О стратегии развития юридической фирмы в нынешних условиях и факторах, определяющих тенденции рынка, рассказал управляющий партнер адвокатской компании «Правочин» Александр Онищенко.
— Какие факторы оказывают сегодня наибольшее влияние на украинский рынок юридических услуг?
— Думаю, следует говорить о комплексе факторов, которые достаточно условно можно разделить на группы. Наиболее общее деление: внутренние (украинские) и внешние (европейские и общемировые) факторы. Хотя, подчеркиваю, что такое деление в условиях всеобщей глобализации очень условно. И это очень ярко просматривается в реалиях украинского юридического рынка, который развивается во многом под воздействием европейских и общемировых тенденций. Другое дело, что такое развитие отягощено грузом чисто украинских проблем. И в данном контексте можно говорить о второй группе факторов — экономических (снижение инвестпривлекательности, весьма скромные показатели в экономике, общее падение уровня жизни, спад деловой активности) и политико-правовых (политическая турбулентность, нестабильность законодательства, коррупция и т.д.). И все это на фоне общеевропейской нестабильности, посткризисных синдромов и чрезвычайной осторожности бизнеса к новым проектам и инвестициям.
— В настоящее время какие тенденции наблюдаются на рынке?
— Последние несколько лет украинский юридический рынок демонстрирует схожие тенденции, и назвать их позитивными сложно. Паники в юридическом сообществе не наблюдается, но пессимистов среди моих коллег становится все больше. С моей точки зрения, это отражает реальную картину, которая характеризуется общим падением платежеспособного спроса на юридические услуги, усилением ценовой конкуренции и процветанием демпинга. В сложившихся условиях клиент диктует правила игры, формирует цену юридической услуги, долго торгуется и выбирает себе юридического советника из широкой линейки имеющихся вариантов. На выходе имеем полный диктат клиента, от лояльности и удовлетворенности которого зависит наличие работы у юридической фирмы.
Но даже и это под вопросом, поскольку следующая четко проявляющаяся тенденция — фокусирование бизнеса на максимальном использовании ресурсов собственных корпоративных юристов и обращение к внешним консультантам лишь в наиболее сложных или узкоспециализированных вопросах. Это напрямую влияет на снижение рентабельности юридического бизнеса, определяет крайне осторожное поведение игроков рынка в вопросах найма персонала, сокращение нерентабельных практик и концентрацию лишь на наиболее востребованных либо переход в категорию узкоспециализированных фирм. В результате большинство юридических фирм озабочены вопросами удержания существующих клиентов и лишь как задачу максимум рассматривают увеличение их количества.
Именно поэтому в период наблюдающейся на юридическом рынке, как и в экономике в целом, стагнации мы еще активнее работаем над собственной эффективностью для клиента, занимаемся внутренней оптимизацией, углубляемся в специализацию. Одним словом, делаем все, чтобы быть клиенту еще более полезными.
— И какие же практики пользуются наибольшим спросом?
— Востребованные у нас практики в целом пользуются спросом и у других участников рынка. Тут нет чего-то особенного. Все прозаично и адекватно сегодняшнему состоянию экономики и бизнеса. Так, популярными были и остаются судебная практика, налоговое, корпоративное, земельное право. Активно развивается практика уголовного права как отражение усиленного давления государства на бизнес. Общий тренд, с которым трудно не согласиться, заключается в том, что в условиях сегодняшнего бизнеса государство в той или иной степени стало наибольшим поставщиком работы для юристов. Особенно четко это проявилось в судебной, налоговой и уголовной практике нашей адвокатской компании. Наверное, наличие работы не может не радовать, однако невольно задумываешься над тем, что делать, если государственное давление добьет и так стремительно сужающийся бизнес?
— На каких еще практиках вы акцентируете свои ресурсы?
— Достаточно перспективной является наша практика в сфере авиации. Нам удалось привлечь несколько крупных игроков этого рынка, как отечественных, так и западных. Откровенно говоря, большая часть вопросов, поступающих от этих клиентов, носит общий, не связанный непосредственно с авиацией, характер. Это разрешение споров, оптимизация налогообложения, корпоративное управление, трудовые споры. Однако, конечно же, есть сконцентрированные проекты: построение договорных отношений между аэропортами и авиакомпаниями, аэропортовые сборы и применяемые к ним скидки, аренда государственного имущества в аэропортах, защита прав пассажиров, некоторые специфические аспекты деятельности хэндлинговых компаний. Практика крайне интересная и перспективная, позволяющая углубиться в специализацию и тем самым расширить горизонты своих знаний, что, возможно, повлечет и расширение клиентской базы в этой сфере.
— С учетом текущего состояния рынка какой стратегии развития вы придерживаетесь?
— Действительно, кризис и состояние рецессии вызвали определенные изменения в нашей стратегии. За почти десятилетнюю историю существования АК «Правочин» мы, по сути, исповедовали две различные концепции своего развития, исходя из реалий рынка. Абсолютно уверены, что стратегия развития не является догмой и в условиях турбулентного рынка может подлежать коррекции. Думается, что в современном мире именно от гибкости в принятии бизнес-решений может зависеть успех той или иной концепции.
В благополучные времена мы параллельно развивали сразу несколько наших практик, массово набирая персонал, увеличивали PR-бюджеты, были жестче в сфере ценообразования и тогда надеялись, что так будет всегда. Но времена меняются, и в настоящее время мы стараемся удержать имеющихся клиентов, выстроить с ними долгосрочные отношения и тем самым обеспечить компанию работой. Говоря откровенно, нам всем нужно привыкнуть жить в мире ограниченных бюджетов, забыть о высокой прибыльности юридического бизнеса, оптимизировать количество практик в универсальных юридических фирмах и надеяться на улучшение экономической ситуации как основной предпосылки процветания юридического и любого другого обслуживающего бизнеса.
— Какой вы видите свою фирму через пять—десять лет?
— Вне всякого сомнения, она пройдет испытание кризисом и только укрепится. Очень надеюсь, что мы сможем удержать существующих клиентов и увеличить их количество за счет новых. Есть планы развития существующих практик, они взвешенные, осторожные, но именно это, на наш взгляд, дает шанс на успех в современных реалиях рынка. В отдаленной перспективе собираемся реализовать проект расширения региональной сети, добавив к трем своим офисам еще как минимум два (на юге и западе Украины). В целом осторожный оптимизм присутствует, но, конечно же, многое будет зависеть от экономической ситуации, наличия или отсутствия политической стабильности, улучшения инвестиционного климата, реальной реформы судебной власти и целого ряда других факторов.
(Беседовал Алексей НАСАДЮК,
«Юридическая практика»)
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…