Очередной вариант усовершенствования Закона Украины «О третейских судах» внесен на рассмотрение парламентом народным депутатом Украины, первым заместителем профильного парламентского Комитета по вопросам правосудия Юрием Кармазиным. Как указывается в пояснительной записке к законопроекту, он разработан во исполнение резолюции Третейской палаты Украины от 14 марта 2008 года.
По мнению автора законопроекта, практика применения Закона Украины «О третейских судах» засвидетельствовала его несовершенство, поскольку вне поля зрения законодателей остался целый ряд важных проблем: от вопроса о статусе третейских судов до проблемы контроля, в том числе и государственного, за их деятельностью. Соответственно, предлагается довольно-таки обширный перечень изменений, среди которых отметим: создание на Украине действенных механизмов контроля за деятельностью третейских судов, в том числе государственного контроля; устранение недостатков и правовых пробелов по вопросам исполнения решений третейских судов; ограничение компетенции судов ad hoc и установления жесткого контроля за их деятельностью; уточнение института обжалования решений третейских судов; усовершенствование институтов обеспечения исков, истребования доказательств; уточнение статуса Третейской палаты Украины и предоставление ей контрольных полномочий.
Процессуальные тонкости
Законопроектом предлагаются изменения и усовершенствования практически во все стадии третейского рассмотрения дел — от новых требований к третейскому соглашению до урегулирования исполнения решений третейских судов. Также предлагается ввести институт пересмотра решения третейского суда по вновь открывшимся обстоятельствам.
Предлагается развитие положения о конфиденциальности третейского рассмотрения — споры рассматриваются в закрытом заседании, рассмотрение в открытом режиме возможно только по согласию сторон. А изменения в статью 38 расширяют полномочия третейского суда относительно истребования документов от третьих лиц.
Предложено решение актуального вопроса обжалования решения третейского суда третьими лицами — решение третейского суда может быть обжаловано лицами, которые не принимали участия в деле, если суд решил вопрос об их правах и обязанностях. Дело по жалобе на решение третейского суда подлежит рассмотрению на протяжении 15 дней со дня ее поступления в суд. Предлагается сократить сроки подачи заявления об отмене решения третейского суда до одного месяца со дня принятия решения третейским судом. При этом лицо, которое не принимало участия в деле, если суд решил вопрос о его правах и обязанностях, может подать заявление об отмене решения третейского суда на протяжении одного месяца с момента, когда оно узнало о существовании такого решения.
Усовершенствования относительно исполнения решений третейских судов сводятся к тому, что исполнение решения третейского суда, если такое исполнение нуждается в совершении действий органами государственной власти, органами местного самоуправления и их служебными лицами, осуществляется органами государственной исполнительной службы. Также предлагается закрепить возможность принудительного исполнения определений третейского суда.
Подконтрольный ad hoc
Деятельность третейских судов, созданных для решения конкретного спора (ad hoc), традиционно вызывает множество нареканий, во многих случаях полностью обоснованных. Законопроектом гна Кармазина предлагается урегулировать деятельность ad hoc следующим образом. Первое: ограничить компетенцию «дела в спорах о признании сделки недействительной, а также дела в спорах о признании сделки действительной, неподведомственные третейским судам для решения конкретного спора (суды ad hoc)». Второе: предоставить контрольные полномочия Третейской палате Украины «на протяжении трех рабочих дней с момента своего образования третейский суд для решения конкретного спора (ad hoc) обязан сообщить Третейской палате Украины о третейском соглашении, на основании которого он создан, а также предоставить копию такого третейского соглашения, сведения о составе суда с указанием фамилии, имени, отчества; даты рождения; места проживания; места работы; документов, подтверждающих образование, специальности, квалификации, телефонов. Обязанность относительно предоставления указанных документов и информации возлагается на председательствующего состава третейского суда или на третейского судью в случае единоличного решения спора». Третейский суд для решения конкретного спора (ad hoc) приобретет полномочия с момента подтверждения Третейской палаты Украины о выполнении вышеуказанных требований. Третье: обеспечить хранение дел «дела, рассмотренные третейским судом для решения конкретного спора, хранятся в архиве Третейской палаты Украины на протяжении 10 лет со дня принятия решения третейского суда».
Расширяя и углубляя
Предлагается усовершенствовать и статус Третейской палаты Украины. Согласно предложенным изменениям в статью 58 Закона Украины «О третейских судах», Третейской палате Украины будет предоставлен статус юридического лица, которое ведет соответствующий учет и отчетность. Регистрация Третейской палаты Украины будет осуществляться Министерством юстиции Украины на основании заявления и Положения о Третейской палате Украины. Также будут значительно расширены полномочия этого постоянно действующего органа третейского самоуправления. Среди «новопредложенных» полномочий отметим ведение Единого реестра третейских судов на Украине, проведение аттестации (сертификации) третейских судов (третейские суды становятся дееспособными только с момента внесения третейского суда в Единый реестр третейских судов на Украине). Третейской палате Украины предлагается предоставить право инициировать отмену государственной регистрации третейского суда. Предусматривается, что решение об отмене регистрации третейского суда будет приниматься судом общей юрисдикции. Также будут расширены полномочия этого органа в вопросах контроля за деятельностью третейских судов, создаваемых для решения конкретного спора.
Отметим, что законопроект гна Кармазина можно назвать своеобразной квинтэссенцией и развитием законопроектов относительно урегулирования третейского судопроизводства, ранее зарегистрированных в парламенте. Предложенные нормативные изменения, не отличаясь особой радикальностью, способны в случае их принятия повлиять на сложившуюся в сфере третейского судопроизводства ситуацию.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…