Бес доказательств — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №5 (997) » Бес доказательств

Бес доказательств

Рубрика Тема номера

Обвинение не может основываться на доказательствах, полученных незаконным путем, а также на предположениях (часть 3 статьи 62 Конституции Украины).

Статья 86 Уголовного процессуального кодекса Украины (УПК) предусматривает, что доказательство признается допустимым, если оно получено в порядке, установленном этим кодексом. Недопустимое доказательство не может быть использовано при принятии процессуальных решений, на него не может ссылаться суд при принятии судебного решения.

Практики регулярно сталкиваются с сопротивлением правоохранительной и судебной системы применению этих норм, но в 2016 году были и положительные примеры.

Единственным действующим официальным толкованием по данному вопросу, принятым еще до вступления в силу УПК 2012 года, является решение Конституционного Суда Украины от 20 октября 2011 года № 12-рп/2011 по делу о конституционном представлении Службы безопасности Украины относительно официального толкования части 3 статьи 62 Конституции Украины. Недопустимыми признаны доказательства:

— полученные уполномоченным лицом без соблюдения конституционных положений или с нарушением порядка, установленного законом;

— полученные путем совершения целенаправленных действий по их сбору и фиксации с применением мер оперативно-розыскной деятельности не уполномоченным на то лицом.

 

Практика 2016 года

Комплексных разъяснений кассационного суда по данному вопросу в прошлом году, к сожалению, не было. Зато вынесено постановление Верховного Суда Украины от 21 января 2016 года по делу № 5-249кс15, в котором проанализирована незаконность принятия во внимание апелляционным судом показаний свидетеля, непосредственно не заслушанных этим судом.

Сторона обвинения предоставила доказательства, полученные в результате контроля за совершением преступления с нарушением статьи 271 УПК Украины, поскольку расследуемое преступление не является тяжким или особо тяжким (определение Апелляционного суда г. Киева от 28 декабря 2016 года № 753/6212/15-к).

Остаются распространенными и случаи провокации преступления со стороны сотрудников правоохранительных органов, облаченной в форму контроля за совершением преступления (определение Высшего специализированного суда Украины по рассмотрению гражданских и уголовных дел (ВССУ) от 1 ноября 2016 года № 371/14361/15-к). В приведенном судебном решении интерес представляет то, что кассационный суд усомнился в отсутствии провокации преступления при двух последовательных оперативных закупках психотропного вещества одним и тем же закупщиком. В реальной же практике суды выносят обвинительные приговоры и при трех-четырех идентичных оперативных закупках.

Показательно, что судебные ошибки допускают даже следственные судьи апелляционных судов, которые санкционируют негласные следственные (розыскные) действия (НС(Р)Д) в виде снятия информации с транспортных телекоммуникационных сетей и аудио- и видеоконтроля лица. Так, по делу № 553/1018/15-к такая санкция была предоставлена до внесения сведений об уголовном производстве в Единый реестр досудебных расследований, и ввиду невозможности обжалования засекреченного определения суда ошибка была исправлена только ВССУ 12 мая 2016 года на стадии кассационного обжалования приговора. Такой подход дает повод для дискуссии о целесообразности отнесения подобных определений к государственной тайне, в том числе и в случае окончания досудебного расследования, а также о невозможности их обжалования.

 

Типичные нарушения

Суд в соответствии с частью 1 статьи 94 УПК Украины должен оценивать доказательства на предмет их допустимости по собственной инициативе, даже в отсутствие соответствующих ходатайств сторон уголовного процесса. Так, определением ВССУ от 21 июня 2016 года отменен приговор суда первой инстанции на основании того, что суд не проверил наличие решения прокурора о проведении контроля за совершением преступления и полномочия лица, осуществившего это действие.

Это распространенное для наших судов явление описано и в определении ВССУ от 6 июня 2016 года № 644/2287/15-к, в котором установлены типичные нарушения, допускаемые правоохранительными органами при расследовании преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков: отсутствие законных оснований для оперативной закупки; неуполномоченное лицо, проводившее НС(Р)Д; показания свидетелей с чужих слов; отсутствие указания на технические средства, посредством которых проводилась аудио- и видеозапись; нарушение порядка вручения денежных средств закупщику (не указано, у кого закупщик должен был приобрести наркотическое вещество); не проведен досмотр закупщика; ксерокопии денежных купюр не признаны доказательством — все это повлекло признание соответствующих доказательств недопустимыми. По поводу недостатков постановления прокурора о контроле за совершением преступления, проведения этого НС(Р)Д неуполномоченным оперативным сотрудником ВССУ высказался в определении от 25 февраля 2016 года № 5-868км16).

Несмотря на то что действующий УПК Украины применяется с 2012 года, сторона обвинения не оставляет попыток подачи суду в качестве доказательств протоколов допроса свидетелей, подозреваемых и даже их «пояснения», полученные в результате оперативно-розыскной деятельности без соблюдения гарантий права на защиту, предусмотренных УПК Украины. Примером тому может служить дело № 458/174/14-к (определение ВССУ от 26 мая 2016 года). Удивительно, но все еще остались судьи, которые принимают такие документы в качестве доказательств.

В случае установления фактов незаконного задержания и пребывания лица под стражей, неразъяснения прав задержанному на основании статьи 208 УПК Украины проведенные в этот период следственные действия считаются незаконными, а протоколы следственных действий — недопустимыми доказательствами, тем более если поданы неопровергнутые жалобы о применении мер физического воздействия и имеются характерные телесные повреждения (определение ВССУ от 7 апреля 2016 года по делу № 5-336км16). Кассационный суд применил статью 3 Конвенции о защите прав человека и основоположных свобод и практику Европейского суда по правам человека: если жалоба лица на пытки небезосновательна, то обязанность доказать обратное и объяснить происхождение телесных повреждений возлагается на государство.

