Сила и разум — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №51 (782) » Сила и разум

Сила и разум

Рубрика Тема номера

Принятие нового закона, регулирующего деятельность адвокатов, обсуждалось долго и бурно. Безусловно, не все предложения были учтены, однако закон есть закон, и его необходимо выполнять. Не успели адвокаты выставить свои первые, порой скоропостижные оценки новым условиям работы, как началось еще одно изменение их реальности — реорганизация адвокатуры и выборы новых «поводырей» адвокатского сообщества.

О том, как работать в условиях вновь принятого Закона Украины «Об адвокатуре и адвокатской деятельности», с какими сложностями было сопряжено формирование органов адвокатского самоуправления и что способно объединить адвокатов в новых реалиях, – рассуждает представитель Киев­ской области в Совете адвокатов Украины, руководитель «Адвокатского бюро Гречковского», а «по совместительству» Почетный консул Мальты на Украине Павел Гречковский.

— В последнее время не прекращаются бурные споры вокруг Закона Украины «Об адвокатуре и адвокатской деятельности». Высказываются мнения, что он ограничивает права адвокатов и создает дополнительные рычаги влияния на них…

— Не может быть ни в одном государстве ни одного закона, который бы каким-то образом не влиял на то, что он регулирует. В противном случае теряется его смысл. Безусловно, влияние есть, но не в плане вмешательства, а в вопросах установления определенных правоотношений и создания правил игры на данном поле.

— Одним из наиболее резонансных нововведений стало учреждение Национальной ассоциации адвокатов Украины с обязательным членством в ней. Не противоречит ли это конституционному принципу свободы объединений?

— Нет ничего плохого в том, что все адвокаты автоматически становятся членами Национальной ассоциации адвокатов Украины (НААУ). Если говорить о свободе адвокатов, то им не запрещено вступать в какие бы то ни было объединения, прямо не предусмотренные Законом. Есть НААУ, есть и другие организации, например, Союз адвокатов Украины…

— Но ведь членство в САУ не является обязательным…

— Да, но должен быть все-таки какой-то орган, объединяющий всех адвокатов. Так, например в НААУ будут вырабатываться правила адвокатской этики. НААУ призвана не зарегулировать взаимоотношения адвокатов, а просто обозначить рамки поля, на котором они должны играть.

Существует принцип большинства. Если большинство адвокатов будут выступать против вхождения в НААУ, это должно быть как-то озвучено. Я как адвокат не возражаю против автоматического членства в этой ассоциации. Если кто-то возражает, есть вполне демократические инструменты: митинги, например. Но я не видел ни одного митинга под стенами Верховного Совета или НААУ или группового заявления в прессе о том, что всех силой загнали в ассоциацию. Люди в большинстве своем это принимают. По большому счету, если адвокат хочет поговорить о чем-то, он может говорить, но если адвокат хочет работать, он работает.

— Многие ожидали от нового Закона, а также от нового Уголовного процессуального кодекса Украины наделения адвокатов дополнительными правами, которые уравняли бы их в возможностях с представителями следствия и обвинения. Оправдались ли эти надежды?

— Я не занимаюсь уголовным производством, поэтому мне сложно судить. Но я сторонник следующего: защита и обвинение должны быть в абсолютно равных правах. Уравнял ли их Закон? Попытка сделана. Сегодня обвинение уже не может посадить человека в тюрьму — на это должен дать санкцию суд. Определенный прогресс есть.

— Новый Закон является менее требовательным к адвокатам в вопросе их «уголовного прошлого». Как, по вашему мнению, это может отразиться на качественном составе украинской адвокатуры?

— Лично я в корне не согласен с этим положением. Если человек был судим, кроме как по неосторожности, то ему даже при погашении судимости должна быть закрыта дорога не только в адвокатуру, но и в систему государственной власти и управления в целом. Я также не согласен с тем, что работников милиции и прокуратуры, то есть людей, работавших на обвинение, и, пожалуй, судей можно допускать к сдаче экзаменов по адвокатуре. Причина — в сложившемся мировоззрении. Когда человек работает с целью посадить кого-то в тюрьму, он не может за полгода-год переключить свои мозги.

