Уходящий год был богатым на события в отрасли международной торговли — Украина парафировала Соглашение с Европейским Союзом (ЕС), инициировала первый полноценный спор во Всемирной торговой организации (ВТО), воспользовалась правом пересмотреть некоторые тарифные обязательства в ВТО, ну и, конечно, активно применяла меры торговой защиты.
Украина стала инициатором первого полноценного разбирательства в рамках механизма разрешения споров ВТО. 13 марта с.г. Украина подала в Орган по разрешению споров ВТО запрос на проведение консультаций с Австралией относительно ограничений на оформление сигаретных пачек (так называемый закон об унифицированной упаковке), которые были приняты парламентом Австралии 21 ноября 2011 года.
Спор против Австралии стал третьей попыткой Украины урегулировать разногласия по торговым мерам других членов ВТО посредством использования механизма рассмотрения споров. Ранее Украина проводила консультации с Арменией по поводу налогообложения сигарет и алкогольных напитков и с Молдовой относительно экологического сбора и акцизного сбора на коньячную продукцию. Однако ни в одном из ранее инициированных в ВТО споров с участием Украины третейская группа не была учреждена. В споре с Австралией Украина запросила учреждения третейской группы 14 августа с.г. Украина заявила о нарушении Австралией норм Соглашения по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС), Соглашения по техническим барьерам в торговле и Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года (ГАТТ 1994). В частности, по мнению Украины, закон об унифицированной упаковке нарушает нормы ВТО о защите товарных знаков, препятствует реализации прав, основанных на патенте, а также создает неоправданные препятствия для международной торговли. Украина также жалуется на нарушение Австралией национального режима путем предоставления неравных конкурентных условий национальным и иностранным владельцам торговых знаков.
Вслед за Украиной учреждения третейской группы потребовали Гондурас и Доминиканская Республика. Спор вызвал интерес и у остальных членов ВТО — 35 стран присоединились к разбирательству в качестве третьей стороны. Очевидно, что за этими жалобами стоят крупные табачные производители, поэтому можно прогнозировать, что все три дела будут объединены в одно производство, которое увенчается принятием решения третейской группой, а возможно, и апелляционным пересмотром.
12 сентября с.г. Украина подала в Комитет ВТО по доступу на рынки документ, нотифицирующий членов организации о желании пересмотреть ставки связанных тарифов на 371 товарную позицию в рамках статьи XXVIII:1 ГАТТ 1994 (Документ G/SECRET/34). Эта норма ГАТТ позволяет членам ВТО изменить или отозвать уступки, принятые в процессе присоединения к ВТО, путем переговоров и соглашения с торговыми партнерами, с которыми такая уступка была первоначально согласована, и с любой другой страной, являющейся «заинтересованным поставщиком». Кроме того, консультации должны быть проведены с членами ВТО, которые «существенно заинтересованы» в этой уступке. Поскольку любые подобные переговоры не должны значительно изменять существующий в рамках организации уровень уступок, взамен страна — инициатор пересмотра обычно вынуждена предложить понижение тарифов на другие товары, в которых могут быть заинтересованы торговые партнеры, чьи интересы затрагивает пересмотр.
1 января с.г. начался пересмотр, который проводится в течение трех лет. В случае если на протяжении этого периода (то есть до 1 января 2015 года) стороны не найдут компромисс, Украина все же будет иметь право изменить или отозвать уступки в соответствии со статьей XXVIII:3(а) ГАТТ. Члены ВТО, определенные в части 1 статьи XXVIII, смогут отозвать «существенно эквивалентные уступки», первоначально согласованные с Украиной. Необходимо подчеркнуть, что такой отзыв должен проводиться в соответствии с режимом наибольшего благоприятствования, то есть пострадать от этого может не только Украина, но и другие страны.
Хотя статья XXVIII и не устанавливает ограничений по объему тарифных линий для проведения пересмотра, запрос Украины является беспрецедентным по своему объему. Государство намерено изменить тарифы на 371 товар, в том числе на различные пищевые продукты (мясо, огурцы, помидоры, картофель, цитрусовые и другие фрукты, колбасы), цветы, холодильники, автомобили, шприцы и т.д.
