Генеральный партнер 2021 года

Издательство ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА
Главная » Выпуск №44 (254) » Начисление налога на землю

Начисление налога на землю

Рубрика Прецеденты
ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ СУД Г. КИЕВА

Субъект малого предпринимательства, который платит единый налог, не является плательщиком налога на землю

28 августа 2002 года Хозяйственный суд г. Киева рассмотрел дело по иску частного предпринимателя Б-ря к Государственной налоговой инспекции в Печерском районе г. Киева о признании недействительным налогового сообщения-решения.

Истец обратился с иском о признании недействительным налогового сообщения-решения Государственной налоговой инспекции в Печерском районе г. Киева № * от 8 июля 2002 года. В обоснование исковых требований истец ссылается на следующие обстоятельства:

оспариваемое решение принято на основании акта о результатах проверки № * от 4 июля 2002 года и налогового сообщения-решения Государственной налоговой инспекции в Печерском районе г. Киева № * от 8 июля 2002 года;

по результатам проверки доначислены суммы к уплате земельного налога;

в акте отмечается, что сдача в аренду помещений не предусматривает использования участка для предпринимательской деятельности непосредственно, поскольку последний переходит в пользование арендатора;

согласно Земельному кодексу Украины, право собственности и право постоянного пользования земельным участком возникает после получения его собственником или пользователем Государственного акта;

право на аренду земельного участка возникает после заключения договора аренды, который регистрируется согласно закону. Договоров аренды земельного участка и/или других договоров относительно перехода права пользования или владения земельным участком истец не заключал;

согласно свидетельству об уплате единого налога, истец осуществлял предпринимательскую деятельность относительно сдачи помещений в аренду;

арендодатель (истец) — плательщик единого налога, согласно абзацу 5 части 1 статьи 6 Указа Президента Украины

«Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектами малого предпринимательства» в редакции от 28 июня 1999 года № 746/99 с изменениями и дополнениями (далее — Указ № 746), не является плательщиком платы (налога) на землю. То есть земельный налог платится истцом в составе единого налога, в соответствии с Указом № 746: отделения Государственного казначейства Украины на следующий день после поступления средств перечисляют суммы единого налога в Государственный бюджет (20 %); местный бюджет (23 %); Пенсионный фонд Украины (42 %) и на обязательное социальное страхование (15 %);

сдача имущества (нежилого помещения) в аренду другим субъектам предпринимательской деятельности является предпринимательской деятельностью, согласно Общему классификатору отраслей народного хозяйства Украины, где четко определены такие виды хозяйственной деятельности, как сдача в наем (аренду) недвижимого имущества производственно-технического назначения (код 83100) и сдача в наем (в аренду) недвижимого имущества непроизводственного назначения (код 83200). Помещения нежилые. Согласно статье 5 Закона о плате за землю, объектом платы за землю является земельный участок, а также земельная доля (пай), которая находится в собственности или пользовании, в том числе на условиях аренды;

пункт 6 Постановления КМУ «О разъяснении Указа Президента Украины от 3 июля 1998 года № 727/98» от 16 марта 1998 года № 507 с изменениями и дополнениями разъясняет, что субъект предпринимательской деятельности, который, в соответствии с абзацем 5 части 1 статьи 6 Указа, не является плательщиком платы (налога) за землю, освобождается от платы (налога) за землю только за земельные участки, используемые им для осуществления предпринимательской деятельности;

ответчик своим письмом № * от 10 июня 2002 года признал, что истец должен быть освобожден от платы (налога) за землю. Но после этого ответчик своим письмом № * от 21 июня 2002 года отозвал предыдущее письмо, мотивируя это тем, что данное письмо противоречит позиции ГНА Украины;

истец как арендодатель, плательщик единого налога осуществляет предпринимательскую деятельность по сдаче помещений в аренду и не может быть в этом случае плательщиком земельного налога и не должен его уплачивать.

Истец обратился в суд с ходатайством, в котором просит с целью обеспечения иска запретить Государственной налоговой инспекции в Печерском районе г. Киева совершать любые действия по взысканию сумм доначисленного земельного налога и приостановить действие налогового сообщения-решения Государственной налоговой инспекции в Печерском районе г. Киева № * от 8 июля 2002 года.

