Финансы для правосудия — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №40 (510) » Финансы для правосудия

Финансы для правосудия

В Верховный Совет Украины 14 сентября с.г. был внесен проект Закона о Государственном бюджете Украины на 2008 год. 20 сентября с.г. на заседании парламента он был принят к рассмотрению и передан в Комитет Верховного Совета Украины по вопросам бюджета. Также принято решение о создании рабочей группы для подготовки к первому чтению проекта госбюджета.

Кабинет Министров Украины предлагает определить доходы государственного бюджета на 2008 год в сумме 191 миллиарда 125 миллионов 729,2 тысячи гривен, тогда как расходы и предоставление кредитов государственного бюджета на 2008 год предлагается утвердить в сумме 211 миллиардов 931 миллиона 49 тысяч гривен. Соответственно, дефицит составит 18 миллиардов 944 миллиона 960,2 тысячи гривен. Следует напомнить, что дефицит госбюджета на текущий год составил 15 миллиардов 715 миллионов 729 тысяч гривен.

КМУ за профессионалов

Что ж, рассмотрим статьи расходов в проекте Закона о Государственном бюджете Украины на 2008 год, которые преду­сматривают финансовое обеспечение судебной власти, а также насколько они изменились по сравнению с 2007 годом.

В целом можно отметить общую тенденцию увеличения финансирования судебной системы. На организационное обеспечение деятельности судов и учреждений судебной системы планируется выделить 38 миллионов 92,2 тысячи гривен, а в прошлом году такая цифра составляла 29 миллионов 830,6 тысячи гривен.

В то же время Высшему совету юстиции на формирование судейского корпуса и контроль за его деятельностью собираются выделить 15 миллионов 66,1 тысячи гривен, а в госбюджет текущего года предусматривает для таких целей 11 миллионов 319,1 тысячи гривен.

Также не остались без внимания и профессиональные качества судей. А именно: подготовка лиц для занятия должностей судей, повышение квалификации судей и работников аппарата судов Академией судей Украины. Для таких целей финансирование планируется увеличить более чем в два раза — в 2007 году выделено 18 миллионов 473,1 тысячи гривен, а в соответствующем пункте проекта госбюджета на 2008 год значится цифра 38 миллионов 893,5 тысячи гривен. Финансирование же повышения квалификации судей и работников аппарата Верховного Суда Украины осталось в том же объеме — 113,3 тысячи гривен.

Что же касается социального обеспечения судей, то, даже несмотря на то, что это является одной из гарантий их независимости, особо улучшать его качество правительство не собирается. Так, одной из судейских льгот в социальной сфере является обеспечение судьи, нуждающегося в улучшении жилищных условий, жильем в виде отдельной квартиры или дома. Но, несмотря на практику предыдущих годов, когда было ясно, что средств, выделяющихся государством для таких целей, недостаточно, Кабинет Министров Украины оставил финансирование этой статьи расходов в том же объеме — 9 миллионов гривен. Планируется немного увеличить количество средств, выделяемых на обес­печение личной безопасности судей и членов их семей, охраны помещений суда, общественного порядка во время осуществления правосудия — с 61 миллиона 307,2 тысячи гривен до 76 миллионов 450,4 тысячи гривен.

Развиваем админюстицию

Для непосредственного осуществления правосудия судами Кабинет Министров Украины финансирование увеличил.

Касательно судов общей юрисдикции — местным судам для осуществления правосудия планируется выделить 1 миллиард 147 миллионов 653,6 тысячи гривен, что на 290 миллионов 166,9 тысячи гривен больше, чем в текущем году. Для апелляционных судов общей юрисдикции в проекте госбюджета на 2008 год выделяется 374 миллиона 555 тысяч гривен. В 2007 году эта статья расходов составляла 322 миллиона 460,8 тысячи гривен. Единственными судами, финансирование которых уменьшилось, являются военные. В 2007 году статья расходов на осуществление правосудия военными судами составляла 27 миллионов 866,9 тысячи гривен, в следующем же году для таких целей планируется выделить 26 миллионов 787,8 тысячи гривен.

В силу того, что с начала 2007 года до нынешнего момента на Украине начали работу 14 судов административной юрисдикции, существенно увеличивается и их финансирование. Так, на осуществление правосудия местными административными судами в следующем году хотят выделить 99 миллионов 762,3 тысячи гривен, что практически в два раза больше, чем в этом году. Финансирование апелляционных инстанций административных судов также возрастет — с 20 миллионов 687,5 тысячи гривен до 55 миллионов 133,9 тысячи гривен.

