Международный альянс интеллектуальной собственности (IIPA) — коалиция семи крупнейших американских ассоциаций правообладателей, созданная для представления авторско-правовых отраслей в правительстве США, а также для работы по улучшению международной защиты материалов, защищенных авторским правом — опубликовал очередной отчет, посвященный анализу уровня онлайн- и физического пиратства, барьеров доступа на рынок и других событий в 48 странах. Примечательно, что IIPA рекомендует закрепить за Украиной статус Priority Foreign Country, то есть государства, в котором самая сложная ситуация с защитой авторских прав. Семь государств предлагается внести в Priority Watch List, а 25 — в Watch List, зафиксировав тем самым проблемы адекватной и эффективной защиты прав интеллектуальной собственности или равных условий доступа на рынок.
В отчете IIPA говорится, что проблемы на Украине состоят в чрезвычайно высоком уровне цифрового и физического пиратства, решении государственных органов преследовать легальные организации коллективного управления вместо мошеннических организаций, а также в длительном использовании нелицензионного программного обеспечения (ПО) коммерческими и государственными структурами. Все это дало основания IIPA инициировать в правительстве США введение экономических санкций против Украины. Речь идет о прекращении действия Всеобщей системы преференций, предоставляющей развивающимся странам право беспошлинного импорта товаров. Стоит отметить, что США уже прекращали участие Украины в этой системе в 2002 году в связи с массовым производством пиратских дисков и их экспортом в страны СНГ и Европы. Санкции против Украины были сняты только в 2006 году после введения уголовной ответственности за изготовление и распространение пиратских дисков. Потери Украины от санкций тогда оценили в 100 млн долл. США.
В отчете IIPA 2013 года приводится целый ряд фактов, свидетельствующих о высоком уровне цифрового и физического пиратства на Украине и его росте. По сути, кардинально новые претензии не высказаны (кроме разве что сбора роялти) — жесткую реакцию, похоже, вызвало отсутствие прогресса в реализации ранее достигнутых договоренностей и сворачивание темпов борьбы с нарушениями.
В первую очередь, привлекает внимание использование нелицензионного программного обеспечения государственными органами. В качестве примеров в отчете приводится Министерство внутренних дел, Государственная налоговая служба и Генеральная прокуратура Украины. В целом именно правительство названо крупнейшим потребителем нелегального программного обеспечения на Украине, и отмечается, что план легализации ПО, используемого в госорганах, фактически застопорился: в 2012 году украинское правительство выделило 100 млн грн на такую легализацию (это около 10—20 % от нужной суммы), но уже объявило об урезании данной статьи бюджета на первый квартал 2013 года, так как не сочло проблему приоритетной для решения.
Составители отчета также обратили внимание на ликвидацию в прошлом году организаций по управлению коллективными правами (см. «ЮП» № 47 (778) от 20 ноября 2012 года). Фактическое отсутствие действующей уполномоченной организации коллективного управления (ОКУ) дало основание крупнейшим операторам телеканалов и кабельного телевидения, барам, ресторанам, торговым центрам, фитнес-центрам и т.д. отказываться платить роялти.
Констатируется отсутствие улучшения ситуации с распространением нелицензионных компьютерных дисков — крупнейшими местами продажи нелегальных копий музыки, фильмов, программного обеспечения всех видов названы рынки «Петровка» (г. Киев, 50 выявленных точек продаж нелегальных дисков), «Маяк» (г. Донецк, 200 точек продаж), «7-й километр» (г. Одесса, 90 точек продаж) и «Барабашово» (г. Харьков, 60 точек продаж). Причем в отношении последнего указывается, что он является также центром распространения на территорию Украины пиратских дисков, произведенных в России.
Украина названа одной из немногих стран, где производится запись пиратских фильмов на камеру с последующим размещением видео в Интернете. Да и многие веб-ресурсы, вызывающие претензии у правообладателей, имеют украинскую «прописку». Это, к примеру ex.ua, BitTorrent, demonoid.me, mp3fiesta.com, wermp3.com, newalbumreleases.com — всего на Украине действует 400 интернет-провайдеров и около 150 сайтов, предоставляющих доступ к пиратской продукции. Контент этих сайтов (бесплатно или за символическую плату) доступен для скачивания по всему миру.
Во всем 13-страничном отчете можно найти лишь одно упоминание о позитивных сдвигах в сфере защиты интеллектуальной собственности на Украине — в 2012 году постановлением пленума Высшего хозяйственного суда Украины было определено, что хранение нелицензионного программного обеспечения на компьютере можно расценивать как нарушение интеллектуальной собственности.
«События последних двух лет изменили баланс в вопросе защиты прав интеллектуальной собственности, и тенденция к улучшению ситуации сменилась ростом нарушений в этой сфере. Данный факт не ускользнул от внимания международных экспертов, которые пристально мониторят Украину как одну из самых проблемных в этом отношении стран», — отмечает Тарас Кислый, руководитель практики интеллектуальной собственности и ТМТ, советник ЮБ «Егоров, Пугинский, Афанасьев и Партнеры».
Юлия Семений, партнер адвокатской конторы «Коннов и Созановский», не видит особого ухудшения ситуации с пиратством в стране за последние годы, отмечая, что в целом она осталась без существенных изменений. Но в то же время г-жа Семений подчеркивает, что общий экономический кризис в нашей стране и снижение покупательской способности населения — это именно те факторы, которые способствуют сохранению, а возможно, и наращиванию «пиратских оборотов».
