Анализ «пакета» Президента — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №40 (458) » Анализ «пакета» Президента

Анализ «пакета» Президента

В Верховном Совете Украины за­регистрировано 5 законопроектов, призванных усилить борьбу с коррупцией на Украине. Напомним, что в 2003 году в г. Мериде (Мексика) Украиной была подписана Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции. Но данная Конвенция все еще не ратифицирована Верховным Советом Украины. Исполнение Украиной взятых на себя обязательств невозможно без существенного изменения действующего национального законодательства в антикоррупционной сфере. В связи с этим Президент предлагает ратифицировать эту Конвенцию, а также принять новый Закон «Об основах предотвращения и противодействия коррупции», и внести соответствующие изменения в действующие уголовное и административное законодательства. Отдельным законом планируется урегулировать ответственность юридических лиц за коррупционные правонарушения.

Необходимость внесения изменений в действующее законодательство преду­сматривалась еще Указом Президента от 9 февраля 2004 года в связи с приведением украинского законодательства в соответствие с международными актами — уже упоминавшийся Конвенцией ООН о борьбе с коррупцией, Конвенцией ООН о борьбе с транснациональной преступностью, Конвенцией Совета Европы о борьбе с коррупцией.

Главный законопроект президентского пакета — «Об основах предотвращения и противодействия коррупции» — должен заменить ныне действующий Закон «О борьбе с коррупцией», принятый в 1995 году. Работа по его подготовке началась еще в 2002 году по результатам заседания Координационного комитета по борьбе с коррупцией и организованной преступностью при Президенте Украины и Всеукраинского совещания по проблемам борьбы с организованной преступностью и коррупцией и защиты прав человека. По мнению авторов законопроекта, уровень нормативного регулирования не соответствует требованиям современности и не учитывает последние мировые тенденции противодействия коррупции. Принятие нового базового закона должно содействовать усилению борьбы с коррупцией и улучшению международного имиджа Украины (входящей ныне в список наиболее коррумпированных стран мира).

В частности, проектом предусматривается более четкое определение критериев коррупционного деяния, его разновидностей, что позволит усовершенствовать методы предотвращения, выявления и пресечения этого негативного общественного явления. Причем авторы проекта планируют принять меры по противодействию коррупции не только в публично-правовой, но и в частно-правовой сфере.

О терминологии

Среди новшеств проекта — уточнение терминов «коррупция» и «коррупционное правонарушение». Так, коррупция — это противоправное использование лицом полномочий и возможностей для незаконного получения благ (льгот, услуг) материального и нематериального характера и соответствующее предоставление таких благ. Фактически законодатель предлагает более широкую трактовку термина «коррупция» по сравнению с действующим законодательством. Коррупционное правонарушение — деяние, содержащее признаки коррупции. Разновидности коррупционного деяния предлагается детализировать в отдельных специальных статьях. Будет определен также и смысл термина «конфликт интересов», то есть противоречие публичных и частных интересов должностного лица, приводящее к неисполнению или ненадлежащему исполнению его полномочий как одной из составляющих коррупции.

Также расширен перечень субъектов коррупционных правонарушений и определен перечень лиц, приравненных к исполняющим государственно-властные полномочия. В частности, к последним будут отнесены члены избирательных комиссий, руководители политических партий и их региональных организаций, помощники народных депутатов, должностные лица международных организаций и иностранных государств, а также должностные лица субъектов публичного права, получающие заработную плату из государственного бюджета. Кроме того, к ответственности за коррупционные деяния, согласно проекту, смогут привлекать и должностных лиц юридических лиц частного права. Также предлагается определить понятие близких родственников лиц, являющихся субъектами коррупционного деяния.

Все на баррикады

Комплексная программа противодействия коррупции предусматривает «ведение войны на нескольких фронтах». Во-первых, для лиц, претендующих на занятие должностей государственной службы, планируется ввести специальную проверку. Кандидат на должность будет обязан предоставить информацию о источниках своих доходов, а также о наличии у него корпоративных прав. Проверке будет подлежать информация о состоянии здоровья, образовании, наличии научной степени и повышении квалификации кандидата. Также планируется проверять информацию об источниках доходов близких родственников претендента на должность. Во-вторых, будут установлены ограничения для лиц, уполномоченных исполнять государственно-властные полномочия. Причем украинский законодатель учел практику зарубежных стран и планирует урегулировать даже порядок получения подарков во время официальных мероприятий. В-третьих, планируется ввести экспертизу нормативно-правовых актов на их соответствие антикоррупционному законодательству, причем для законопроектов, внесенных Президентом и Кабинетом Министров, такая экспертиза является обязательной. В случае выявления несоответствия нормативный акт подлежит доработке с учетом требований, изложенных в экспертном заключении.

