Данный порядок был разработан на основании пункта 12.3 статьи 12 Закона Украины “О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами” от 21 декабря 2000 года № 2181 и предусматривает списание налоговых обязательств или налогового долга; платы, начисленной на предоставленный налоговый кредит; пени за нарушение сроков расчета при осуществлении операций в сфере внешнеэкономической деятельности; штрафов за нарушение валютного законодательства и реструктуризированного налогового долга, – которые остались непогашенными после ликвидации налогоплательщика в связи с недостаточностью его активов или активов учредителей, если они несут полную или дополнительную ответственность по долгам налогоплательщика, согласно действующему законодательству.
Нововведением в данном Порядке является его распространение на непогашенные налоговые обязательства физического лица – налогоплательщика, который умер или признан судом безвестно отсутствующим или умершим либо недееспособным, за исключением случаев, когда появляются лица, вступившие в права наследства независимо от времени приобретения таких прав.
Налоговый долг предприятия или физического лица – плательщика налогов признается безнадежным решением налогового органа, принятым на основании: 1) решения органа государственной регистрации об отмене государственной регистрации субъекта предпринимательской деятельности или его филиала, отделения или другого отдельного подразделения; 2) сообщения органа регистрации актов гражданского состояния о смерти физического лица – налогоплательщика; 3) решения суда о признании физического лица безвестно отсутствующим или умершим либо недееспособным.
Такое решение принимается лишь в том случае, если активов ликвидированного налогоплательщика недостаточно для погашения возникшего налогового долга перед бюджетом. На основании решения о признании налогового долга безнадежным принимается решение о его списании. Решения о признании налогового долга безнадежным и его списании составляются в двух экземплярах: первый – для органа государственной налоговой службы, второй – для контролирующего органа, который обратился в налоговую инспекцию с просьбой о признании налогового долга безнадежным. Сумма безнадежного налогового долга определяется по данным карточек лицевых счетов субъектов предпринимательства контролирующими органами на день принятия решения о списании такого долга.
Как видите, все очень просто. Однако все дело в том, что положения Порядка противоречат нормам других нормативных актов, регулирующих правоотношения в сфере предпринимательской деятельности, а именно: Положению о государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности от 25 мая 1998 года № 740 и Инструкции о порядке учета налогоплательщиков от 19 февраля 1998 года № 80. Так, Порядок предусматривает списание безнадежного налогового долга после ликвидации налогоплательщика, которое осуществляется на основании Положения № 740. Пунктами 34 и 37 данного Положения предусмотрена отмена государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности на основании предоставления в орган государственной регистрации справки из государственной налоговой службы о снятии с учета налогоплательщика и других документов.
В свою очередь налоговый орган выдает справку о снятии налогоплательщика с учета в случае отсутствия у него задолженности перед бюджетом (подпункт 8.3 пункта 8 Инструкции № 80 от 19 января 1998 года с изменениями). Таким образом, возникают расхождения в нормах права, заключающиеся в том, что списание безнадежного налогового обязательства налогоплательщика возможно лишь после его ликвидации, а ликвидация – при отсутствии справки о снятии с учета в налоговой – невозможна, так как существует непогашенный налоговый долг.
Утвердив такой важный документ, как Порядок списания непогашенных налоговых обязательств или налогового долга после ликвидации налогоплательщика, Кабинет Министров не посчитал нужным внести соответствующие изменения в уже действующие нормативные акты, тем самым отложив его применение на неопределенное время.
Выходом из сложившейся ситуации будет обращение неплатежеспособных налогоплательщиков за защитой своих нарушенных прав в суд. Впрочем, на мой взгляд, даже и суд не сможет разобраться, каким из трех нормативных актов следует руководствоваться при разрешении дела по сути, что приведет либо к затягиванию на неопределенный срок судебных разбирательств, либо к принятию решений не в пользу субъектов предпринимательской деятельности.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…