Законодательство стран СНГ — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №12 (274) » Законодательство стран СНГ

Законодательство стран СНГ

Сразу же после распада СССР в странах СНГ и субъектах Российской Федерации были приняты законы об адвокатуре. Самой первой приняла такой закон Республика Башкортостан — 29 февраля 1992 года. Затем «отличились» Украина — 19 декабря 1992 года, Республика Беларусь — 15 июня 1993 года. Республика Казахстан приняла такой Закон 11 декабря 1997 года, Республика Узбекистан — 25 декабря 1998 года, Республика Армения — в 1998 году. Последней в этом ряду свой Закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» 31 мая 2002 года приняла Россия.

Оценив работу адвокатуры по подготовке Закона от 19 декабря 1992 года, Союз адвокатов Украины в мае 1997 года подготовил проект Закона Украины «О внесении изменений и дополнений в Закон Украины «Об адвокатуре», который был опубликован в журнале «Адвокат» № 2 за 1999 год. Однако дискуссия по этому законопроекту была сразу же свернута, после чего, без глубокого и всестороннего анализа, коллективного обсуждения на местах, 8 апреля 2000 года была внесена на рассмотрение Верховного Совета Украины новая редакция Закона Украины «Об адвокатуре». Его изучение свидетельствует о том, что руководство Союза адвокатов Украины, игнорируя мнение адвокатского корпуса, профессорско-педагогического состава юридических вузов, единолично пыталось создать что-то наподобие нового закона. Несмотря на то что в этом Законе присутствуют некоторые прогрессивные идеи, в целом он содержит ряд существенных недостатков.

За это время в практике применения Закона от 19 декабря 1992 года накопилось много вопросов, решение которых крайне необходимо. Поэтому, проанализировав законы об адвокатуре стран СНГ, попытаемся определить пути развития нашего законодательства в сфере адвокатуры.

Уже по первой статье вышеупомянутых Законов видно, что Союз адвокатов осознал ошибочность своей позиции в определении адвокатуры как «профессионального общественного объединения», и внес коррективы, называя адвокатуру «профессиональным правозащитным институтом» и «профессиональным объединением лиц, занимающихся адвокатской деятельностью».

В большинстве законов об адвокатуре стран СНГ этот вопрос упущен, и только в статье 1 Закона РФ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» указывается, что «адвокатской деятельностью является квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката…». Законодатели Беларуси также определили, что «адвокатура… представляет собой независимый правовой институт, призванный… осуществлять профессиональную правозащитную деятельность».

Необходимо отметить, что Россия не торопилась с принятием этого Закона. И хотя он был подготовлен давно, только в последние три года на страницах прессы была развернута широчайшая дискуссия по поводу принятия такого закона. В этой дискуссии приняли участие президент Российской Федерации, который 29 марта 1999 года внес в Государственную Думу рабочий вариант Федерального закона «Об адвокатуре в Российской Федерации» для подготовки ко второму чтению, правительство РФ, Верховный Суд, Военная коллегия Верховного Суда, Международный союз (содружество) адвокатов, адвокаты и их объединения, ученые, пресс-центр МВД России, ВНИИ МВД России.

Изучив предложения по первому варианту этого Закона, президент Российской Федерации в апреле 2001 года внес в Государственную Думу новый проект Федерального закона «Oб адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации». В его всестороннем обсуждении принимали участие юридическая общественность и представители адвокатской профессии. Отмечая многие положительные стороны законопроекта, все выступающие на страницах прессы высказали свое неодобрение в связи с коренным изменением организационных структур адвокатуры и ликвидацией коллегий. И следует признать, что президент и Госдума вняли этим требованиям, и в новом законе коллегии были сохранены.

К сожалению, в большинстве законов о деятельности адвокатов, принятых в странах СНГ, отсутствует единый законодательный стержень, единая структура. Однако в Законах Беларуси, Казахстана, Армении и России просматривается структура, в которую включены общие или основные положения; права, обязанности и статус адвоката; организация адвокатской деятельности и адвокатуры.

Определение адвокатской деятельности

Наиболее примечательным в общих (основных) положениях Законов об адвокатуре России, Казахстана и Узбекистана является указание в статье «Адвокатская деятельность» о том, что «адвокатская деятельность не является предпринимательской», а также перечисление категорий лиц, чья деятельность не относится к адвокатской: юристы, индивидуальные предприниматели, нотариусы, работники органов государственной власти и местного самоуправления и представители в силу закона. В белорусском Законе говорится, что коллегии адвокатов не являются коммерческими организациями, существуют исключительно за счет отчислений из средств, поступающих от физических и юридических лиц за оказание им юридической помощи.

В статье 3 главы 1 Закона РФ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» подчеркивается, что «адвокатура является профессиональным сообществом адвокатов и как институт гражданского общества не входит в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления». Законодатели Узбекистана пошли еще дальше и в статье 2 своего Закона об адвокатуре записали: «Адвокатура является некоммерческой организацией и осуществляет свою деятельность за счет собственных средств. Штаты, должностные оклады, сметы административно-хозяйственных расходов адвокатуры не подлежат регистрации в финансовых органах, фонд заработной платы адвокатуры банками не контролируется».

