После перехода на рыночные принципы деятельности не только негоциантов, но и юристов, многие так называемые «постсоветские» страны столкнулись со схожей проблемой — предоставление юридической помощи малообеспеченным и социально незащищенным слоям общества стало недоступным в силу своей дороговизны. И если с предоставлением правовой помощи по уголовным делам в случае, когда участие защитника является обязательным, еще кое-как справляются молодые адвокаты коллегий или последователи «классической адвокатуры», то с предоставлением помощи указанным категориям населения по гражданским, семейным или трудовым вопросам крайне плохо во всех странах.
К примеру, о качественной системе бесплатной (для выгодополучателя) правовой помощи на Украине уже говорят более десятка лет. Отметим, что неоднократно разрабатывались соответствующие проекты законов, но они не были приняты парламентом хотя бы в первом чтении. Более того, в 2006 году была разработана и даже утверждена Указом Президента Украины № 509/2006 от 9 июня 2006 года Концепция формирования системы бесплатной правовой помощи на Украине. Но дальше слов в нашей стране не пошли.
В то же время в соседней Российской Федерации улучшать ситуацию начали экспериментальным путем, а не теоретическими беседами. Напомним читателю, что еще 22 августа 2005 года было принято постановление Правительства Российской Федерации № 534 «О проведении эксперимента по созданию государственной системы оказания бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам». Таким образом, было определено, что на территории Республики Карелия, Чеченской Республики, Волгоградской, Иркутской, Магаданской, Московской, Самарской, Свердловской, Томской и Ульяновской областей РФ с 1 января 2006 года по 31 декабря 2006 года проводится эксперимент по оказанию бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам — в указанных регионах создаются 10 государственных юридических бюро. В каждом из них работают по 15 человек, в том числе 13 юристов.
На указанные цели были выделены бюджетные средства, найдены помещения, и в указанные сроки эксперимент начался. Отметим, что в указанных регионах эксперимент был продлен на 2007 год, а также на 2008 годы.
Согласно Положению об оказании бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам, обращаясь в государственное юридическое бюро, можно рассчитывать: на юридическую помощь в виде консультации по правовым вопросам в устной и письменной форме малоимущим гражданам, а на устные консультации — инвалидам I и II групп, ветеранам Великой Отечественной войны, неработающим пенсионерам, получающим пенсию по старости, вне зависимости от уровня их дохода. Кроме того, сотрудники госюрбюро занимаются составлением заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера, более того, госюрбюро обеспечивают участие работников государственных юридических бюро в качестве представителей граждан в гражданском судопроизводстве, исполнительном производстве по гражданским делам, а также представляют интересы граждан в органах местного самоуправления, общественных объединениях и иных организациях.
Решение о предоставлении помощи принимается в день обращения гражданина и подачи им необходимого пакета документов. А все услуги (кроме устной консультации) предоставляются на основании соответствующего письменного договора между гражданином и государственным юридическим бюро.
Координатором данного эксперимента определена Федеральная регистрационная служба, которая также наделена полномочиями, в том числе по координации и контролю деятельности государственных юридических бюро; определению в соответствии с законодательством Российской Федерации порядка и условий оплаты труда работников государственных юридических бюро; обеспечению решения вопросов, связанных с материально-техническим оснащением государственных юридических бюро.
Отметим также, что для сотрудников госюрбюро, которые работают в них на постоянной основе и предоставляют правовую помощь гражданам, установлены минимальные профессиональные требования: наличие высшего юридического образования, полученного в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении высшего профессионального образования. На них фактически распространяются те же требования, которые правила этики адвокатов устанавливают для сотрудничества адвокатов с клиентами. Например, сотрудник госюрбюро не вправе оказывать юридическую помощь, если в отношении вопроса, с которым гражданин обратился в государственное юридическое бюро, он: имеет свои интересы, отличные от интересов гражданина; участвовал в его рассмотрении (решении) в качестве судьи, третейского судьи или арбитра, посредника, прокурора, следователя, дознавателя, эксперта, специалиста, переводчика; являлся должностным лицом, в компетенцию которого входило принятие решения в интересах этого гражданина; оказывает юридическую помощь другому лицу, интересы которого противоречат интересам обратившегося гражданина. Также установлен запрет разглашать сведения, сообщенные ему гражданином в связи с оказанием юридической помощи, без согласия этого гражданина, что вполне походит на принцип адвокатской тайны. Но также государственные юридические бюро имеют право заключать договоры о предоставлении юридических услуг гражданам с адвокатами как для предоставления услуг на постоянной основе, так и для помощи конкретному гражданину. Оплата их работы определяется в договоре, но за день участия в пределах от одной четвертой до одной второй минимального размера заработной платы, предусмотренного законодательством Российской Федерации для регулирования оплаты труда, а также для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности. В случае предоставления услуг, в соответствии со статьей 26 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», оплата труда определяется по правилам статьи 25 этого Закона.
Отметим, что новшество постсоветского пространства не ново для развитых стран. Собственно, эта система основывается на мировом опыте, в частности, на системе государственной юридической помощи малоимущим гражданам Финляндии. Далее она была удачно применена в других скандинавских странах. Примеры аналогичных систем есть и в других европейских странах, например, Нидерландах, Франции, где при каждом региональном суде создана служба (офис) юридической помощи для малоимущих, в Германии, где бесплатную юридическую помощь малоимущим оказывают за счет государственных средств не государственные служащие, и не адвокаты, а частнопрактикующие юристы. Отметим и Израиль, где с середины 80-х годов работники бюро государственного защитника, которые являются государственными служащими и получают зарплату из госбюджета, помогают тем, кто не может обратиться к платному адвокату.
Собственно, по мнению Федеральной регистрационной службы, позитив от внедрения госюрбюро налицо. Их работа способствует реализации гарантированного статьей 48 Конституции Российской Федерации права на получение квалифицированной юридической помощи. Это подтверждается тем, что в более чем трети случаев обращения граждан за помощью таковая предоставляется, причем клиентами госюрбюро в большинстве случаев являются пенсионеры, инвалиды и безработные. Нередки случаи предоставления услуг работникам бюджетной сферы, ветеранам и студентам.
Отметим также, что основная часть вопросов — жилищные, семейные и трудовые. Кроме того, консультации предоставляются по вопросам социального обеспечения и наследования.
Собственно, посмотрев на стоимость квалифицированной помощи по этим вопросам в юридических фирмах и адвокатских объединениях, можно сказать, что необходимость работы госюрбюро оправдана.
Впрочем, основываясь на этом, Федеральная регистрационная служба предлагает расширить границы эксперимента и создать аналогичные государственные юридические бюро в других регионах. Пока предложение касается создания бюро в тех районах, где недостаточно адвокатов, предоставляющих аналогичные бесплатные услуги, либо много малоимущих. Пока еще эта инициатива рассматривается профильными министерствами, но в Федеральной регистрационной службе убеждены в необходимости создания государственных юридических бюро по всей стране, но это должно быть определено на законодательном уровне.
Хотя отметим, что проведение эксперимента сопровождалось жесткой дискуссией в юридической среде, поэтому распространение его результатов на территорию всего государства может также быть встречено практикующими адвокатами неодобрительно. Среди основных аргументов против — такой институт является попыткой создать прообраз государственной адвокатуры, для того чтобы адвокатов, которые, отстаивая права граждан, якобы борются с государством и иногда входят в противостояние с государственными органами, отстранить от такой деятельности и дать государству возможность представлять себя в этой сфере.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…