Проектом предусматривается определение органов, которые будут осуществлять расследование коррупционных деяний. К специальным органам планируется отнести соответствующие подразделения Министерства внутренних дел, Службы безопасности и прокуратуры Украины. Кроме того, противодействовать коррупции также смогут уполномоченные подразделения других органов исполнительной власти и местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации. Общую координацию предотвращения коррупции планируется возложить на Совет национальной безопасности и обороны Украины.

Впервые в законодательстве Украины планируется предусмотреть возможность участия общественности в мероприятиях по предотвращению и противодействию коррупции. В частности, гражданские объединения могут контролировать исполнение антикоррупционного законодательства органами государственной власти и местного самоуправления. Привлечение общественности планируется сделать обязательным при разработке законопроектов, предусматривающих предоставление льгот отдельным субъектам хозяйствования, а также делегирование полномочий государственных органов.

Об ответственности юрлиц

Установление ответственности юридических лиц является довольно распространенной практикой в зарубежных странах, но на Украине ранее не применялась. Проектом предусматривается, что юридическое лицо подвергается ответственности за незаконную дачу или предложение дачи ее руководителем либо другим уполномоченным лицом от имени и в интересах юридического лица материальных или нематериальных благ. Причем дело против юридического лица возбуждается только в случае вынесения обвинительного решения суда по отношению к физическому лицу, непосредственно совершившему коррупционное деяние в интересах или от имени такого юридического лица.

Новеллой законопроекта также является криминализация подкупа, то есть коррупционного деяния по отношению к лицам, не являющимся должностными или служебными лицами государственных органов, но исполняющим властные полномочия (адвокаты, нотариусы, эксперты, арбитражные управляющие). Коммерческий подкуп — незаконная передача материальных или нематериальных благ лицу, исполняющему организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в юридическом лице частного права, за совершение действия или бездеятельность по отношению к юридическому лицу, предоставляющему такое благо, с использованием служебных полномочий лица, их получающего.

Дела о привлечении юридического лица к ответственности за коррупционное деяние предлагается рассматривать в присутствии представителя юридического лица с участием прокурора. Возможные санкции — штраф в кратном размере к предмету правонарушения, ограничение на занятие отдельными видами хозяйственной деятельности, ликвидация юридического лица.

Одновременно с принятием вышеуказанных законов планируется внести изменения в действующие Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы и Кодекс об административных правонарушениях, фактически полностью изменив соответствующие разделы этих актов.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Государственная практика

Админюстиции исполнился годик

Деловая практика

Новшество переводов

Законодательная практика

Анализ «пакета» Президента

Зарубежная практика

В объективе — актуальные проблемы

Раздам долги. Недорого

Комментарии и аналитика

Судиться, не задумываясь?

Иностранец? Идите к своему нотариусу

Неделя права

Отправная точка НЗФ

Прокуратура как судебный орган

На все руки мастер

Прямая дорога в нотариат

Деятельность«Киевдорсервис» проверяют

Пост Президента — Tertium non datur

Реестр событий

В ВСУ пришел «менеджер»

ГСА посоветуется с банкирами

Сколько денег надо судам?

Судебная практика

«Два в одном» банкротстве

Дело «на постном масле»

Судебные решения

Особенности банкротства банков

О введении моратория при процедуре банкротства

О последствиях невыполнения решения суда

О последствиях установления факта нелегитимности комитета кредиторов

Тема номера

Коммунальное банкротство... в жизнь

Трибуна

А теперь по языковому вопросу...

Частная практика

Не уходи, побудь со мной, ты мой… юрист

Юридический форум

Админпроцессуальная дееспособность по представительству

Идем на сближение

Інші новини

PRAVO.UA