Ответчик подал отзыв на исковое заявление, в котором просит в удовлетворении иска отказать. В обоснование своих возражений ответчик ссылается на следующие обстоятельства:

земельным законодательством Украины установлено, что пользование землей на Украине является платным. Взыскание платы за землю осуществляется согласно статье 2 Закона Украины «О плате за землю» от 19 сентября 2002 года № 378/96 (с изменениями и дополнениями) в виде земельного налога или арендной платы. Собственники земли и землепользователи, кроме арендаторов, платят земельный налог. За земельные участки, предоставленные в аренду, взимается арендная плата;

статья 14 Закона Украины «О плате за землю» № 2535-ХII от 3 июля 1992 года устанавливает, что за земельный участок, на котором расположено здание, находящееся в пользовании нескольких юридических лиц или граждан, земельный налог начисляется каждому из них пропорционально той части площади здания, которая находится в пользовании;

согласно статье 6 Указа Президента Украины от 3 июня 1998 года № 727/98 «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства» (в редакции Указа от 28 июня 1999 года № 746/99), субъект малого предпринимательства, который перешел на уплату единого налога, не является плательщиком налога на землю;

согласно пункту 6 Постановления Кабинета Министров Украины от 16 марта 2000 года № 507 «О разъяснении Указа Президента Украины от 3 июля 1998 года № 727», субъект малого предпринимательства, который, в соответствии с абзацем 5 части 1 статьи 6 Указа, не является плательщиком налога на землю, освобождается от платы (налога) за землю лишь за земельные участки, которые используются им для проведения предпринимательской деятельности;

деятельность, которой занимается истец, не предусматривает использование принадлежащего ему участка для предпринимательской деятельности непосредственно им, так как он, согласно договору аренды, переходит в пользование арендатора;

действие части 5 статьи 6 Указа № 746 распространяется исключительно на собственника земли-арендодателя и землепользователя, который перешел на уплату единого налога. При этом в свидетельстве арендодателя должна быть указана как вид деятельности сдача земли (или помещений, расположенных на этой земле) в аренду. А в свидетельстве об уплате единого налога истца это не указано;

таким образом, при сдаче зданий в аренду земельный налог за земельные участки платится плательщиком единого налога на общих основаниях.

В судебном заседании 19 августа 2002 года объявлялся перерыв, в соответствии со статьей 77 ХПК Украины, в связи с чем решение выносится 28 августа 2002 года.

Исследовав материалы дела, заслушав пояснения представителей сторон, Хозяйственный суд установил следующее.

Налоговым сообщением-решением Государственной налоговой инспекции в Печерском районе г. Киева № * от 8 июля 2002 года, согласно статье 7 Закона Украины от 3 июля 1992 года № 2535-ХІІ «О плате за землю», определена сумма налогового обязательства по платежу за землю: основной платеж — 5944,81 грн.

Оспариваемое решение принято на основании акта о результатах проверки № * от 4 июля 2002 года, которым установлено, что истец является собственником трех нежилых помещений, которые сдавались им в аренду. Сдача помещений в аренду не является предпринимательской деятельностью истца, в связи с чем истцу доначислена плата за землю: за 2000 год — 1138,23 грн., за 2001 год — 4806,49 грн.

Истец является субъектом предпринимательской деятельности и плательщиком единого налога, согласно абзацу 5 части 1 статьи 6 Указа Президента Украины

«Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектами малого предпринимательства» в редакции от 28 июня 1999 года № 746/99 с изменениями и дополнениями; свидетельству о государственной регистрации субъекта предпринимательской деятельности — физического лица, зарегистрированному за № * от 1 июня 2000 года; справке из Главного межрегионального управления статистики в г. Киеве за № * от 18 июня 2002 года о внесении в ЕГРПОУ; свидетельству об уплате единого налога: от 9 июня 2000 года за № * сроком действия с 1 июля 2000 года по 30 сентября 2000 года, продолженного по 31 декабря 2001 года; от 1 декабря 2000 года за № * сроком действия на четыре квартала 2000 года; от 11 декабря 2001 года № * сроком действия с 1 по 4 квартал 2001 года.

Согласно Закону Украины «О плате за землю» от 3 июля 1992 года за № 2535-XII (статьи 2, 5, 14), пользование землей на Украине является платным. Плата за землю взимается в виде земельного налога или арендной платы, которая определяется в зависимости от денежной оценки земель. Субъектом платы за землю (плательщиком) является собственник земельного участка, земельной доли (пая) и землепользователь, в том числе арендатор.

Начисление земельного налога гражданам проводится государственными налоговыми инспекциями. За земельный участок, на котором расположено здание, находящееся в общей собственности нескольких юридических лиц или граждан, земельный налог начисляется любому из них пропорционально их доле в собственности на здание.

Согласно статьям 1, 2, 6 Указа Президента Украины «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства» от 3 июля 1998 года № 727/98 (в редакции Указа Президента № 746/99 от 28 июня 1999 года), упрощенная система налогообложения, учета и отчетности вводится в том числе для субъектов малого предпринимательства: физических лиц, которые осуществляют предпринимательскую деятельность без создания юридического лица и в трудовых отношениях с которыми, включая членов их семей, на протяжении года находится не более 10 лиц и объем выручки которых от реализации продукции (товаров, работ, услуг) за год не превышает 500 тыс. гривен, которые самостоятельно избирают способ налогообложения доходов по единому налогу путем получения свидетельства об уплате единого налога.

