В то время как у юридического лица понесенные им расходы уменьшают объект налогообложения, у физического лица осуществление затрат может стать основанием для его увеличения. К такому выводу можно прийти, исходя из инновационных тенденций в деятельности органов ГНС. Так, 8 декабря 2011 года глава ГНС Украины официально заявил о методике поиска незадекларированных доходов налогоплательщиков путем анализа данных о стоимости приобретенных ими дорогостоящих товаров, таких как недвижимость, транспортные средства, ценные бумаги и т.п., то есть с целью использования так называемого «косвенного метода» оценки доходов граждан, который заключается в определении его соразмерности с расходами. Оценивать такой подход с точки зрения справедливости можно по-разному, но живем мы в де-юре правовом государстве, и анализировать возможность воплощения в жизнь каких-либо заявлений необходимо исходя из законодательных реалий.
Следует отметить, что в соответствии с пунктом 20.1.6 Налогового кодекса (НК) Украины налоговая имеет право получать информацию от налогоплательщиков: а) для выполнения функций, возложенных на нее законодательством; б) в порядке, предусмотренном налоговым законодательством. Согласно статье 10 Закона Украины «О государственной налоговой службе на Украине», к функциям налоговых органов местного уровня отнесено осуществление контроля за полнотой и достоверностью начисления и уплаты налогов. В пункте 62.1 НК Украины указано, что контроль осуществляется, среди прочего, путем информационно-аналитического обеспечения деятельности органов ГНС, проведения проверок в порядке, предусмотренном законодательством.
Согласно положениям НК Украины, информация для информационно-аналитического обеспечения деятельности органов ГНС предоставляется периодически или по запросу таких органов. Полагаем, именно такая информация может быть использована для выполнения функций, возложенных на контролирующие органы. Необходимо отметить, что обязательство по предоставлению в периодическом порядке информации о стоимости проданных товаров (недвижимости, транспортных средств и т.д.) в разрезе отдельных покупателей для продавцов таких товаров действующим законодательством не предусмотрено; в информации, периодически предоставляемой нотариусами, удостоверяющими договоры отчуждения, фигурируют исключительно данные о физлицах-продавцах. Таким образом, можно говорить о том, что в периодическом порядке информация по отдельным приобретателям в налоговую не поступает.
Относительно права на получение информации по запросу отметим, что оно возникает на основаниях, определенных пунктом 73.3 НК Украины, перечень которых достаточно ограничен и не предусматривает возможности направления запроса с целью получения данных «для галочки», а только в результате наличия конкретных обстоятельств (таких как наличие фактов нарушения законодательства, проведение сверки, которая, следует учесть, не применима к деятельности физлица, не являющегося СПД, и т.п.). Исходя из этого, предоставление информации о приобретенных товарах и их стоимости в пределах налогового законодательства без достаточных оснований не является обязательным, а информация, полученная вне его пределов, не может считаться полученной в рамках информационно-аналитического обеспечения и, соответственно, быть использованной в целях выполнения функций органов ГНС.
Что касается осуществления контроля путем проведения проверок, нужно исходить из того, что, во-первых, деятельность физических лиц, не являющихся СПД, не подлежит проверке, во-вторых, информация о расходах физлица, выявленная в результате проверки третьего лица, владеющего такими данными, вряд ли может быть использована налоговиками.
В данном контексте следует отметить, что исследование информации о приобретаемых физическим лицом объектах фактически является оценкой его имущественного состояния. В соответствии с решением Конституционного Суда от 30 октября 1997 года № 5-зп/1997 информация об имущественном состоянии физлица была отнесена к его персональным данным. Согласно статье 6 Закона Украины «О защите персональных данных», обработка персональных данных осуществляется исключительно для конкретных и законных целей.
Как указывалось, целью сбора информации о затратах налогоплательщика является применение «косвенного метода» доначисления его налоговых обязательств, но, в то же время, ни одним из действующих законов Украины такой метод начисления по отношению к налоговым обязательствам физлица не предусмотрен, соответственно, является незаконной целью в понимании указанного закона. Более того, порядок использования такого метода также никаким нормативно-правовым актом не установлен, и, в случае его применения, автоматически ведет к нарушению статьи 19 Конституции Украины, согласно которой органы государственной власти обязаны действовать исключительно на основаниях, в пределах полномочий и способами, предусмотренными Конституцией и законами Украины.
Начисление дополнительных налоговых обязательств физлицу возможно при установлении реального факта получения им незадекларированного дохода, но процесс доказывания в данном случае для органов ГНС достаточно хлопотный и в рамках действующего законодательства практически не приводит к ожидаемому со стороны налоговой результату. К примеру, даже если получены данные о несоразмерности затрат налогоплательщика и его доходов, в случае обращения к такому физическому лицу с запросом на предоставление информации об источнике происхождения средств на приобретение тех или иных покупок его ответа «Не помню» будет вполне достаточно, поскольку физлица, не являющиеся СПД, не обязаны вести учет своих доходов и, тем более, сохранять документы, которые подтверждают их источники и размер.
Для содействия контролирующим органам налогоплательщик также может указать получение средств в виде подарка от родственников первой степени родства (отметим, что в соответствии с НК такой доход не подлежит декларированию) или ссуды от физического лица, можно вспомнить и о таком недекларируемом доходе, как средства, вырученные за сдачу вторсырья. Также отметим, что проведение розыскных действий по выявлению источников доходов физлица в результате получения информации о превышении затрат налогоплательщика над его доходом действующим законодательством не предусмотрено.
Если налоговые обязательства были дополнительно начислены физическому лицу по методу, не предусмотренному законодательством, у него всегда есть возможность обратиться в вышестоящий контролирующий орган, а в данном случае, что более уместно, сразу в суд — для обжалования решения о доначислении. В условиях действующего законодательства оснований для отмены решения о начислении дополнительных обязательств, рассчитанных в результате применения «косвенного метода», с юридической точки зрения достаточно много. Это же подтверждается и положительной практикой разрешения судебных споров по данному вопросу в пользу налогоплательщиков.
В то же время не исключено, что в недалеком будущем соответствующие изменения могут быть внесены в законодательство, и «косвенный метод» станет одним из основных рычагов наполнения бюджета.
ПАВЛЮК Ирина — юрист АК «Коннов и Созановский», г. Киев
Наталья КУРИЛЕНКО,
аудитор, руководитель налоговой практики АК «Соколовский и Партнеры»
Практика отслеживания «трат» (вложений капитала) физического лица стала применяться и на Украине. Так, органы ГНС присылают физическим лицам приглашения прибыть в налоговую инспекцию с целью получения от них письменных пояснений об источниках происхождения доходов, как правило, в случае приобретения корпоративных прав, покупки движимого/недвижимого имущества.
Полученные пояснения, зачастую написанные под диктовку сотрудников налоговой, чаще всего используются для начисления налоговых обязательств по налогу на доходы физических лиц.
Во избежание негативных последствий подобных визитов можно составить письменный ответ на приглашение органа ГНС, в котором сослаться на незаконность требований последнего и, соответственно, никуда не ходить, тем более, что приглашения зачастую написаны с грубыми нарушениями полномочий органов ГНС.
Безусловно, наиболее эффективной защитой прав и интересов физического лица будет обращение за юридической помощью к специалисту в области налогообложения.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…