По мнению Тараса Кислого, для изменения ситуации государству необходимо более взвешенно и комплексно подойти к вопросу защиты прав интеллектуальной собственности — по крайней мере, исправить недавние и застарелые ошибки, выстроить прозрачную и справедливую систему коллективного управления правами, прекратить самому нарушать права, используя пиратское программное обеспечение в государственных учреждениях.
«Если этого не сделать, Украину ждут суровые санкции в виде повышенных пошлин на продукцию, которую экспортирует украинская промышленность. Это может быть очень болезненно для экономики страны, поскольку приведет к снижению конкурентоспособности бюджетообразующей продукции, потере рынков сбыта, уменьшению поступлений валюты в страну, сокращению рабочих мест и т.д. Решение в части санкций по Украине пока не принято. Еще осталось время, хоть и совсем мало, когда можно в экстренном порядке предпринять шаги, чтобы если не избежать, то хотя бы смягчить негативные последствия для нашей страны», — подчеркивает советник ЮБ «Егоров, Пугинский, Афанасьев и Партнеры».
Отметим, что в отчете IIPA содержатся конкретные рекомендации по улучшению как законодательства, так и правоприменительной практики. Прежде всего, речь идет о необходимости принятия законопроекта № 0902, обязательно — с учетом предложений правообладателей (многие из которых, как следует из отчета, к подготовке законопроекта не были привлечены). Также рекомендуется имплементировать в национальное законодательство положения соглашений Всемирной организации интеллектуальной собственности, внести изменения в закон о телекоммуникациях в части борьбы с интернет-пиратством, в Уголовный и Уголовный процессуальный кодексы Украины. Отмечается и необходимость отказа от голографического маркирования, предлагается отменить регистрационную систему на границе, исключить из нормативных актов положения о камкординге для «частного использования» и отменить норму, согласно которой тиражирование фильмокопий должно происходить на территории Украины. Ну и, конечно, IIPA настаивает на выполнении договоренностей по легализации программного обеспечения, используемого в госорганах.
Наталья МЕЩЕРЯКОВА,
партнер МЮГ AstapovLawyers
В отчете IIPA говорится не только о росте онлайнового пиратства и продажах нелегальных копий, но и об использовании нелегального программного обеспечения в государственных органах.
Первое явление существует ввиду стабильного спроса на бесплатную и нелегальную продукцию, связанного исключительно с низкой культурой потребления, исправлять которую нужно постепенно, воздействуя на потребителя не столько правовыми, сколько воспитательными, образовательными методами. На введение реальной ответственности потребителей/пользователей законодатель вряд ли пойдет — слишком непопулярная мера, а если и введет жесткую ответственность, то применить ее будет практически невозможно. А антипиратской рекламы, социальных кампаний, образовательных программ на Украине нет — и тут я вижу недоработку самих правообладателей. Вложения в антипиратскую рекламу и окупились бы с лихвой, и послужили бы толчком к развитию в обществе идеи неприятия этого явления. Потребителя нужно воспитывать, а не искушать. И данный вопрос лежит исключительно в плоскости взаимоотношений между правообладателем и пользователем, продавцом и покупателем. Последний сейчас выбирает сомнительного посредника, потому что тот может предложить ему более выгодные условия.
Что же касается повсеместного использования в госструктурах нелегального программного обеспечения, то это уже вопрос государственный, и единственный шанс исправить ситуацию — политическая воля к выполнению договоренностей. Фактически своей бездеятельностью и невыполнением IPR Action Plan государство «подставляет» бизнес, ведь, согласно Всеобщей системе преференций в США, экспортируется около 3500 наименований украинских товаров на миллионы долларов. Предприятия, к примеру, химической, металлургической, угольной промышленности лишатся права беспошлинно и без квот ввозить свою продукцию в США (а это компании Фирташа, Ахметова, Коломойского и не только). Закрепление за Украиной статуса Priority Foreign Country, еще и на фоне общего экономического спада, коснется многих сфер бизнеса, и государство, как мне кажется, не совсем верно расставляет приоритеты в данной ситуации.
В первую очередь государство должно решить проблему использования нелицензионного ПО в своих структурах, в противном случае выполнение прочих пунктов IPR Action Plan не сдвинется дальше пустых деклараций.
Всеобщая система преференций в пользу развивающихся стран (Generalized System of Preferences, GSP) — это система льготных таможенных тарифов на товары, вывозимые развивающимися странами. Рекомендация о создании GSP, принятая в 1964 году в рамках ЮНКТАД, предусматривала, что преференции (льготные ставки таможенного тарифа) предоставляются развивающимся странам каждой развитой страной индивидуально путем введения внутренним законодательством льготных таможенных пошлин на товары, ввозимые из развивающихся стран.
В США программа GSP была внедрена Законом о торговле от 1974 года. В рамках этой программы 129 развивающихся стран-бенефициаров получили право экспортировать до 4881 вида продукции беспошлинно в США, а в 2011 году общая стоимость импорта, который вошел в США таким способом, составила 18,5 млрд долл. США.
За первые 11 месяцев 2012 года Украина поставила в США беспошлинной продукции на сумму почти 69,9 млн долл. США. Объем экспорта в рамках GSP в 2011 году составил более 53,2 млн долл. США.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…