Ни для кого не секрет, что зарегистрировать физическое лицо — предпринимателя (ФЛП) намного проще и быстрее, чем ликвидировать его. Многие предприниматели, сталкиваясь с трудностями процедуры прекращения хозяйственной деятельности, оставляют ситуацию на «самотек», и ликвидация затягивается на годы. Как и во многих других подобных процедурах, ликвидация ФЛП сопровождается рядом бюрократических действий, каждое из которых имеет свои особенности.
С одной стороны, ликвидация — довольно сложная процедура. Впрочем, при правильном подходе, зная, как бороться с основными сложностями в ходе прекращения предпринимателем хозяйственной деятельности по собственному желанию, ликвидация превращается в довольно простой и структурированный процесс.
Процедура прекращения хозяйственной деятельности ФЛП урегулирована Законом Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей» (Закон), а также Гражданским кодексом (ГК) Украины. За последний год в законодательство были внесены некоторые изменения, в связи с чем порядок ликвидации немного изменился.
Первым этапом ликвидации ФЛП является принятие решения о прекращении хозяйственной деятельности. Данное решение оформляется соответствующим заявлением, которое подается государственному регистратору (регистратор). Стоит упомянуть, что сегодня форма такого заявления закреплена на законодательном уровне (приказ Министерства юстиции № 3433/5 от 30 ноября 2011 года).
Более того, в конце 2011 года ГК Украины был дополнен новой статьей 501. Данная статья закрепила порядок подачи такого заявления, сроки и очередность удовлетворения требований кредиторов при ликвидации. Так, при ликвидации физического лица — предпринимателя срок удовлетворения требований кредиторов устанавливается в пределах от двух до трех месяцев. Данный срок указывается в заявлении лица о прекращении хозяйственной деятельности. Стоит обратить внимание на то, что длительность процедуры ликвидации не может быть меньше, чем указанный в заявлении срок для удовлетворения требований кредиторов. Впрочем, как показывает практика, ликвидация физического лица — предпринимателя выходит далеко за пределы вышеуказанного срока. После того, как регистратор принял заявление, он обязан выдать опись, в которой указывается дата и номер записи в реестре о начале процедуры прекращения хозяйственной деятельности.
Следующий этап в данной процедуре — обращение в органы налоговой службы и Пенсионного фонда для получения справки об отсутствии задолженности. Такие заявления подаются на протяжении трех дней с момента публикации объявления в официальном СМИ о начале процедуры ликвидации. По сути, этот этап как раз является самым затяжным и проблематичным во всем процессе ликвидации. После принятия такого заявления каждый из вышеуказанных органов обязан провести проверку, по результатам которой и выдаются справки об отсутствии задолженности перед органами. Вот тут-то и начинаются проблемы.
Прохождение проверок во многом зависит от характера хозяйственной деятельности лица. Кроме того, большую роль играют правильность ведения бухгалтерии, своевременность уплаты взносов и другие факторы. Но если с Пенсионным фондом особых трудностей не возникает, то вот с органами налоговой службы без проблем не обойтись. Основная сложность этого этапа заключается в сроках проведения такой проверки. Зачастую органы налоговой службы затягивают процесс проведения проверки. В соответствии со статьей 47 Закона налоговая служба обязана провести проверку и выдать соответствующую справку в рамках срока, установленного для удовлетворения требований кредиторов. На практике проведение проверки налоговой может затянуться от нескольких месяцев до года. Причины такой задержки могут быть разными, начиная от истребования сотрудниками налоговой дополнительных документов, которые не предусмотрены законодательством, заканчивая множеством разных причин, вроде загруженности либо банального отказа принимать документы. Все это происходит без какого-либо официального уведомления, что существенно усложняет процесс обжалования таких действий.
К счастью, сегодня уже появились два пути, которые дают возможность бороться с подобными нарушениями государственных органов.
Первый и, пожалуй, самый действенный способ — обращение с жалобой на действия сотрудников налоговой службы. На практике очень эффективным является обращение в службу «Пульс налоговой». Как бы невероятно это ни прозвучало, но указанный метод действительно работает. Данная служба осуществляет надлежащий контроль за действиями сотрудников налоговой службы, и в случае необоснованной задержки по проведению проверки может в максимально короткие сроки посодействовать предпринимателю. Подать такую жалобу можно по телефону, что существенно упрощает процесс обжалования действий налоговой.
Есть, конечно, и другой способ. Согласно части 2 статьи 47 Закона, если по истечении срока, предусмотренного для удовлетворения требований кредиторов, вышеуказанные органы не предоставили справки об отсутствии задолженности, регистратор имеет право внести запись о прекращении хозяйственной деятельности даже при их отсутствии — по принципу так называемого «молчаливого согласия». То есть, если вышеуказанных справок нет, лицо подает регистратору только карточку формы № 12. Такое право у предпринимателя возникает через десять дней после истечения срока для удовлетворения требований кредиторов. Важно то, что эта норма не применяется в случае получения уведомления от контролирующих органов о невозможности проведения проверки.
Безусловно, данная норма — важный шаг на пути к упрощению процедуры ликвидации. Однако даже такое нововведение не урегулировало до конца все пробелы законодательства.
Основания для уведомления о невозможности проведения проверки контролирующими органами предусмотрены частью 5 статьи 47 Закона. В соответствии с этой нормой такими основаниями могут быть задолженности по уплате взносов и обязательных платежей перед контролирующими органами либо же другие обстоятельства, которые не позволяют прекратить хозяйственную деятельность субъекта. Относительно каких-либо задолженностей вопросов не возникает. Но вот что касается «других обстоятельств, которые не позволяют прекратить хозяйственную деятельность субъекта», ни Закон, ни ГК Украины, ни какой-либо другой законодательный акт не уточняет, какие это обстоятельства. Таким образом, указанная формулировка дает возможность для злоупотребления своими полномочиями со стороны сотрудников контролирующих органов. Большое значение имеет также то, что практики применения части 2 статьи 47 Закона сегодня крайне мало. Отсутствие подобного рода практики пугает регистраторов, в связи с чем они и отказывают в проведении прекращения хозяйственной деятельности по данной норме.
Процедура ликвидации завершается подачей регистратору заполненной формы № 12, а также справок из органов налоговой и Пенсионного фонда (если их удалось получить). На данном этапе какие-либо сложности возникнуть не должны. Тем не менее, здесь, как и на первом этапе, остается одна-единственная проблема — сумасшедшие очереди. И, к сожалению, способ борьбы с ними все еще не удалось найти. Поэтому на завершающем этапе лицу, которое будет подавать документы регистратору, все-таки придется отстоять в очереди несколько часов.
Что ж, законодатель действительно несколько усовершенствовал и упростил процедуру прекращения хозяйственной деятельности ФЛП. Жаль только, что данное совершенствование проявилось не в ликвидации существующих проблем, а лишь в предоставлении способов их преодоления.
СТЕПАНЕНКО Алексей — юрист «Юридической группы LCF», г. Киев
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…