На наш взгляд, этого стоило ожидать, ведь Украина очень сильно пострадала в связи с глобальным финансовым кризисом. Стоит напомнить, что Украина вступила в ВТО за четыре месяца до начала кризиса, существенно снизив общий уровень тарифной защиты до 5 %. В случае если кризис удалось бы миновать, выгоды от вступления в ВТО были бы существенными и позитивно повлияли бы на рост ВВП, торговлю и приток инвестиций. Но ущерб Украины от кризиса, который совпал с понижением пошлин в рамках ВТО, оказался настолько велик, что никто не мог этого предвидеть. В связи с этим сейчас многие отрасли попросту не могут конкурировать на внешних рынках. Поэтому приходится защищаться.
В то же время, если говорить об абсолютных цифрах, то объем предложенных Украиной позиций для пересмотра сопоставим с объемом импорта чуть более чем на четыре миллиарда долларов США, что составляет около 5 % общего импорта в 2011 году и является некритичным.
В целом статья XXVIII ГАТТ является инструментом, к которому члены организации прибегают крайне редко — ей воспользовалась Корея в 1986 году и ЕС в 1992 году. В частности, ЕС пересматривал пошлины на одну тарифную позицию — семена масличных культур.
Неудивительно, что инициатива Украины вызвала крайне негативную реакцию торговых партнеров, ведь такой прецедент может нарушить общий баланс многосторонней торговой системы. В ходе переговоров нашему государству придется столкнуться с «тяжеловесами» организации — ЕС и США, а также Индией, Китаем, Канадой, Японией, Бразилией и рядом других стран. Для проведения таких масштабных переговоров на Украине понадобятся не только крайне весомые аргументы, но и большой штат опытных переговорщиков.
2012 год был достаточно активным для Украины в сфере торговых расследований.
Характерной особенностью года является активность производителей в инициировании новых расследований и пересмотре действующих антидемпинговых мер. Скорее всего это вызвано тем, что в 2010—2011 годах основной упор был сделан на специальные расследования, за что Украину неоднократно критиковали члены ВТО в рамках профильного комитета. По мнению торговых партнеров, Украина злоупотребляла правом инициировать специальные расследования, которые, в отличие от антидемпинговых, направлены против добросовестной торговой практики. В итоге практически все специальные расследования были закончены без применения мер. Можно предположить, что злоупотребление таким правом было связано с достаточно низким (по мнению национальных производителей) порогом доказывания в специальных расследованиях: таким производителям было достаточно доказать наличие роста импорта и ухудшения экономических показателей отрасли. На основании простого сравнения возросшего импорта и ущерба отрасли Минэкономики делало вывод о наличии причинно-следственной связи между этими показателями и давало зеленый свет началу расследования. Однако нормы и практика ВТО, учитывая чрезвычайный характер специальных мер, требуют более высокого бремени доказывания для их применения.
В этом году Украина инициировала три антидемпинговых расследования (в отношении лимонной кислоты происхождением из Китая, импорта стеклянной тары до 0,15 л происхождением из России и импорта ПВХ из США) и ни одного специального расследования. В то же время начался пересмотр антидемпинговых мер относительно импорта шифера из России и ламп накаливания происхождением из Китая. Окончательные антидемпинговые меры были приняты Межведомственной комиссией по международной торговле в отношении импорта метанола из РФ, флоат-стекла происхождением из Турции, Болгарии, Польши, Беларуси и РФ, а также шифера из Беларуси. Довольно странным было решение Комиссии о продлении специальных мер в отношении импорта спичек, независимо от страны происхождения, которое через 20 дней было и вовсе отменено под предлогом несоответствия этих мер национальным интересам.