Основанием для признания доказательства недопустимым могут быть и мелкие нарушения процессуального закона. Так, на основании статей 237, 107 УПК Украины недопустимой была признана видеозапись осмотра места происшествия, поскольку в протокол не была внесена запись об уведомлении о такой фиксации участников осмотра (определение ВССУ от 7 апреля 2016 года № 5-860км16).

Подобные судебные решения мотивируют сторону защиты к активной позиции на стадии судебного рассмотрения, а также обязывают адвоката изучать материалы уголовного производства предельно внимательно.

 

КУЗИНА Ирина — адвокат, руководитель харьковского офиса ЮФ «Ильяшев и Партнеры», г. Харьков


Комментарии

Широкие возможности

Сергей ХОХЛОВ, советник ЮФ Trusted Advisors

Несмотря на то что действующий УПК Украины предоставляет широкие возможности для внедрения норм международных договоров и практики Европейского суда по правам человека в правоприменительную деятельность, суды недостаточно часто используют такие нормы.

Кроме того, правоохранительные органы неохотно регистрируют заявления лиц о возможном применении к ним физического насилия либо иных незаконных методов ведения досудебного расследования, а в случае регистрации таких заявлений расследование проводится крайне формально и неэффективно, зачастую не дается ответ на вопрос о том, каким образом подозреваемым были получены телесные повреждения.

Безусловно, сам факт наличия у подозреваемого телесных повреждений не свидетельствует о его невиновности в совершении преступления, но при отсутствии разумного объяснения механизма получения им телесных повреждений этот факт должен заострить внимание суда на исследовании вопроса о допустимости полученных в уголовном производстве доказательств виновности лица.

Международные договоры и практика Евросуда могут стать мощным оружием стороны защиты в уголовном производстве, а их широкое использование судами различных инстанций при принятии решений в рамках уголовного судопроизводства приблизит судебную систему Украины к европейским стандартам отправления правосудия.

 

Не преждевременный вопрос

Владислав ГРИЩЕНКО, советник АО Ario

Следственные судьи при вынесении определений отказываются принимать решения о недопустимости доказательств, ссылаясь на то, что данный вопрос поставлен преждевременно и может быть разрешен только на стадии рассмотрения дела судом первой инстанции по сути. Свою позицию судьи, как правило, обосновывают частью 4 статьи 87 УПК Украины, цепляясь, возможно, за не совсем удачную формулировку, что это происходит на стадии «судебного рассмотрения». А стадию «судебное рассмотрение» они трактуют посредством пункта 24 статьи 3 УПК Украины лишь как составляющую судебного производства по рассмотрению дела по сути.

Считаю, что такая позиция противоречит принципам уголовного судопроизводства, а именно — верховенству права и законности. В подтверждение этого обращаю внимание на статью 94 УПК Украины, где законодатель обязал следователя, прокурора, следственного судью и суд оценивать каждое доказательство на предмет допустимости. Таким образом, очевидно, что речь не идет только об оценке допустимости доказательств на стадии рассмотрении дела судом по сути.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Акцент

Пойти на попутную

Государство и юристы

Новости законотворчества

С «патентным троллингом» будут бороться по-новому

Государство и юристы

Метод изменения

В увеличенном масштабе

Ответят все?

Государство и юристы

Новости законотворчества

Урегулируют административную ответственность за нарушение трудового законодательства

Ветеранам войны обеспечат надлежащую защиту

Государство и юристы

Даль моде

Книжная полка

Инвестиционная фраза

Неделя права

Альтернативные мнения

Неделя права

Новости из-за рубежа

Евросуд не обнаружил признаков дискриминации пожизненно осужденных

Неделя права

Негласные действия

Штатное предписание

Возврат автоматом

Новости из зала суда

Судебная практика

Распоряжение КМУ об утверждении комиссии по проведению конкурса в ГБР обжаловано в суде

«Дело ритейлеров» в части «МЕТРО Кэш энд Керри Украина» вернулось в первую инстанцию

Новости юридических фирм

Частная практика

Определены финалисты The Lawyer European Awards 2017

Eterna Law защитила интересы польской компании в МКАС

ЮФ Phenomena укрепляет практику банковского и финансового права

В. Гвоздий удостоен звания «Заслуженный юрист Украины»

Д. Шемелин — новый советник ЮФ Asters

AVELLUM консультировала Инвестиционный совет Пенсионного фонда Канады относительно приобретения около 48 % акций компании GlobalLogic Inc. у фондов Apax

Команда Pavlenko Legal Group отстояла интересы банка

Отрасли практики

Акционное предложение

Электропытание

Процессуальное лишение

Учетный период

Рабочий график

КАЛЕНДАРЬ на неделю

Заседание САУ

Решения недели

Судебная практика

Деликтные обязательства

Проверка доказательств

Форма неосторожности

Самое важное

Бизнес-контроль

В командировку

Показать влияние

Судебная практика

Судебные решения

В случае просрочки выплаты страхового возмещения подлежат начислению инфляционные и 3 % годовых

Судебная практика

Бесконечная фантазия

Дело в технике

Третий личный

Судебная практика

Судебные решения

О нюансах правопреемства

Судебная практика

Противоречивый характер

Тема номера

Про правду говоря

Бес доказательств

Экспертная миссия

Защитный механизм

Последствия покажут

Частная практика

Особая Data

Уплата по факту

Примите изменения

Інші новини

PRAVO.UA