Во всех вышеупомянутых Законах понятие «адвокат» имеет приблизительно одинаковое толкование. Более расширено это понятие в проекте Закона Украины «О внесении изменений и дополнений в Закон Украины «Об адвокатуре». Оно сохранено и в новой редакции проекта Закона Украины «Об адвокатуре» от 8 апреля 2000 года, где лишь была внесена фраза о том, что адвокатом не может быть лицо, «признанное недееспособным или ограниченно дееспособным в установленном законом порядке». Законодатели Казахстана добавили, что адвокатом не может быть лицо, исключенное из коллегии адвокатов и уволенное из правоохранительных органов за совершение дисциплинарного проступка. Законодатели Беларуси, в свою очередь, распространили ограничения на занятие адвокатской деятельностью на лиц, в отношении которых принято решение об аннулировании лицензии на право занятия адвокатской деятельностью, исключенных (уволенных) из коллегий адвокатов, а также уволенных из правоохранительных и других органов по компрометирующим обстоятельствам в течение пяти лет со дня принятия соответствующих решений.

Во всех Законах об адвокатуре стран СНГ предусматривается, что адвокатом может быть только гражданин той страны, которая приняла этот Закон. В пункте 2 статьи 2 Закона РФ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» глубоко и подробно рассмотрены виды юридической помощи, предоставляемой адвокатами: предоставление консультаций и справок по правовым вопросам (устно и письменно); представление интересов доверителя в конституционном гражданском, административном, уголовном судопроизводстве и производстве по делам об административных нарушениях; в третейском, международном коммерческом арбитраже (суде) и иных органах разрешения конфликтов; представление интересов в органах государственной власти, местного самоуправления, общественных объединениях и иных организациях; представление интересов доверителя в органах государственной власти, судах, правоохранительных органах иностранных государств; участие в качестве представителя доверителя в исполнительном производстве и при исполнении уголовного наказания; участие в качестве представителя доверителя в налоговых правоотношениях и др.

В законопроекте от 8 апреля 2000 года об этом говорится в общих чертах, что не способствует более глубокому уяснению доверителями всех видов адвокатской деятельности. Характерно, что в соответствующих Законах Армении и Казахстана установлено, что профессиональная защита по уголовным делам осуществляется только адвокатами, а законодатели Беларуси по этому вопросу записали однозначно: «Профессиональная защита прав и законных интересов физических и юридических лиц по уголовным, гражданским делам и делам об административных правонарушениях в следственных и судебных органах осуществляется только адвокатами».

В статье 5 российского Закона, учитывая наплыв всяких шарлатанов от юриспруденции, категорически запрещено использование терминов «адвокатская деятельность», «адвокатура», «адвокат», «адвокатская палата», «адвокатское образование», «юридическая консультация» неадвокатскими учреждениями.

Во всех Законах стран СНГ об адвокатуре выделены в отдельные статьи полномочия адвоката, в качестве которых выступает ордер, а в России добавлена и доверенность. В Законопроекте от 8 апреля 2000 года полномочия адвоката определены в статье 6 «Профессиональные права», что не совсем совместимо (понятие права и полномочий). После изменений, внесенных Верховным Советом Украины 21 июня 2001 года в статью 48 УПК Украины, права и обязанности адвоката значительно расширились, и те, что отражены в новом Законе от 8 апреля 2000 года, уже не соответствуют действительности.

Более прогрессивным оказался Закон Республики Казахстан «Об адвокатской деятельности», которым адвокату предоставлено право: самостоятельно собирать фактические данные, необходимые для оказания юридической помощи, и представлять доказательства; знакомиться с материалами, касающимися обратившегося за юридической помощью, включая процессуальные документы, следственные и судебные дела, и фиксировать содержащуюся в них информацию любыми способами, не запрещенными законодательными актами; знакомиться с информацией, составляющей государственные секреты, военную, коммерческую, служебную и иную охраняемую законом тайну, если это необходимо для осуществления защиты или представительства при проведении дознания, предварительного следствия и в суде, в порядке, предусмотренном законодательными актами.

Этот Закон гласит, что государственный орган или должностное лицо не могут отказать в признании права адвоката представлять интересы лица, обратившегося за юридической помощью. Один из больных для нас вопросов урегулирован в нем так (пункт 5 статьи 14): «Допуск адвоката в административное здание государственных органов, судов, прокуратуры, органов дознания и предварительного следствия осуществляется в порядке, установленном этими органами и судами, по предъявлению им удостоверения адвоката».

(Окончание читайте в № 13 (275) «ЮП»)

МИРГОРОДСКИЙ Юрийадвокат, вице-президент адвокатской фирмы «Династия», г. Днепропетровск

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Государственная практика

Cудей «приручают»

Издержки гражданского процесса

Деловая практика

«Nemiroff»: важные дела еще впереди

Законодательная практика

Вопросы управления имущественным комплексом

Зарубежная практика

Подан иск к Президенту РФ

Изменится Закон РФ «О рынке ценных бумаг»

В РФ изменена процедура антидемпингового расследования

Закон РФ «Об исполнительном производстве» будет дополнен

Неделя права

Выводы комиссий сомнительны

Высший совет юстиции: кадровые перемены

Вето применено законно

АМКУ: полезная новация

Новости профессии

Возбуждение уголовного дела признано законным

Повышение квалификации нотариусов

Исполнение судебных решений в регионах

Прецеденты

Иск прокурора от лица ГНАУ о взыскании средств в доход государства (кассация)

Обжалование решения местного органа исполнительной власти

Об устранении препятствий в пользовании жилым помещением

Обжалование действий городского органа исполнительной власти (апелляция)

О признании недействительным решения ГНИ (кассация)

Судебная практика

Льготы отменили, споры остались

Статус участника войны: мнения разошлись

Тема номера

Не бедность, а безнаказанность

Вселение в жилое помещение

Первый этаж: квартира или магазин?

Частная практика

Законодательство стран СНГ

Юридический форум

Судебная реформа «пробуксовывает»

Кредитор — должник: извечная тема

Інші новини

PRAVO.UA