Так, по результатам антидемпингового расследования в отношении импорта метилового спирта происхождением из РФ меры были установлены фактически для производителя «Щекиноазот» в размере 9,4 % и 57,91 % для остальных компаний, в то время как группа компаний «Еврохим» получила 0 % пошлины.
Отдельно стоит выделить антидемпинговое расследование в отношении импорта флоат-стекла, в результате которого Украина ввела нулевую маржу для Беларуси и незначительную пошлину для основных позиций импортируемого стекла из РФ. Размер антидемпинговой пошлины для Польши, Турции и Болгарии составил от 12 % до 28,5 %. В этом расследовании министерство целенаправленно выборочно использовало нормы и практику ВТО при подсчете демпинговой маржи. В результате чего для турецких и болгарских производителей вместо полагающейся семипроцентной пошлины была установлена пошлина в размере до 28 %. Министерство не учло разницу в уровнях торговли между странами, показатель которых является обязательным коррелирующим коэффициентом при расчете демпинговой маржи, а также скидки при продаже флоат-стекла на внутреннем рынке Болгарии и Турции. Дело в том, что оба эти коэффициента существенно снижают демпинговую маржу при расчете. Причем формальным поводом для отказа принять во внимание скидки на внутреннем рынке стали якобы плохие копии документов, которые были предоставлены в начале расследования. Министерство же уведомило об этом за три недели до его окончания.
В связи с этим вопрос о некорректном расчете маржи был поднят Турцией на заседании Комитета ВТО по антидемпинговым мерам. До инициирования спора дело не дошло, так как у турецких производителей производственные мощности расположены в разных странах мира. Учитывая, что антидемпинговая мера действует в отношении товара происхождением из определенной страны (в данном случае Турции и Болгарии), производители попросту начали импортировать из других стран в обход антидемпинговой пошлины.
Нельзя не упомянуть о том, что в 2012 году Украина должна была принять окончательное решение по результатам специального расследования в отношении импорта легковых автомобилей, начатого летом 2011 года. Процессуально расследование было окончено, и Межведомственная комиссия даже приняла решение о применении специальных мер в размере от 6 % до 15 % в зависимости от объема двигателя автомобиля. Но так как решение не было опубликовано, оно не вступило в силу. Парадокс заключается в том, что официально расследование не прекращено, поэтому меры могут ввести в любое время. Такая ситуация является беспрецедентной, ведь срок проведения специального расследования не может превышать 11 месяцев.
Учитывая, что около 40 % товарооборота Украины осуществляется в режиме свободной торговли со странами СНГ, а после подписания соглашения об ассоциации с ЕС добавится еще 40 % — практически вся торговля будет осуществляться в таком режиме. В этих условиях антидемпинговые и специальные меры наряду с техническими барьерами, санитарными и фитосанитарными мерами останутся одними из немногих эффективных инструментов защиты внутреннего рынка. Безусловно, в следующем году ожидается несколько пересмотров в связи с окончанием применения мер, а также нескольких специальных и антидемпинговых расследований. Не исключено также, что ввиду последних изменений в законодательстве о проведении антисубсидиционных расследований, возможно, мы увидим и первое такое расследование на Украине.
Наиболее часто используемый инструментарий торговых войн между Россией и Украиной включает торговые расследования, а также санитарные и фитосанитарные меры. Кроме того, с присоединением России к ВТО возрастает роль и технических барьеров, поскольку членство в организации ограничивает использование тарифных мер защиты. Более того, с 1 марта 2012 года вступили в силу технические регламенты в рамках Таможенного союза (ТС), что однозначно усилит защиту внутреннего рынка этого объединения.
После присоединения России к ВТО ТС начал активно инициировать торговые расследования, среди них три специальных защитных расследования, которые напрямую затрагивают интересы Украины. Они проведены в отношении импорта посуды из фарфора, тканей из химических волокон и нитей, зерноуборочных комбайнов и модулей для них. Кроме того, было начато повторное специальное защитное расследование в отношении импорта карамели.
