Необходимость существования органа, который бы ставил точку в споре о правомерности (соответствии принципам и правилам, задекларированным в Основном Законе государства) актов компетентных органов и должностных лиц, правильного и однозначного понимания предписаний конституций и законов практически не вызывает сомнений у европейского сообщества. Особенно, как утверждают эксперты-правоведы и политологи, в процессе становления государственности и демократизации общественно-политических процессов в странах политические силы стремятся сохранить судебную ветвь власти, все судебные органы, более того — сделать их максимально независимыми. В то же время на Украине — и это озадачивает многих политиков — периодически то одной политической силой, то другой высказываются идеи о необходимости упразднения Конституционного Суда Украины как органа. Что, в свою очередь, оценивается зачастую как попытка давления на данный орган. Очевидно, что такое положение вещей и стало одним из факторов при определении темы международной конференции по конституционному праву «Конституционный Суд в системе органов государственной власти: актуальные проблемы, пути их решения», которая состоялась 16 мая с.г. в Киеве. Организатором данного мероприятия, в котором приняли участие эксперты-конституционалисты, судьи Конституционного Суда Украины и представители конституционных судов (советов) из 14 стран Европы, выступил Конституционный Суд Украины (КСУ) совместно с Венецианской комиссией Совета Европы, Координатором проектов ОБСЕ на Украине и Немецким фондом международного сотрудничества. Отметим, что на событии столь высокого уровня также присутствовал и выступил с приветственной речью Президент Украины Виктор Ющенко. Он, в частности, пожелал плодотворной работы участникам, подчеркнув, что в процессе конституционной реформы, которая ныне проводится на Украине, необходимо создать такие основы деятельности Конституционного Суда, чтобы этот орган был действенным и имел возможность без неправомерного давления со стороны кого бы то ни было выполнять свои функции.
Отметим также, что в приветственной речи Секретаря Венецианской комиссии Совета Европы Джанни Букиккио отмечалось, что Конституция Украины 1996 года была высоко оценена европейскими экспертами. Также он указал на то, что, несмотря на разные тенденции и инициативы, трудно отказаться ныне от доказанной Хансом Кельзеном необходимости существования отдельного органа, который бы осуществлял контроль за соблюдением конституции. При этом таким органом не может быть обычный суд — у него должен быть особый порядок формирования и задачи. Кроме того, в докладе шла речь о ныне популярной тенденции расширять круг субъектов обращения в конституционный суд и введении института индивидуальной жалобы. По мнению г-на Букиккио, равно как и многих европейских экспертов, это позволило бы суду более качественно выполнять функции по защите прав и свобод граждан, гарантированных Основным Законом.
Как следует из докладов присутствующих на конференции представителей конституционных судов других стран, в каждой стране на том или ином этапе развития возникал вопрос о целесообразности существования и месте конституционных судов в системе органов государственной власти. Как правило — это самостоятельные органы в сфере судебной власти. Но по своим полномочиям и порядку работы найти два идентичных конституционных суда в пределах Европы сложно. Таким образом, предлагаем вам небольшое обозрение национальных особенностей конституционных судов отдельных европейских стран.
Член Венецианской комиссии от Латвийской Республики, Председатель Конституционного Суда Латвийской Республики (в 2000—2007 годах) Айварс Эндзинш в своем докладе отметил, что ликвидация конституционного суда возможна в авторитарном обществе, но никак недопустима в демократическом. Когда в 1999 году выдвигались инициативы по ликвидации КС Латвии, он продолжил работу — конфликт был исчерпан с помощью средств массовой информации, которые встали на защиту КС. Впоследствии инициаторы ликвидации говорили о том, что они преследовали цель улучшить деятельность данного органа. Такого рода высказывания могут быть основаны на том, что политики зачастую разочаровываются в решениях конституционных судов, поскольку те не встают на их позиции, а защищают конституцию. Даже в Германии был период, когда высказывалась острая критика деятельности конституционного суда. Но в ФРГ это не повлекло кризиса, а на Украине, к сожалению, наоборот. Исследуя причины, стоит учесть наличие и качество политических традиций, а также такой фактор, как зрелость демократии. В любом случае эта ситуация — урок, который показал, что существует потребность менять как минимум процесс замены судей КСУ. В самой Латвии на сей счет внесли изменение в законодательство, и теперь, если парламент задерживает назначение на должность нового судьи, судья, у которого истек срок полномочий, продолжает исполнять свои функции до того, как приобретет полномочия его преемник.
Напротив, в Республике Казахстан, как можно заключить из доклада Председателя Конституционного Совета Республики Казахстан Игоря Рогова, подобных проблем не возникает. Отметим, что Конституционный Совет там состоит из семи членов, трое из которых назначаются президентом страны, а по двое — палатами парламента. Одна особенность — экс-президент республики входит в состав совета пожизненно. Отметим особенности конституционного производства в Казахстане. По словам г-на Рогова, в Казахстане, если при рассмотрении дела судом возникает вопрос о толковании или конституционности нормы законодательства, они приостанавливают производство по делу и направляют в Конституционный Совет обращение, на основании которого и принимают свое решение. Более того, такой порядок является эффективным, ведь подавляющее большинство обращений в Конституционный Совет подают суды. Кроме того, Конституционный Совет имеет право проводить экспертизу законопроектов до принятия их парламентом. Еще одна особенность — президент имеет право внести свое возражение на решение Совета, после чего за него проводится повторное голосование. Если набирается более двух третьих голосов — решение остается в силе.
Австрия, наверное, одно из немногих государств, в котором деятельность конституционного суда прекращалась. Как рассказал судья Конституционного Суда Австрийской Республики Гербер Халлер, в период мировых войн суд не действовал. Этот институт был возобновлен только после окончания Второй мировой войны, и ныне он пользуется высоким авторитетом, пожалуй, даже большим, нежели правительство или парламент. Хотя судей данного органа назначают политические органы, это осуществляется не по партийному принципу. Более того, если претендент когда-либо принадлежал к любой из партий, то он может быть избран на должность только спустя 4 года после выхода из политической партии. Одна из особенностей работы Конституционного Суда Австрии состоит в том, что судьи избираются не на определенный срок, а до достижения 70-летнего возраста (если судья здоров и не решает самостоятельно покинуть должность). И вполне нормальным считается, когда судья занимает должность 25—30 лет. Это позволяет сохранить знания и традиции, сформировать практику, укрепить этику.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…