Хотя мировая практика говорит об ином. Например, в Америке для того чтобы стать судьей, часто приходится поработать и адвокатом, и обвинителем. Но мы живем на Украине, и вряд ли в данном вопросе стоит копировать иностранную практику.

— Справедливо ли, по вашему мнению, что новый Закон не требует от иностранных адвокатов наличия специального образования в области украинского права, опыта работы в национальной правовой системе, сдачи соответствующих экзаменов или даже знания государственного языка?

— Я понимаю, что это требования Совета Европы, но меня обижает, что меня и моих коллег ставят на уровень ниже, чем адвоката иностранного государства. В принципе, общая ситуация внешней политики страны накладывает свой отпечаток и на адвокатуру. Например, Украина принимает всех без виз, однако лишь единицы стран имеют с нами безвизовое соглашение. То же и здесь: иностранный адвокат может у нас работать, не владея украинским или русским языками, через переводчика. Имеет ли аналогичные права украинский адвокат за границей?.. Мне кажется, депутаты, голосовавшие за этот Закон, боялись, что когда-то им придется нанимать адвоката. И, учитывая, что их сбережения наверняка размещены за границей, ориентируются на зарубежных адвокатов.

— Каково ваше отношение к необходимости прохождения стажировки лицом, претендующим на должность адвоката? Ведь возможны ситуации, когда юристу с 15-летним стажем придется проходить «стажировку» у гораздо менее опытного коллеги, но зато со статусом адвоката…

— В Законе написано, что должен. Значит — должен. А вот принесет ли это пользу — вопрос. Меня смущает другое. Адвокат считается, пожалуй, самой модной из юридических профессий. Пред­ставьте себе количество людей, которые захотят после окончания наших высших учебных заведений стать адвокатами. Думаю, это будет как минимум 30 % выпускников. И представьте себе, что на стажировку каждый адвокат может взять трех человек в течение полугода. Пока дойдет очередь до стажировки, то претендент, который уже сдал экзамен, забудет, что он учил на эти экзамены.

— В свое время вы стали первопроходцем на пути создания адвокатского бюро на Украине. В новом Законе деятельность бюро регулируется несколько подробнее…

— В старом законе адвокатское бюро тоже было предусмотрено, как и то, что регистрацию адвокатских объединений проводит Министерство юстиции Украины. Минюст выдал свой порядок регистрации адвокатского объединения, но ничего не сказал об адвокатском бюро. В этом была главная сложность. Новый Закон не дал типового устава, он просто объявил, что такая организационно-правовая форма, как адвокатское бюро, существует. На мой взгляд, она оправдывает себя. Уже два года, как я зарегистрировал бюро, и не разочарован.

— Есть ли уже типовой устав адвокатского бюро, разработанный Минюстом?

— Думаю, что нет, и в ближайшее время не предвидится.

— В одном из своих интервью вы рассказывали, что устав своего бюро разработали, взяв за основу устав ООО с одним участником. Обращались ли к вам коллеги за таким уставом?

— Это не совсем корректный вопрос: сказав «да», я поставлю под сомнение квалификацию своих коллег, а сказав «нет» — наверное, скажу неправду.

— В этом году страна погрузилась в водоворот формирования «новой адвокатуры», что не обошлось без многочисленных распрей между коллегами…

— Если говорить об истории съезда, то все началось с конференций. В этом плане «Переходные положения» Закона оказались абсолютно несовершенны. Если бы Закон установил, каким образом должны проводиться учредительные конференции, думаю, такого не было бы. А на деле в некоторых областях были проведены конференции и альтернативные конференции. В итоге мы пришли к съезду и альтернативному съезду.