Также со стороны России уже стало «доброй традицией» периодически вводить ограничения на импорт украинской мясомолочной продукции, прикрываясь несоответствием товаров санитарным и фитосанитарным нормам. Вдобавок к сырной, мясной и молочной торговой войне с РФ стоить также добавить автомобильную в связи с введением Россией в сентябре 2012 года утилизационного сбора, который вызвал негативную реакцию членов ВТО и Украины как одного из основных поставщиков. Вслед за РФ Украина приняла свой «утилизационный закон». В конце ноября стороны договорились урегулировать вопрос «по нулям», то есть не применять сбор в отношении друг друга, но де-юре вопрос пока не оформлен. Такое положение вещей, однако, вызывает вопрос соответствия режиму наибольшего благоприятствования, поэтому, скорее всего, эскалации конфликта с другими странами — членами ВТО не избежать.
На наш взгляд, столкновения, подобные мясомолочной «войне», будут возникать время от времени, чтобы держать Украину «в тонусе» и стимулировать к присоединению к ТС. Со вступлением России в ВТО открывается значительный инструментарий, с помощью которого Украина может противостоять подобному давлению в рамках этой организации. Однако на сегодня никаких попыток воспользоваться доступными механизмами Украиной предпринято не было.
В последнее время Украина активно работает в направлении либерализации торговли с отдельными странами и объединениями. Так, 1 июля 2012 года вступило в силу соглашение о зоне свободной торговли (ЗСТ) с государствами Европейской ассоциации свободной торговли (Исландией, Норвегией, Швейцарией, Лихтенштейном). Соглашение охватывает не только торговлю товарами, но также услугами и интеллектуальной собственностью, а кроме того, сферы, где регулирование многосторонней торговой системы ВТО является минимальным — государственные закупки, инвестиции и конкуренцию.
20 сентября с.г. вступило в силу обновленное Соглашение о ЗСТ с СНГ, полностью соответствующее нормам ВТО, которые непосредственно инкорпорированы в Соглашение. Кроме того, Президент Украины подписал закон о ратификации соглашения о ЗСТ между Украиной и Черногорией, которое было заключено в ноябре 2011 года.
Украина также сделала существенные шаги на пути к Соглашению о ЗСТ с ЕС, переговоры по которому были завершены в декабре 2011 года. 30 марта 2012 года было парафировано Соглашение об ассоциации, неотъемлемой частью которого является Соглашение о создании углубленной и всеобъемлющей зоны свободной торговли, а само Соглашение о ЗСТ парафировали 19 июля 2012 года. Несмотря на это, вопрос о том, когда же Соглашение с ЕС вступит в силу, остается открытым, поскольку теперь оно подлежит ратификации сторонами.
На сегодня Украина также ведет переговоры о заключении договоров о свободной торговле с Сингапуром, Турцией, Канадой, Сербией, Сирией, Израилем, Марокко, Мексикой, Алжиром.
По-прежнему продолжаются дискуссии о возможности участия Украины в ТС. Однако, учитывая евроинтеграционные приоритеты Украины, сценарий присоединения к ТС является маловероятным.
Учитывая общие тенденции 2012 года в отрасли международной торговли, можно ожидать, что год наступающий будет не менее активным. Украине предстоит выстоять в борьбе против Австралии и доказать свою правоту в отношении нелегальности унифицированной упаковки. Переговоры об изменении тарифов также затянутся не на один месяц и потребуют значительных усилий и большого человеческого ресурса. Присоединение России к ВТО также интенсифицирует двусторонние конфликты и предоставит новые возможности для их разрешения. В частности, прогнозируется, что производители ТС инициируют пересмотры ограничительных мер, действующих в отношении их товаров на Украине. Надеемся, что, в свою очередь, Украина также начнет активно использовать доступный инструментарий для разрешения двусторонних конфликтов с РФ.
ЗАБЛОЦКИЙ Андрей — старший юрист, руководитель департамента международной торговли ЮФ «Волков и Партнеры», г. Киев,
ПОЛОВЕЦ Ирина — юрист ЮФ «Волков и Партнеры», г. Киев
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…