Одним из основных конституционных прав гражданина в демократическом государстве является право на объединение — право свободно создавать различные объединения, свободно состоять в них, принимать участие в их деятельности и беспрепятственно выходить из них. Речь идет о свободе объединения в политические партии, культурные, экологические, творческие, спортивные и другие общественные организации.
В соответствии со статьей 36 Конституции Украины граждане Украины имеют право на свободу объединения в политические партии и общественные организации для осуществления и защиты своих прав и свобод, удовлетворения политических, экономических, социальных, культурных и других интересов. Именно посредством общественных объединений, общественно-политических движений, политических партий граждане привлекаются к созидательной деятельности, реализуют и защищают политические и экономические интересы общества.
Ситуация такова, что на Украине нет ни одного города или большого села, в котором не были бы созданы общественные организации (или хотя бы одна). Но вряд ли каждая из них является мощной, действующей и эффективной в своей деятельности. Большинство существуют только в статистических данных, не проводят какой-либо деятельности и из всего имущества имеют лишь свидетельство о регистрации и печать.
Если возникает необходимость создания новой общественной организации, которая будет существовать не только на бумаге, необходимо еще на начальном этапе решить несколько жизненно важных для дальнейшей деятельности вопросов: о цели организации, видах и направлениях ее деятельности, членстве, структуре руководящих органов, порядке взаимодействия с органами государственной власти и управления и т.д. В зависимости от этого будет понятно, какое общественное объединение целесообразно создавать, какой у него будет правовой статус, сфера деятельности и т.п.
Но действующий еще с 1992 года Закон Украины «Об объединениях граждан» безнадежно устарел и нуждался в замене. Поэтому 22 марта 2012 года был принят и c 1 января 2013 года вступил в силу Закон Украины «Об общественных объединениях» (Закон), который по-новому регламентирует порядок создания, регистрации, правового статуса, деятельности и прекращения общественных объединений. Более того, все легализованные и действующие общественные организации хоть и освобождаются от необходимости проведения процедуры повторной перерегистрации, должны будут в течение пяти лет привести в соответствие требованиям Закона свои уставы (положения).
Нельзя игнорировать тот факт, что Закон вызвал неоднозначные и критические оценки и со стороны юристов, занимающихся юридическим сопровождением деятельности общественных объединений, и со стороны представителей действующих общественных организаций, и со стороны инициаторов создания новых объединений. Споры о целесообразности тех или иных положений закона, их действенности и возможности практической реализации не утихают. Но очевидно, что Закон не только поднял вопросы, на решение которых потребуется время, но и предоставил новые возможности, создание которых было продиктовано необходимостью. Именно о трех таких возможностях и пойдет далее речь.
Возможность первая — введение так называемого вторичного права на свободу объединения. Закон предоставляет возможность учреждать и быть членом общественного объединения не только физическим лицам, но и юридическим лицам частного права. Отныне любое общественное объединение по своей организационно-правовой форме может быть образовано как общественная организация (то есть общественное объединение, учредителями и членами (участниками) которого являются только физические лица) или как общественный союз (общественное объединение, учредителями которого являются только юридические лица частного права, а членами (участниками) могут быть юридические лица частного права и физические лица). Позиция, что защита прав и свобод, удовлетворения общественных интересов возможна в том числе и посредством участия в создании и деятельности общественных объединений юридических лиц, соответствует современным европейским тенденциям и является прогрессивной новеллой украинского законодательства. Единственный минус — Закон не допускает создания общественного объединения одновременно физическими и юридическими лицами. Также обращаем внимание на то, что после принятия решения о регистрации общественного объединения полномочия его учредителей заканчиваются. Поэтому если учредители желают принимать участие в дальнейшей деятельности общественного объединения, они должны обрести членство в этом объединении.
