На Украине сложилась неоднозначная судебная практика при решении вопроса о присвоении гражданам определенной категории статуса участника войны. Понимание этой проблемы возможно, если вспомнить, что часть восточной территории Польши в 1939 году фактически «присовокупилась» к Украине. Новые границы послевоенной Европы, в том числе и измененная в 1939 году граница Польши, были утверждены в 1945 году решениями Ялтинской и Потсдамской конференций. После второй мировой войны для выравнивания этнического состава населения проводилось переселение отдельных народностей на другие территории.
В законодательстве Украины предусмотрены основания, по которым некоторым категориям лиц, переселенных с территорий других государств после 1945 года, может быть присвоен статус участников войны, что дает им определенные льготы и социальные гарантии. В частности, в Законе Украины «О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты» № 3551-XII от 22 октября 1993 года предусмотрены основания, по которым может быть присвоен статус участников войны. В пункте 2 статьи 9 этого Закона указывается, что к участникам войны среди других категорий принадлежат и лица, которые после 1945 года были переселены на территорию Украины с территорий других стран. В этой же статье содержится положение, согласно которому лицам, родившимся после 31 декабря 1932 года, статус участника войны может быть предоставлен только при наличии документов и других доказательств, которые бесспорно подтверждают факт работы в период войны.
Так, гр-н Т., житель г. Львова, который родился в 1939 году в селе Камянка Саноцкого повета Польши, был вместе со всей семьей в 1946 году переселен на территорию Украины. Районная комиссия по рассмотрению вопросов, связанных с определением статуса участника войны, признала невозможным присвоить статус участника войны гр-ну Т., так как он родился после 31 декабря 1932 года. Гр-н Т. обратился с жалобой на решение комиссии в Галицкий районный суд г. Львова, но в удовлетворении его требований было отказано.
Верховный Суд Украины, рассмотрев кассационную жалобу гр-на Т., пришел к выводу, что гр-н Т. действительно не имеет права на предоставление ему статуса участника войны, так как он родился после 31 декабря 1932 года и для определения его статуса участника войны нужны доказательства того, что он работал во время войны. Такие доказательства гр-ном Т. предоставлены не были.
Однако не все судьи Судебной палаты по гражданским делам ВСУ были согласны с таким подходом к решению этого вопроса. Противоположная точка зрения заключается в следующем. В соответствии с пунктом 2 статьи 9 Закона Украины «О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты», к участникам войны относятся лица, которые после 1945 года были переселены на территорию Украины с территории другого государства. Ни этим Законом, ни другими нормативными актами Украины не предусмотрена возможность предоставления этой категории лиц статуса участника войны в зависимости от времени их рождения и предоставления доказательств о факте работы в период второй мировой войны. Подобные требования, согласно статье 9 вышеупомянутого Закона, могут предъявляться к другим категориям лиц, и, в частности, к тем, которые находились в тылу. «При таких обстоятельствах суд первой инстанции и Судебная палата Верховного Суда пришли к ошибочному выводу о необоснованности требований гр-на Т.», — указывается в особом мнении судьи Верховного Суда Украины.
Решение Верховного Суда Украины по этому делу является окончательным и обжалованию не подлежит. Однако поскольку мнения судей и юристов по этому поводу разошлись, а проблема является чрезвычайно важной, то, возможно, поставить все точки над «і» мог бы Конституционный Суд Украины, растолковав статью 9 Закона Украины «О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты». Согласно статье 42 Закона Украины № 422/96-ВР от 16 октября 1996 года «О Конституционном Суде Украины», конституционное обращение — это письменное ходатайство в Конституционный Суд Украины о необходимости официального толкования Конституции Украины и законов Украины с целью обеспечения реализации или защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина, а также прав юридического лица. Согласно пункту 3 части 2 статьи 42 Закона «О Конституционном Суде Украины», в обращении указываются статьи или отдельные ее положения, которым необходимо дать официальное толкование.
Такое толкование статьи 9 Закона Украины «О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты» Конституционным Судом Украины послужило бы основанием для пересмотра ранее принятых решений по этой категории дел по вновь открывшимся обстоятельствам. В таком случае у ряда лиц, которым было отказано в присвоении статуса участника войны на уровне Верховного Суда Украины, появится надежда на обретение этого статуса.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…