прапор_України

Генеральний партнер 2022 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №43 (1035) » Учебное подобие

Учебное подобие

Вслед за судейским направлением по имплементации конституционных новаций законодатели в скором времени могут освоить и прокурорское, правда, не полностью, а только в части деятельности Квалификационно-дисциплинарной комиссии прокуроров (КДКП) — нового органа, работа которого, как известно, была запущена весной 2017 года, после того как прокурорское сообщество заполнило свою квоту в КДКП, назначив в ходе Всеукраинской конференции прокуроров пять членов Комиссии. 4 октября с.г. группа народных депутатов во главе с первым заместителем председателя Комитета Верховного Совета Украины по вопросам законодательного обеспечения правоохранительной деятельности Николаем Паламарчуком внесла на рассмотрение парламента законопроект «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины в связи с принятием Закона Украины «О внесении изменений в Конституцию Украины (относительно правосудия)» (в части усовершенствования деятельности КДКП)». Причем в вопросе приведения деятельности КДКП в соответствие с новыми конституционными реалиями парламентарии решили, что называется, не изобретать велосипед, а взять на вооружение кадровые механизмы, предусмотренные для судей, и адаптировать к ним процедуру отбора и профессиональной подготовки прокуроров.

В части унификации прокурорских и судейских кадровых процедур законодательной инициативой (проектом № 7165) предусматриваются следующие изменения Закона Украины «О прокуратуре» (Закон). В предложенной редакции статьи 29 Закона устанавливается новый кадровый концепт: отбор кандидатов на должность прокурора местной прокуратуры заключается в прохождении лицами, допущенными к отбору, отборочного экзамена, организации проведения КДКП в отношении лиц специальной проверки в порядке, установленном законодательством в сфере предотвращения коррупции, с учетом особенностей, определенных профильным законом, а также в прохождении специальной подготовки и сдаче квалификационного экзамена. Если сравнивать действующую процедуру с предложенной, новацией можно считать то, что зачисление кандидата на должность прокурора для прохождения специальной подготовки проводится по результатам отборочного экзамена (это новая начальная стадия отбора, осуществляемая в форме анонимного тестирования с целью проверки уровня общих теоретических знаний кандидата в сфере права, владения им государственным языком, личных морально-психологических качеств), а квалификационный экзамен сдается уже после специальной подготовки. На период ее прохождения кандидатом по аналогии с правилами, установленными для претендентов на судейскую должность, за ним сохраняется основное место работы, и срок такой подготовки засчитывается в стаж профессиональной деятельности в сфере права. При этом нынешние законодательные предписания относительно того, что в период прохождения кандидатом на должность прокурора специальной подготовки ему выплачивается стипендия в размере не менее двух третей должностного оклада прокурора местной прокуратуры, остаются неизменными.

Проектом № 7165 предусматривается и некий финансовый фактор, призванный дисциплинировать соискателей, проходящих спецподготовку в Национальной академии прокуратуры Украины. В части 7 предложенной редакции статьи 33 Закона устанавливается следующее: в случае нарушения кандидатом порядка прохождения специальной подготовки, что привело к его отчислению, прекращению кандидатом прохождения такой подготовки по собственной инициативе, неуспешному выполнению претендентом программы специальной подготовки он должен возместить средства, затраченные на его подготовку. Принцип такой денежной компенсации будет действовать и в ситуации, когда кандидат без уважительных причин не явился для сдачи квалификационного экзамена или в течение трех лет со дня зачисления в резерв не подал заявление об участии в конкурсе на занятие вакантной должности прокурора местной прокуратуры или по собственному желанию исключен из резерва.