Субъект малого предпринимательства, который платит единый налог, не является плательщиком платы (налога) за землю.

Согласно пункту 6 Постановления Кабинета Министров Украины от 16 марта 2000 года № 507 «О разъяснении Указа Президента Украины от 3 июля 1998 года № 727» субъект малого предпринимательства, который в соответствии с абзацем 5 части 1 статьи 6 Указа не является плательщиком платы (налога) за землю, освобождается от платы (налога) за землю лишь за земельные участки, которые используются им для предпринимательской деятельности.

Свидетельства об уплате единого налога (которые находятся в материалах дела) выданы истцу на осуществление следующих видов предпринимательской деятельности: предоставление помещений в аренду, юридическая практика.

Согласно справке, выданной Главным межрегиональным управлением статистики в г. Киеве, истец как частный предприниматель осуществляет следующие виды деятельности по Общему классификатору отраслей народного хозяйства Украины: продажа и сдача в наем (в аренду) недвижимого имущества производственно-технического назначения (код 83100); продажа и сдача в наем (в аренду) недвижимого имущества непроизводственного назначения (код 83200).

Истец осуществлял предпринимательскую деятельность: сдавал в аренду нежилые помещения (договоры аренды и документы, которые подтверждают право собственности истца на помещение, присутствуют в материалах дела). Требования Указа Президента Украины от 3 июля 1998 года; пункта 6 Постановления Кабинета Министров Украины от 16 марта 2000 года № 507 «О разъяснении Указа Президента Украины от 3 июля 1998 года № 727»; Закона Украины «О плате за землю» — истцом полностью соблюдены.

Выводы акта проверки № * от 4 июля 2002 года полностью опровергаются доказательствами, которые находятся в материалах дела.

Ходатайство истца, в котором он просит с целью обеспечения иска запретить Государственной налоговой инспекции в Печерском районе г. Киева совершать любые действия по взысканию сумм доначисленного земельного налога и приостановить действие налогового сообщения-решения Государственной налоговой инспекции в Печерском районе г. Киева № * от 8 июля 2002 года, не подлежит удовлетворению по следующим основаниям: истец не обосновал заявленное ходатайство, как того требуют статьи 66, 67 ХПК Украины. Согласно статье 33 ХПК Украины, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается в обоснование своих доводов и возражений. Ответчик не подал суду допустимые доказательства в обоснование своих возражений.

При таких обстоятельствах исковые требования истца подлежат удовлетворению. Судебные издержки в сумме 203 грн. (85,00 грн. государственной пошлины и 118,00 грн. затрат на информационно-техническое обеспечение судебного процесса) подлежат взысканию с ответчика в пользу истца.

Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 33, 49, 82–85 ГПК Украины, Хозяйственный суд решил:

иск удовлетворить;

признать недействительным налоговое сообщение-решение Государственной налоговой инспекции в Печерском районе г. Киева № * от 8 июля 2002 года;

взыскать с Государственной налоговой инспекции в Печерском районе г. Киева в пользу частного предпринимателя Б-ря 203 грн. судебных издержек.

(Дело № 29/241. Решение от 28 августа 2002 года. Судья — Усатенко И.В.)

Поделиться

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Подписывайтесь на «Юридическую практику» в Facebook, Telegram, Linkedin и YouTube.

0 комментариев
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии
Slider

Содержание

Государственная практика

Создана Академия судей Украины

АМКУ гарантирует конкуренцию

Деловая практика

Списание непогашенного долга

Риски в имущественном страховании

Законодательная практика

НДС при купле-продаже земли

Украина ратифицировала конвенцию

Безопасность предпринимателя обеспечит Хозяйственный реестр

Зарубежная практика

Смертная казнь: быть или не быть?

Даешь национализацию!

Правосудие уделяет внимание детям

Решается судьба расчетно-форвардных сделок

В Польше состоялась конференция адвокатов

В России принят новый ГПК

Неделя права

Адвокатами смогут стать иностранцы?

Адвокаты совещаются

Интеллектуальная собственность: тройная защита

Судьям в очередной раз пообещали денег

Новости профессии

Количество судей местных судов изменено

Четвертый том юридической энциклопедии

Юридический форум удался

Монополия «Укрспецюста» устранена

Прецеденты

Признание решений налоговой инспекции недействительными

Начисление налога на землю

Судебная практика

Нерезидент может платить НДС

Предприниматели и земельный налог

Тема номера

Погашение налоговых обязательств

Применение «косвенных» методов

Уступка требования: не всегда выгодно

Частная практика

Безвозмездная юридическая помощь

Юридический форум

Статья 49 ГК УССР: справедливость — не всегда?

Прав ли Высший хозяйственный суд?

Зонтиков — это вам не Парасолькин!

Необходим еще один кодекс — Торговый

Другие новости

PRAVO.UA

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: