Проведение на востоке Украины антитеррористической операции и аннексия Крыма, а в связи с этим и перемещение на подконтрольные Украине территории органов государственной власти, занимающихся, в частности, вопросами социального обеспечения граждан, привело к ситуации, когда в украинские суды стали массово поступать иски о взыскании социальных выплат. Судебная практика по разрешению таких споров была неоднозначной: в одних случаях решения принимались в пользу граждан, которые остались жить на не подконтрольной Украине территории и не получают страховых выплат, в других — в пользу органов госвласти о невозможности осуществления таких выплат. Точку в этом вопросе поставил Верховный Суд Украины в постановлении от 12 апреля 2017 года по делу № 6-51цс17, в котором определил обязательные условия, при которых возможно осуществление таких выплат.
Согласно обстоятельствам дела, в феврале 2016 года в суд с иском к отделению исполнительной дирекции Фонда социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Украины в Советском районе г. Макеевки Донецкой области (отделение Фонда) обратился гр-н Д. Его требования касались взыскания задолженности невыплаченных страховых платежей и были обоснованы тем, что с июня 2014 года незаконно прекращены ежемесячные страховые выплаты в размере 1764 грн, назначенные ему в связи с 50-процентной утратой трудоспособности. В связи с этим истец просил взыскать образовавшуюся задолженность.
Решением от 11 марта 2016 года Славянский горрайонный суд Донецкой области отказал в удовлетворении исковых требований. Суд исходил из того, что у гр-на Д. отсутствовали основания для получения страховых выплат, поскольку истец не предоставил справку о постановке на учет как внутренне перемещенное лицо, что свидетельствует об отсутствии данных о его постоянной регистрации на другой территории Украины вне границ территории проведения АТО, и, как следствие, отсутствуют правовые основания для осуществления страховых выплат.
Указанное решение было отменено Апелляционным судом Донецкой области, который решением от 8 июня 2016 года исковые требования удовлетворил частично: взыскал с отделения Фонда в пользу гр-на Д. задолженность по ежемесячным страховым платежам за период с 1 июня 2014 года по 30 ноября 2015 года в размере 22 197,39 грн. Указанное решение было оставлено без изменений Высшим специализированным судом Украины по рассмотрению гражданских и уголовных дел (ВССУ). Суды исходили из того, что отсутствие справки о постановке на учет истца как лица, которое перемещается с временно оккупированной территории Украины или района АТО, не может служить основанием для невыплаты истцу страховых сумм.
В поданном в Верховный Суд Украины заявлении отделение Фонда просит отменить решения судов апелляционной и кассационной инстанций и оставить в силе решение местного суда на основании неодинакового применения судом кассационной инстанции положений статей 46, 47 Закона Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании», повлекшего принятие разных по содержанию судебных решений в подобных правоотношениях.
Рассмотрев заявление, а также прилагаемое заявителем судебное решение, Судебная палата по гражданским делам ВСУ установила неодинаковость применения кассационным судом указанных норм и пришла к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявления.
В частности, согласно пункту 3 раздела VII «Заключительные и переходные положения» Закона Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании», особенности предоставления социальных услуг и выплаты материального обеспечения по социальному страхованию внутренне перемещенным лицам (гражданам Украины, которые переселились с временно оккупированной территории, территории проведения АТО или зоны чрезвычайной ситуации) определяются Кабинетом Министров Украины.
Постановлением Кабинета Министров Украины «Об осуществлении социальных выплат внутренне перемещенным лицам» от 5 ноября 2014 года № 637 установлено, что назначение и выплата всех видов социальной помощи и компенсаций, материального обеспечения, предоставление социальных услуг за счет средств фондов общеобязательного государственного социального страхования внутренне перемещенным лицам осуществляется по месту пребывания таких лиц на учете, что подтверждается справкой, выданной в соответствии с Порядком оформления и выдачи справки о постановке на учет внутренне перемещенного лица, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 1 октября 2014 года № 509.
Национальный банк Украины постановлением «О приостановлении осуществления финансовых операций» от 6 августа 2014 года № 466 обязал банки Украины, небанковские учреждения и национального оператора почтовой связи, которые являются участниками платежных систем, приостановить проведение всех видов финансовых операций на территории, которая не контролируется украинской властью. А постановлением Фонда социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Украины от 11 декабря 2014 года № 20 установлено, что лица, которые временно перемещены, имеют право на получение ранее назначенных и начисленных страховых выплат в рабочем органе исполнительной дирекции Фонда по фактическому месту проживания (пребывания).
Город Макеевка Донецкой области признан временно оккупированной территорией, а отделение Фонда (ответчик по делу) со 2 февраля 2014 года перемещено из зоны проведения АТО и в настоящее время зарегистрировано в г. Славянске.
Учитывая изложенное, Верховный Суд Украины пришел к выводу, что лица из населенных пунктов, на территории которых органы государственной власти временно не исполняют или исполняют не в полном объеме свои полномочия, имеют право на получение страховых выплат при условии перемещения в населенные пункты, на территории которых органы государственной власти исполняют свои полномочия в полном объеме, и на обращение в структурное подразделение местной государственной администрации по вопросам социальной защиты и постановки на учет, что должно подтверждаться справкой о постановке на учет внутренне перемещенных лиц.
Судами было установлено, что истец не обращался в отделение Фонда с заявлением о выплате ежемесячных страховых платежей, на учет не поставлен, доказательств перемещения с оккупированной территории также не предоставил.
Также ВСУ обратил внимание, что ни одним из нормативных актов, регламентирующих порядок осуществления страховых выплат и предоставления социальных услуг в период вооруженного конфликта, временной оккупации, повсеместного проявления насилия, массовых нарушений прав человека и чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, не предусмотрено осуществление страховых выплат пострадавшим, которые не переместились с временно оккупированной территории на подконтрольные органам государственной власти территории.
Своим постановлением Верховный Суд отменил определение ВССУ от 3 ноября 2016 года и решение Апеляционного суда Донецкой области от 8 июня 2016 года, а решение Славянского горрайонного суда Донецкой области оставил в силе.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…