Авторы законопроекта выступают и за приведение статусов Национальной академии прокуратуры Украины и КДКП в соответствие со статусами аналогичных органов в системе правосудия — Национальной школы судей Украины и Высшей квалификационной комиссии судей (ВККС) Украины соответственно. Причем в случае с КДКП аналогия с ВККС проводится и в части материального обеспечения деятельности. Среди прочего прописывается, что размер вознаграждения члена КДКП устанавливается на уровне вознаграждения, определенном Законом Украины «О судоустройстве и статусе судей» для членов ВККС. Размер вознаграждения последних (тех членов Комиссии, кто не является судьей), отметим, устанавливается в размере должностного оклада судьи Верховного Суда (исчисляется 75 прожиточными минимумами для трудоспособных лиц) с коэффициентом 1,5. Согласно действующим правилам (части 7 статьи 74 Закона), условия оплаты труда, социального обеспечения членов КДКП (работающих, напомним, на постоянной основе и на время исполнения своих обязанностей откомандированных в Комиссию) определяются в соответствии с принципами, установленными для соответствующей категории государственных служащих, а за членами КДКП, которые являются прокурорами, сохраняются гарантии социального обеспечения, предусмотренные профильным законом. Следует отметить, что вопрос оплаты труда членов КДКП правительство урегулировало соответствующим постановлением 4 июля с.г. Документом, в частности, установлено, что размеры должностных окладов членов Комиссии определяются по схеме должностных окладов на должностях государственной службы, предусмотренной для государственных органов, юрисдикция которых распространяется на всю территорию Украины: председателя Комиссии — по группе 1 оплаты труда (порядка 12 тыс. грн), заместителя председателя Комиссии — по группе 2 оплаты труда (около 11 тыс. грн), членов Комиссии — по группе 3 оплаты труда (более 10 тыс. грн). Также членам Комиссии предусмотрена выплата надбавки за выслугу лет, премий и материальной помощи.

Параллель между законодательным регулированием деятельности судей и прокуроров проводится и по другим вопросам. Например, данной законодательной инициативой предлагается ввести должность помощника прокурора, а также оценивание прокуроров: оно проводится во время пребывания прокурора на должности с целью установления соответствия квалификации прокурора занимаемой должности, выявления индивидуальных потребностей по совершенствованию, стимулирования его к поддержанию квалификации на должном уровне и профессиональному росту. Прокурор проходит очередное оценивание один раз в три года. Внеочередное оценивание прокурора может быть проведено по его заявлению или на основании решения КДКП. Результаты оценивания прокурора могут учитываться при рассмотрении вопроса о назначении прокурора на административную должность. Кроме того, предусматриваются новые основания для дисциплинарной ответственности прокуроров, а именно: неуведомление или несвоевременное уведомление о реальном или потенциальном конфликте интересов; указание в декларации лица, уполномоченного на выполнение функций государства или местного самоуправления, заведомо ложных сведений или умышленное неуказание сведений, предусмотренных законодательством, при отсутствии признаков коррупционного преступления или административного правонарушения, связанного с коррупцией; допущение прокурором недобропорядочного поведения; непрохождение повышения квалификации в Национальной академии прокуратуры Украины или непрохождение оценивания для подтверждения соответствия квалификации прокурора занимаемой должности.

Законодательной инициативой также предложено увеличить каденцию членов КДКП с трех до шести лет. Правда, в этом случае говорить об аналогии с профильным судейским законом не приходится, поскольку срок полномочий членов ВККС составляет четыре года.

 

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

tg-10
4_TaxForce600_90
covid
На-сайт_балы_600х90
На-сайт1_600x90
top50_2020_600x90
ULF_0002
Vacancies_600x90_ua
doroszab2
Slide

Зміст

Акцент

Семеро одно ждут

Государство и юристы

Электронному суду быть?

Контролируемое банкротство

Учебное подобие

Государство и юристы

Новости законотворчества

Подан альтернативный законопроект о юробразовании

Государство и юристы

IDеальные условия

Государство и юристы

Новости законотворчества

Предлагается изменить закон о соцзащите лиц с инвалидностью

Государство и юристы

Остров Крипт

Государство и юристы

Новости законотворчества

Прописаны новые гарантии для задержанных

Государство и юристы

Господа — в присяжные!

Новости из зала суда

Судебная практика

На требования ликвидатора распространяется юрисдикция админсудов 

Черкасский отель «Апельсин» проиграл спор с отделением АМКУ

Новости юридических фирм

Частная практика

АК «Коннов и Созановский» предоставила правовую поддержку «Катерпиллар Файнэншл Украина»

Asters — финалист премии «Лучшая европейская юридическая фирма года» от The British Legal Awards 2017

Interlegal провела тренинг для украинских трейдеров

Отрасли практики

Исключительное дело

Попасть в план

Земельная расплата

Декламация безопасности

Рабочий график

Карта событий

Репортаж

Сборная в Австралии

Фирмы защиты

Бить примером

Самое важное

Спорится дело

Допремьерный показ

Регламентируя данные

Судебная практика

Одни оговорки

Клиент превыше всего

Отпускная цена

Тема номера

Судопроизводственная необходимость

Обработать рано

Вызвать позицию

Собор доказательств

Ипотеки час

Частная практика

Перерыв на обет

Предельный прок

Финансовый ход

Інші новини

PRAVO.UA