Было бы здорово, если бы Закон обязал публично осветить все кандидатуры, которые были избраны делегатами и на съезд, и на конференции. На мой взгляд, проблема в том, что некоторые лица, которые не были делегатами, а были избраны на альтернативных конференциях, не смогли пройти регистрацию и попасть на съезд. А если есть проблема, я считаю, что в нее надо идти. Если ты сильный и проблема слабая, то, зайдя в эту проблему, ты решишь ее. Если слабый, а проблема сильная, то, даже не зайдя сейчас в эту проблему, она тебя догонит.

— Похоже, что борьба за власть в кулуарах учредительных съездов и конференций затмила их задекларированную Законом цель.

— Я не знаю, за что тут бороться. Не понимаю, что дает, кроме звания, должность председателя НААУ. Знаю только одно — это очень тяжелая работа, все нужно создавать практически с нуля, надо объединять адвокатов. Это очень большой труд. И, безусловно, будут «шишки». В нынешней ситуации должен победить разум, должна найтись сила, которая объединит всех адвокатов.

(Беседовала Евгения Руженцева,
«Юридическая практика»)

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

VOX POPULI

Юридический форум

Адвокатские настроения

Актуальный документ

Документы и аналитика

Иск к энергопоставщику

Акцент

Преступление и оправдание

Государство и юристы

Следствие свели

Государство и юристы

Новости законотворчества

Одобрена Концепция утилизации вооружения

Утверждены Типовые правила размещения рекламы вне населенных пунктов

Зарегистрированы законопроекты об общественном телевидении и радиовещании

Документы и аналитика

Получительный пример

Книжная полка

Земельный алфавит

Неделя права

Новости из-за рубежа

Избирательный перевод

Неделя права

Найти и взыскать

Кабель программы

Спорная аренда

Избирательный перевод

Неделя права

Новости из-за рубежа

Гласность в суде

Борьба с коррупцией

Новости из зала суда

Судебная практика

Завод «Электротяжмаш» отсудил долг за нарушение договора

Авиакомпания «Сибирь» проиграла спор с Минобороны

Суд подтвердил незаконность решения админколлегии АМКУ

Новости юридических фирм

Частная практика

ЮФ «Волков и Партнеры» стала советником «Укрцемента»

Юристы МЮГ AstapovLawyers успешно представили интересы ООО «Разгуляй-Кубань»

Schoenherr консультирует Metro Group по продаже гипермаркетов Real группе Auchan

Юристы ЮФ Sayenko Kharenko — в пятерке лучших в сфере коммерческого арбитража на Украине

Управляющий партнер МЮФ CMS Cameron McKenna избран в Совет ЕВА

МЮФ Integrites представляет интересы южнокорейской корпорации Hanwha Corporation в СНГ

ЮФ Pragnum отстояла интересы «Первой Днепровской Инвестиционной Компании» в налоговом споре

Деятельность ЮФ «Астерс» в сфере КСО удостоена наивысшей награды на церемонии Pro Bono Awards 2012

Отрасли практики

Торговые кочки

Ввернуть долг

Материнство без границ

Уравнение с двумя известными

Привлекающий маневр

Рабочий график

Десятый тур адвокатского вальса

ВККС любит троицу

СТРАНИЦА ИЗ ЕЖЕНЕДЕЛЬНИКА ЮРИСТА

КАЛЕНДАРЬ на неделю

Решения недели

Судебная практика

Контракт признан недействительным

Пересмотр возможен

Приказ нарушает патент

Самое важное

Ценные бумаги «подсластили»

Дань работникам суда

Новый Совет

Заявитель получает все

Судебная практика

Карточный долг

Судебная практика

Судебные решения

Госфининспекция вправе проверять начисление зарплат госучреждениями

Судебная практика

На суд общественности

Судебная практика

Судебные решения

Налоговая расписка является простым векселем

Судебная практика

Болевое участие

Тема номера

Прогноз по году

Сила и разум

Частная практика

Бизнес — завтра

Торг уместен

БЮРОкратическая регистрация

Домен: земля виртуального мира

Юридический форум

В защиту олигархов

Копа дель Фемида

Інші новини

PRAVO.UA