«Юридическая практика» уже затрагивала вопрос о необходимости реформирования системы государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности ( № 39: «Найдут ли компромисс предприниматель и государственный регистратор?»).
Одной из основных функций государственной регистрации является полный учет всех субъектов предпринимательства, зарегистрированных и действующих на территории Украины, с целью их идентификации. Этот учет должен обеспечиваться ведением Государственного реестра. Создание и ведение реестра регламентировано Законом Украины «О предпринимательстве» (статья 8); «О национальной программе содействия малому предпринимательству на Украине»; Указами Президента Украины, Постановлениями Кабмина.
26 сентября 2002 года народным депутатом Николаем Павлюком был внесен на рассмотрение парламента проект Закона «О внесении изменений и дополнений к некоторым законодательным актам Украины в связи с созданием Хозяйственного реестра», весомый вклад в разработку которого был внесен юристами юридической фирмы «АНК». Проектом предполагается внесение изменений в Гражданский кодекс Украины и в Закон «О предпринимательской деятельности». В объяснительной записке к законопроекту указывается, что на сегодня данные, которые предоставляются субъектами для регистрации, либо устаревают, либо являются недоступными для проверки контрагентами. Это создает почву для различных злоупотреблений со стороны субъектов предпринимательства. В хозяйственном обороте на Украине сложилась атмосфера нестабильности и недоверия контрагентов, в том числе иностранных инвесторов, в связи с чем возникла острая необходимость усовершенствования существующего реестра субъектов предпринимательства.
Первое, что привлекает внимание в данном законопроекте, — определение государственным регистратором Министерства юстиции. Как известно, на сегодняшний день на исполнение функций государственного регистратора претендуют, кроме Министерства юстиции, также Государственная налоговая администрация Украины и Госкомпредпринимательство. Если же проанализировать опыт зарубежных стран, то во многих европейских государствах (ФРГ, Польше, Франции, Австрии, Чехии, Венгрии) функции государственного регистратора возложены на суды. В Литве этими вопросами занимается министерство экономики, а в Российской Федерации с недавних пор регистрацию субъектов предпринимательской деятельности осуществляет Министерство по налогам и сборам.
Положительным нововведением законопроекта является установление ответственности субъектов предпринимательской деятельности за непредоставление сведений либо документов, которые они обязаны предоставить, для их занесения в реестр. Такие субъекты, согласно проекту, будут оштрафованы в размере ста минимальных заработных плат. Однако размер штрафа является одинаковым как для физических, так и для юридических лиц, независимо от уровня их прибыли и числа сотрудников.
Позитивным фактом является и закрепление в данном проекте положения о публичности Хозяйственного реестра. Так, статья 891 проекта устанавливает, что любое лицо вправе ознакомиться с данными Хозяйственного реестра, с документами, предоставленными для регистрации, и получить выписку из этих документов. Кроме этого, к данным реестра предоставляется автоматизированный доступ через Интернет. Очевидно, что такой доступ будет производиться на платной основе с обязательной регистрацией пользователей. Поэтому в дальнейшем следует определиться с автоматизированным учетом и зачислением платы за пользование данными реестра. Перед государственным регистратором в дальнейшем стоит также задача обеспечить безопасность ресурсов реестра, их регулярное обновление и архивирование, информационное взаимодействие с международными реестрами.
Законопроект предлагает дополнить Гражданский кодекс статьей 892 «Доказательная сила данных Хозяйственного реестра», положения которой весьма прогрессивны. Так, если факт, подлежащий занесению в реестр, был в него занесен и опубликован, он может быть использован в споре с третьим лицом, видимо, как бесспорный. Однако те сведения, которые не содержатся в реестре, хотя подлежат занесению в реестр, в споре с третьей стороной не могут использоваться. И наконец, если недостоверные сведения были опубликованы в реестре, третье лицо вправе ссылаться на них как на достоверные. Кроме этого, достаточным доказательством полномочий органа юридического лица, представителя физического либо юридического лица является выписка из реестра.
Проект закона вносит предложение заменить институт коммерческого представителя, статус которого определен статьей 244 Гражданского кодекса, на институт хозяйственного поверенного, права и обязанности которого закреплены более четко. В целом, принятие данного законопроекта, предусматривающего публичность Хозяйственного реестра, истинность и доказательную силу данных, содержащихся в нем, позволит качественно улучшить существующий на данный момент Единый государственный реестр предприятий и организаций Украины. К тому же расходы Министерства юстиции на организацию и ведение этого реестра не требуют финансирования из Государственного бюджета.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…