В последнее время наблюдается тенденция увеличения количества обращений граждан в местные исполнительные органы в связи с выдачей заключений экспертами по условиям труда относительно решения о назначении или ликвидации пенсий на льготных условиях. В связи с этим возникает вопрос, какими же нормативными документами на сегодняшний день предусмотрен порядок проведения экспертизы (которая проводится в связи с обращениями граждан) в случае возникновения споров между гражданами и юридическими лицами по вопросам оценки условий труда, предоставления льгот и компенсаций за работу во вредных и тяжелых условиях.
В соответствии с Указом Президента Украины № 292/2001 от 7 мая 2001 года «О неотложных мерах по ускорению погашения задолженности по заработной плате» (далее — Указ Президента № 292/2001), Кабинету Министров Украины было поручено обеспечить создание территориальных органов Государственного департамента надзора за соблюдением законодательства о труде. Во исполнение Постановления Кабинета Министров Украины № 959 от 9 августа 2001 года «Об установлении предельной численности сотрудников территориальных органов Государственного департамента надзора за соблюдением законодательства о труде», с 1 сентября 2001 года такие территориальные органы были созданы за счет уменьшения численности работников местных государственных администраций. Однако при этом не были внесены изменения в Постановление Кабинета Министров Украины № 906 от 2 авгутса 1996 года «Об утверждении Положения о Государственной инспекции труда Министерства труда и социальной политики», а также в Постановление Кабинета Министров Украины № 1771 от 29 ноября 2000 года «Об утверждении Положения о Государственном департаменте надзора за соблюдением законодательства о труде» (далее — Постановление № 1771).
В соответствии с Постановлением № 1771, Государственный департамент надзора за соблюдением законодательства о труде является правопреемником Главной государственной инспекции труда и Государственной экспертизы условий труда Украины, и, в соответствии с Положением о Государственном департаменте надзора за соблюдением законодательства о труде, его территориальные органы должны обеспечивать проведение государственной экспертизы условий труда, а также осуществлять государственный контроль за правильностью назначения и предоставления работникам предприятий социальных гарантий и компенсаций за работу во вредных и тяжелых условиях в соответствии с действующим законодательством. Первым заместителем директора Государственного департамента надзора за соблюдением законодательства о труде — Главного государственного инспектора труда Украины — является Главный государственный эксперт Украины по условиям труда.
В результате, в регионах территориальные органы Государственного департаменте надзора за соблюдением законодательства о труде издают предписания и акты в рамках исполнения служебных обязанностей в соответствии с «Положением о Государственном департаменте надзора за соблюдением законодательства о труде», утвержденным Постановлением № 1771, а местные инспекции по контролю за соблюдением законодательства о занятости населения, которые являются подразделениями Государственной инспекции труда Министерства труда и социальной политики Украины, издают свои акты со ссылкой на Постановление Кабинета Министров Украины № 906 от 2 августа 1996 года «Об утверждении Положения о государственной инспекции труда Министерства труда и социальной политики».
Таким образом, неприведение в соответствие вышеуказанных Постановлений с Указом Президента № 292/2001 приводит к тому, что осуществление единой государственной политики в этой сфере не обеспечивается. Кроме того, функции обеспечения проведения государственной экспертизы условий труда, в соответствии с Указом Президента Украины № 1035/2000 от 30 августа 2000 года «O Положении о Министерстве труда и социальной политики Украины»; Указом Президента № 292/2001; Постановлением № 1771, возложены на Государственный департамент надзора за соблюдением законодательства о труде Министерства труда и социальной политики Украины. Что же касается Постановления Кабинета Министров Украины № 1498 от 29 сентября 2000 года «Об утверждении Типовых положений о главном управлении труда и социальной защиты населения областной, Киевской городской государственной администрации, управлении труда и социальной защиты населения Севастопольской городской государственной администрации и об управлении труда и социальной защиты населения районных в городах Киеве и Севастополе государственных администраций», то в нем не указаны функции государственной экспертизы условий труда в структурных подразделениях местных государственных администраций. А Постановление Кабинета Министров Украины № 2288 от 13 декабря 1999 года
«Об упорядочении условий оплаты труда работников аппарата органов исполнительной власти, местного самоуправления и их исполнительных органов, органов прокуратуры, судов и других органов» не предусматривает в органах местной исполнительной власти должность государственного эксперта по условиям труда.
Кроме того, с целью повышения эффективности работы территориальных органов Государственного департамента надзора за соблюдением законодательства о труде Постановлением Кабинета Министров Украины № 959 от 9 августа 2001 года «Oб установлении предельной численности сотрудников территориальных органов Государственного департамента надзора за соблюдением законодательства о труде» предусматривалось приведение структуры органов, осуществляющих государственный контроль за соблюдением законодательства о труде, в соответствие с требованиями Конвенции Международной организации труда № 81 от 11 июля 1947 года «Об инспекции труда в промышленности и торговле». В вышеуказанной Конвенции задачами системы инспекции труда являются: обеспечение применения положений законодательства об условиях труда и безопасности трудящихся в процессе их работы, в частности положений о продолжительности рабочего дня, заработной плате, безопасности труда, охране здоровья, использовании труда детей и подростков и др.
Следует также отметить, что в Указе Президента Украины № 717 от 24 мая 2000 года «Об Основных направлениях социальной политики на период до 2004 года» обращалось внимание на необходимость подготовки проекта закона о государственном надзоре и контроле за соблюдением законодательства о труде и охране труда. Учитывая вышеизложенное, во избежание противоречий необходимо рассмотреть вопрос приведения в соответствие норм действующего законодательства о механизме государственной экспертизы условий труда, который действовал в бывшем Советском Союзе, Постановления Кабинета Министров Украины № 906 от 2 августа 1996 года «Положение о государственном инспекторе труда Министерства труда и социальной политики» и Постановления № 1771 с Указом Президента № 292/2001 и Законом Украины № 586-XIV от 9 апреля 1999 года «О местных государственных администрациях».
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…