Возможность вторая — свободный выбор территории деятельности. До принятия Закона все объединения граждан действовали со всеукраинским, местным или международным статусом. Вопрос выбора территории деятельности был обязательным и решался учредителями еще на стадии образования общественной организации. С 1 января 2013 года деятельность любого общественного объединения распространяется на всю территорию Украины. А вопросы приобретения всеукраинского статуса, его подтверждения и отказа от него являются добровольными и могут решаться в любое время после регистрации общественного объединения как юридического лица.
Комплексный анализ норм Закона позволяет утверждать, что для получения общественным объединением всеукраинского статуса нужны лишь два условия: 1) его регистрация в качестве юридического лица и 2) наличие у него обособленных подразделений в большинстве административно-территориальных единиц, указанных в части 2 статьи 133 Конституции Украины.
Уже зарегистрированные обществен-ные организации должны обратить внимание и на то обстоятельство, что в соответствии с Законом обособленные подразделения общественного объединения не являются и не могут быть юридическими лицами. Поэтому общественным объединениям дается пять лет для того, чтобы внести соответствующие изменения в свои уставы, прекратить деятельность уже созданных местных ячеек, которые действовали со статусом юридического лица, и создать новые обособленные подразделения. Последнее, конечно, нужно делать, если объединение намерено продолжать осуществлять свою деятельность со всеукраинским статусом.
Возможность третья — непосредственно осуществлять предпринимательскую деятельность. Определяя общественное объединение со статусом юридического лица как непредпринимательское общество, основной целью которого не является получение прибыли, Закон в то же время предоставил возможность таким объединениям осуществлять предпринимательскую деятельность не только через созданные юридические лица (общества, предприятия), но и непосредственно.
Для того чтобы возможность не превратилась в ловушку, которая уничтожит признаки неприбыльности, станет помехой при получении статуса неприбыльной организации или приведет к его потере, нужно придерживаться следующих требований. Право на осуществление непосредственной предпринимательской деятельности должно быть указано в уставе объединения. Направления и конкретные виды такой деятельности должны соответствовать цели (целям) общественного объединения, а ее осуществление — способствовать их достижению.
Предпринимательская деятельность ни в коем случае не должна расцениваться как основная деятельность общественного объединения, доходы от которой освобождаются от налогообложения в контексте статьи 157 Налогового кодекса (НК) Украины. Поэтому вопрос о налогообложении доходов, полученных от такой деятельности, остается открытым. Существует мнение, что благодаря ведению предпринимательской деятельности неприбыльные учреждения и организации могут попасть под действие пункта 133.1.4. НК Украины и стать плательщиками налога на прибыль.
Чтобы этого не произошло, законодатель четко определил одним из принципов создания и деятельности общественного объединения принцип отсутствия имущественного интереса его членов (участников). Помимо прочего, это означает, что доходы общественного объединения не подлежат распределению между его членами (участниками) и не могут использоваться для выгоды какого-либо отдельного члена (участника) общественного объединения, его должностных лиц (кроме оплаты их труда и отчислений на социальные мероприятия). В случае прекращения деятельности общественного объединения средства и имущество, которые остаются после его ликвидации, должны быть переданы одной или нескольким неприбыльным организациям соответствующего вида, направлены на благотворительные цели или зачислены в доход бюджета и не подлежат распределению между членами и учредителями объединения.
Все доходы, которые общественное объединение потенциально сможет получать от осуществления предпринимательской деятельности, должны быть направлены на обеспечение и ведение уставной деятельности: изготовление продукции (например, сувениров или канцелярских принадлежностей с символикой объединения), оплату работ или услуг, способствующих реализации цели общественного объединения и распространению информации о его деятельности и т.д.
Данная статья — это попытка в определенной степени проанализировать некоторые моменты, требующие четкого понимания для дальнейшего их практического применения. А новый Закон, несмотря на определенные пробелы и возможные сложности, которые могут возникнуть при реализации его норм, все же существенно усовершенствовал сферу общественной деятельности, что, безусловно, будет способствовать гарантированию и обеспечению конституционного права на свободу объединения.
ФИЛЕНКО Ирина — юрисконсульт ООО «Адвокатская группа Украины», г. Киев
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…