Часть 3 статьи 42 Конституции Украины закрепляет норму об обеспечении государством защиты конкуренции в предпринимательской деятельности. Функции государственного контроля по соблюдению антимонопольного законодательства, защите интересов предпринимателей от злоупотребления монопольным положением и недобросовестной конкуренции осуществляются Антимонопольным комитетом Украины. Совсем недавно свой первый годичный юбилей на должности Председателя этого органа отпраздновал Алексей Костусев, который согласился ответить на вопросы «Юридической практики».
— Расскажите, пожалуйста, о результатах работы возглавляемого Вами органа, в частности об осуществлении мероприятий, направленных на предотвращение злоупотреблений монопольным положением на социально значимых рынках.
— За время существования Антимонопольным комитетом выявлено и пресечено около 11 тыс. нарушений антимонопольного, а сегодня и законодательства о защите экономической конкуренции. Вследствие этого поступили в бюджет, возмещены потерпевшим свыше 520 млн гривен, что примерно в 17 раз превышает бюджетные затраты на содержание Комитета.
Только за последних полтора года по инициативе органов Комитета во многих регионах страны проведены перерасчеты с потребителями услуг теплоснабжения на сумму свыше 400 млн гривен. Мы обнаружили существенные недостатки в формировании тарифов на эти услуги, которые позволяют естественным монополиям включать в тариф неэффективные затраты. Это приводит к их существенному повышению. Реальная оценка состояния дел в данной сфере приводит к выводу — здесь Комитету предстоит большая работа.
В жилищно-коммунальном хозяйстве особую остроту в последнее время приобрела проблема слияний субъектов естественных монополий. Думаю, что о ней, по крайней мере, о случае пресечения попытки слияния «Киевэнерго» и «Киевгаза», вам известно. Вплотную Комитет занялся и рынками продуктов питания. Как результат, нам удалось в отдельных регионах достичь снижения цен на хлеб на 15-20 процентов. Правда, для этого пришлось за нарушения оштрафовать ряд предприятий, например, ОАО «Винницахлеб», ЗАО «Подольская продуктовая группа». Часть дел находится в рассмотрении и решения по ним будут приняты позже.
Не осталось без внимания Комитета и весеннее снижение закупочных цен на молоко, по всей стране нами были проанализированы конкретные условия ценообразования. За антиконкурентные согласованные действия были оштрафованы 7 молокоперерабатывающих предприятий в Винницкой области, еще в 4-х областях начаты дела о нарушениях. Работа не окончена, и я не исключаю новых неприятностей для других нарушителей.
— Как Вы относитесь к идее создания конкурентно-патентных судов?
— Специальные суды в области конкурентного законодательства существуют во многих странах и оправдывают себя.
Антимонопольный комитет не один раз высказывался в поддержку создания таких специализированных судов. При этом целесообразно, чтобы такой суд рассматривал дела, связанные не только с конкурентным законодательством, но и с законодательством об интеллектуальной собственности.
— Глава государства обязал Кабинет Министров разработать проект Конкурентного процессуального кодекса Украины. Расскажите, пожалуйста, об основных принципах, целях этой кодификации и перспективах ее принятия.
— Распоряжением Кабинета Министров Украины от 18 марта 2002 года № 145 одобрена Концепция такого кодекса. Кодекс должен детально урегулировать: порядок производства в делах о предоставлении разрешения на согласованные действия и концентрацию, о нарушениях требований конкурентного законодательства. Согласно указанному Распоряжению, проект кодекса должен быть подготовлен до 2005 года. Учитывая сложность документа и соответственно длительность его прохождения, в том числе в Верховном Совете, можно предположить, что этот кодекс может быть принят не раньше чем через 5-6 лет.
— Сегодня одним из наиболее распространенных видов нарушений антимонопольного законодательства остаются антиконкурентные действия органов власти. Так, существенной преградой в развитии конкуренции является несоблюдение антимонопольного законодательства при принятии решений этими органами. Какие шаги предпринимает Ваш Комитет в этой связи?
— Действительно, за период с января по август 2002 года Антимонопольным комитетом выявлено и пресечено более 200 таких нарушений, сложность пресечения которых заключается прежде всего в их выявлении. Как правило, о принятых решениях, имеющих негативное влияние на конкуренцию, органы Комитета узнают при проведении проверок органов власти, в то время как заявлений от заинтересованных субъектов хозяйствования поступает мало.
Статьей 20 Закона Украины «Об Антимонопольном комитете Украины» установлено, что органы власти, местного самоуправления обязаны согласовывать с Антимонопольным комитетом решения, которые могут негативно сказаться на конкуренции. Однако зачастую это требование Закона органы власти оставляют без внимания.
Антимонопольным комитетом и Министерством юстиции подписано совместное письмо, в котором предусмотрено, что органы Минюста будут отказывать в государственной регистрации нормативных актов органов власти, если эти акты должны пройти согласование с Комитетом, но этого не было сделано.
Также по инициативе Комитета Премьер-министр Украины специальным поручением обязал все министерства, комитеты, другие центральные органы исполнительной власти любые проекты документов, затрагивающие вопрос конкуренции, перед внесением в Кабинет Министров согласовывать с Антимонопольным комитетом.
Лишь за восемь месяцев текущего года на согласование с органами Комитета было подано более 900 актов, из которых почти к трети органами Комитета были высказаны замечания или отказано в согласовании. А это почти 300 недопущенных нарушений конкурентного законодательства.
— В послании к Верховному Совету Президент Украины указывает, что за антимонопольными органами необходимо закрепить функции надзора над попытками внутренних монополистов максимизировать доходы путем создания искусственного дефицита при демпинговых условиях экспорта. Какова концепция закрепления этих функций и механизма их реализации?
— В современных условиях либерализации мировой торговли, стремительной интернационализации экономических связей конкуренция, так же, как и средства ее нелегального ограничения, приобретает международный характер. Отрицательное влияние на конкуренцию имеет и стремительный рост транснациональной концентрации производства и капитала. При таких условиях национальные механизмы правового регулирования не способны обеспечить поддержание конкуренции на международном уровне. Объективно возникает потребность во внедрении международного правового регулирования защиты конкуренции, возможно, даже с созданием соответствующего международного учреждения или же наднационального органа — как это внедрено в ЕС.
Именно поэтому в вопросах недопущения ограничений конкуренции, злоупотреблений доминирующим (монопольным) положением и другой ограничительной деятельности необходимо развивать международное сотрудничество на двустороннем, региональном уровне и в рамках международных организаций.
Важным шагом в этом направлении станет ратификация Договора о проведении согласованной антимонопольной политики, подписанного в Москве в январе 2000 года, а также ряда аналогичных двусторонних договоров, подписанных со странами СНГ, и подписание в октябре с.г. соответствующего договора между Украиной и Францией.
Важное значение в этом вопросе имеет участие Украины в Международном семинаре государств — членов Организации Черноморского Экономического Сотрудничества; участие в Глобальных форумах по вопросам конкуренции, которые проводятся Организацией Экономического Сотрудничества и Развития, и работа в Межправительственной группе экспертов по вопросам конкурентной политики и законодательства ЮНКТАД.
— На Украине планируется создание национальных комиссий по вопросам регулирования деятельности природных монополий в отраслях транспорта и связи. Каковы будут их полномочия и обязанности?
— Создание таких комиссий предусмотрено Законом Украины «О естественных монополиях». Объем полномочий национальных комиссий в целом определен статьями 13 и 14 указанного Закона.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…