На требования ликвидатора распространяется юрисдикция админсудов 

Черкасский отель «Апельсин» проиграл спор с отделением АМКУ

Новости юридических фирм

Частная практика

АК «Коннов и Созановский» предоставила правовую поддержку «Катерпиллар Файнэншл Украина»

Asters — финалист премии «Лучшая европейская юридическая фирма года» от The British Legal Awards 2017

Interlegal провела тренинг для украинских трейдеров

Отрасли практики

Исключительное дело

Попасть в план

Земельная расплата

Декламация безопасности

Рабочий график

Карта событий

Репортаж

Сборная в Австралии

Фирмы защиты

Бить примером

Самое важное

Спорится дело

Допремьерный показ

Регламентируя данные

Судебная практика

Одни оговорки

Клиент превыше всего

Отпускная цена

Тема номера

Судопроизводственная необходимость

Обработать рано

Вызвать позицию

Собор доказательств

Ипотеки час

Частная практика

Перерыв на обет

Предельный прок

Финансовый ход

Другие новости

PRAVO.UA

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: