Из-за отсутствия контроля со стороны государства сфера предоставления административных услуг юридическим и физическим лицам на Украине превратилась в стихийный рынок. Правила здесь действуют те же, что и на импровизированных торговых точках: торг в вопросе приобретения «бумажной продукции» уместен, при этом основная ставка делается на ее количество, а не на качество, варьируется также и ценовая политика (цены на одну и ту же услугу в различных регионах могут отличаться в разы).
О необходимости реформирования сферы предоставления административных услуг отечественные законодатели говорили уже давно, но переходить от слов и обещаний к активным действиям не спешили. Еще в 2010 году в парламенте было зарегистрировано два законопроекта, в основе которых заложена идея создания специального закона об административных услугах, однако ни один из них не был рассмотрен парламентом.
Позитивная динамика в решении этого вопроса наметилась только в сентябре с.г., когда Администрация Президента проанонсировала скорейшее принятие Закона Украины «Об административных услугах» (Закон). Планировалось, что этот проект Виктор Янукович инициирует вместе с другим документом — Административно-процедурным кодексом, и парламент рассмотрит их одним пакетом. Но 9 ноября с.г. Виктор Янукович внес на рассмотрение Верховного Совета Украины только проект закона «Об административных услугах», и ровно через месяц, 9 декабря с.г., парламентарии приняли документ за основу.
Законопроектом предлагается определить понятие административной услуги и принципы ее предоставления, понятие субъекта предоставления государственной услуги и принципы его деятельности, обязанности административного органа, в том числе по обеспечению права получателей административных услуг на получение полной и достоверной информации о порядке и сроке предоставления государственной услуги.
Важным аспектом этого документа является запрет административным органам (кроме бюджетных учреждений, которым в соответствии с законом делегированы полномочия по предоставлению административных услуг) на оказание платных хозяйственных услуг. Также, в отличие от действующего порядка, средства за плату административных услуг поступают не в специальные фонды, а в общий фонд Государственного бюджета. А для решения проблемы высокой платы за получение государственной услуги предлагается осуществлять оплату полной стоимости платной услуги разово за весь комплекс работ. Размер платы за услуги будет ограничен себестоимостью их оказания, и определять его будет правительство. Таким образом, в разных регионах Украины будет одинаковая стоимость одной и той же услуги.
Также предложено регламентировать сроки предоставления услуг, в частности, установить, что услуги предоставляются в кратчайшие сроки. Предельный срок предоставления услуги не может превышать 30 календарных дней. Вместе с тем будут сведены к минимуму контакты физических и юридических лиц с должностными лицами административных органов, уполномоченных принимать решение о предоставлении административной услуги. Получение услуг возможно также через Интернет и через центры предоставления административных услуг, которые действуют по принципу «единого окна».
Предложенные новации призваны также минимизировать коррупционные риски в сфере предоставления административных услуг. Кроме того, предусмотрено, что руководители административных органов, должностные и служебные лица, которые уполномочены предоставлять административные услуги, будут нести персональную ответственность за выполнение своих обязанностей.
Для решения проблемы отсутствия единого перечня административных услуг предлагается утвердить его на уровне закона. Правда, в данном проекте такой исчерпывающий перечень отсутствует. При этом в «Заключительных положениях» проекта содержится поручение Кабинету Министров Украины внести в шестимесячный срок со дня опубликования этого Закона в парламент проект закона об определении исчерпывающего перечня административных услуг. Следовательно, длительное время (минимум 6 месяцев с момента принятия этого Закона) будет существовать законодательный пробел, который может стать лазейкой для административных органов.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…