На осуществление правосудия местными хозяйственными судами в следующем году выделяется 170 миллионов 971 тысяча гривен, что на 37 миллионов 741,6 тысячи гривен больше, чем в текущем году. А на осуществление правосудия апелляционным хозяйственным судам Кабинет Министров Украины предлагает выделить 97 миллионов 397,8 тысячи гривен (77 миллионов 882,7 тысячи гривен в 2007 году).

Также не забыли в проекте нового госбюджета и о высших судебных инстанциях. Но их финансирование по сравнению с текущим годом увеличилось не намного. Так, Верховному Суду Украины планируется выделить 114 миллионов 176,5 тысячи гривен, Высшему административному суду Украины — 67 миллионов 149,1 тысячи гривен, а Высшему хозяйственному суду Украины — 82 миллиона 780,2 тысячи гривен.

Конституционному Суду Украины на обеспечение конституционной юрисдикции на Украине в проекте госбюджета на 2008 год выделяется 54 миллиона 931,7 тысячи гривен.

Вот, пожалуй, и все пункты, относящиеся к финансированию судебной системы.

Наша песня хороша…

Что еще стоит отметить, так это средства, выделенные в проекте госбюджета на 2008 год на предоставление гражданам правовой помощи по криминальным делам за счет государства. Уже не первый год обсуждается проблема нехватки такого финансирования. Ведь законодательно установлено, что адвокат за такую помощь получает 15 гривен за рабочий день, что явно не соответствует даже необходимому минимуму. Но неизменным остается и постановление, закрепляющее такую сумму и финансирование из госбюджета, — 1 миллион 960,9 тысячи гривен.

Подведем итоги

Конец года обычно знаменуется не только построением планов на грядущий год, но и подведением итогов предыдущего. Например, не так давно Счетной палатой Украины был проведен аудит эффективности использования средств государственного бюджета Украины, выделенных на организационное обеспечение деятельности судов и судей Украины в 2006 году и первом полугодии 2007 года. К сожалению, результаты этого аудита оказались не особо радующими. Экспертами Счетной палаты Украины было установлено, что большая часть денег, выделенных на обеспечение социальных программ, обеспечение судов надлежащими помещениями, а также формирование организационного обеспечения деятельности административных судов была использована не так эффективно, как это предполагалось. Одной из основных причин подобного использования бюджетных средств представители Счетной палаты Украины отмечают несовершенство законодательства, регулирующего данные вопросы.

Что также примечательно: после очередного решения Конституционного Суда Украины в текущем году, которым были признаны неконституционными отдельные положения Закона Украины «О Государственном бюджете Украины на 2007 год», сокращавшие объем «судейских» льгот, проект следующего государственного бюджета пока не предусматривает такого ущемления гарантий независимости судей.

В целом же, по предварительной оценке Комитета по вопросам бюджета, законопроект отвечает Бюджетной резолюции и практике подготовки таких проектов на протяжении последних лет. Также обусловлено, что предложения народных депутатов Украины, комитетов Верховного Совета Украины и депутатских фракций должны быть поданы в Комитет по вопросам бюджета до 1 октября с.г. Так что рассматривать его в первом чтении, скорее всего, будет уже новый состав парламента и неизвестно, какими будут результаты этого рассмотрения и какие изменения будут внесены в него.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Государственная практика

Не так уж все и плохо, но есть проблемы!

Проверки госюристов по вертикали

Деловая практика

Оценки для оценщика

Законодательная практика

Финансы для правосудия

Зарубежная практика

Венские стратегии

Польский акциз не нарушает нормы ЕС

Историческая практика

Обещанного наследства 32 года ждут

Комментарии и аналитика

Преимущественное право на акции ЗАО

Неделя права

Демократический замес

Во ВСЮ нелегитимные решения?

Госслужба будет реформироваться

Единый судебный портал РФ

ГСА: итоги и обсуждения

Ряд проблемных вопросов: ЧФ

Действия МВД были незаконны

Реестр событий

Унесенное временем...

За что финансировать столицу?

Президенту рекомендуют

Судебная практика

Смотря какое обязательство…

Судебные решения

О сроке, в который кредитору необходимо подать в хозяйственный суд письменные заявления с требованиями к должнику

О невозможности рассмотрения дела до рассмотрения связанного с ним другого дела

О полномочиях суда кассационной инстанции

О сроке продления ликвидационной процедуры

Тема номера

Объекты коммунальной собственности под защитой Конституционного Суда

Способ быстрой самоликвидации

Трибуна

Админсуды: пути назад уже не будет

Частная практика

По стопам Далай-ламы...

Юридический форум

Избран достойнейший

Інші новини

PRAVO.UA