Торговля без границ и сборов — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №25 (495) » Торговля без границ и сборов

Торговля без границ и сборов

Одним из эффективных способов стимулирования экономического развития отдельных территорий государства является введение льготных режимов для предпринимательства. Это могут быть как налоговые льготы, так и льготные таможенные режимы. Последние применяются в течение довольно длительного периода времени, пройдя трансформацию от зон свободной (беспошлинной) торговли до современных торгово-промышленных зон.

Торговля без ограничений

Первыми примерами введения специальных таможенных льгот следует считать указы вавилонского царя Хаммурапи об освобождении торговцев от уплаты пош­лины. Но такие указы имели разовый, индивидуальный характер и применялись только для определенных групп товаров. Практика внедрения льгот для всех торговых операций возникла значительно позже. Почти 2000 лет назад (в 166 году до н.э.) с целью содействия торговли власть греческого государства острова Делос провозгласила первую документально известную свободную зону. На острове приезжие купцы освобождались от налогов, таможенной пошлины и выполнения административных формальностей. Делос играл заметную посредническую роль в торговле между Западом и Востоком на протяжении 80 лет.

В эпоху средневековья торговые отношения оказались «под прессом» таможенных сборов. Они взимались практически повсеместно — феодалами, городами, даже за проезд по мосту устанавливался специальный тариф. Таможенная процедура была очень громоздкой и связанной со значительными дополнительными затратами на оплату таможенной пошлины. Своеобразной реакцией на сложившуюся ситуацию стало возникновение так называемых «порто-франко» (с итальянского — «свободный порт» или «вольная гавань») — прообразов современных свободных экономических зон.

Территория «порто-франко» отмежевывалась от остальной территории государства специальной таможенной границей. Перемещение товаров между «порто-франко» и заграничными государствами осуществлялся без таможенных формальностей и уплаты таможенной пошлины. При продвижении товаров внутрь страны применялся обычный таможенный режим. В границах «порто-франко» допус­калась разнообразная промышленная и торговая деятельность. Во всех других случаях «порто-франко» подчинялся государственному режиму.

Кроме того, значительное влияние на развитие международных торговых отношений оказали объединения торговцев в виде независимых альянсов, прежде всего Ганзейского Союза.

Лига свободных городов

Ганзейский союз возник как объединение городов Северной Германии для установления прочных торговых связей. (Само же понятие «Ганза» истолковывается как «множество», «сообщество», и с ­ХII века так именуется общество странствующих купцов).

Союз оформился в 1367—1370 годах в ходе войн немецких городов против Дании, господствовавшей на торговых путях между Северным и Балтийским морями. Ядро союза составили города Любек (считавшейся главным городом), Гамбург и Бремен. Позднее в него входили также приморские города и города, которые были связаны с торговлей по рекам Одер и Рейн, — Кельн, Франкфурт, а также и бывшие славянские, но захваченные немцами, города — Росток, Данциг, Старград. Число ганзейских городов в разное время доходило до 100—160, рамки союза никогда не были строго очерчены. Ганза держала в своих руках практически всю торговлю по Балтийскому и Северному морям, Центральной и Северной Европе.

Все дела Ганзы решались на съездах представителей городов. Местом съездов был Любек. Власть в ганзейских городах находилась в руках купеческого патрициата. Ганза был единым политическим организмом, составной частью Священной Римской империи, но без единого правительственного органа, без общей казны и армии.

В основе правового статуса ганзейских городов лежали хартии, пожалованные императором Священной Римской империи германской нации. Они определяли границы городов, давали им право вес­ти торговлю, чеканить монету, возводить крепостные стены, ловить рыбу, молоть зерно, организовывать ярмарки, вводить некоторые собственные законы вмес­то того, чтобы каждый раз обращаться к самому монарху. Ганзейское право никогда не излагалось в каком-либо отдельном цельном документе. Это, по сути, был перечень дарованных бюргерам прав и привилегий.

Формально Ганзейский союз просуществовал до 1669 года, хотя фактически уже с середины XVI века он уступил ведущую роль в европейской торговле голландским, английским и французским купцам.

«Феномен» Одессы

На территории Российской империи свободные экономические зоны «порто-франко» возникли в XIX веке в Одессе, Батуми и Владивостоке. Попытка установления в Одессе «порто-франко» была предпринята еще в 1798 году «иностранным магистратом», хлопотал о нем и герцог Ришелье — губернатор Новороссии, который полностью подготовил поч­ву для его введения. «Порто-франко» в Одессе учрежден указом Александра I лишь 16 апреля 1817 года при графе Ланжероне. Одесса получила на 30 лет право беспошлинного ввоза заграничных товаров и продажи их на строго ограниченной территории, а также вывоза товаров, уплачивая пошлину на таможне. Он начал функционировать с 1819 года, после завершения всех подготовительных работ, выделения экономической зоны, обведенной рвом. Были организованы две таможни — Херсонская и Тираспольская — для пропуска через черту «порто-франко» оплаченных пошлиной товаров. В «порто-франко» действовали следующие правила. В Одессу разрешался свободный (без таможенного досмот­ра, представления декларации и уплаты таможенной пошлины) ввоз любых иностранных товаров, включая товары, которые были запрещены для ввоза в Россию. Вывоз из Одессы иностранных товаров для продажи внутри страны допускался только через таможенные границы по правилам общего тарифа с уплатой таможенной пошлины и на основе положений, регулировавших ввоз в Россию иностранных товаров. Поэтому все товары, которые поступали в Одессу и ввоз которых в Россию запрещался тарифом, могли пропускаться через «порто-франко» лишь транзитом для последующего вывоза за границу. При такой системе таможенную пошлину платили не одесские предприниматели, а покупатели иностранных товаров внутри страны.

Экспорт товаров из Одессы за границу проводится соответственно общему порядку. Поэтому запрещенные тарифом к экспорту из России товары не могли вывозиться с одесского порта. Завезенные в Одессу из России товары не облагались таможенной пошлиной. Последняя взималась лишь с экспортировавшихся товаров при их загрузке на корабле в порту соответственно правилам общего тарифа. При оформлении грузов сопроводительные документы скреплялись печатью Одесской таможни.

В 1849 году режим «порто-франко» в Одессе продлили ещё на 5 лет, затем еще раз, а в 1859 году его отменили. Благодаря статусу «порто-франко» выросли импортные перевозки. Беспошлинная торговля иностранными товарами, легальная и контрабандная, привлекла в город значительно количество купцов не только отечественных, но и зарубежных. Одесса развивалась столь стремительными темпами, что всего за одно столетие превратилась из скромного поселения на окраине в четвёртый по величине город Российской империи (после Санкт-Петербурга, Москвы и Варшавы).

Новые механизмы

В ХХ веке на смену «порто-франко» приходят новые инструменты, призванные ослабить неблагоприятное влияние протекционизма на мировую торговлю: создаются свободные склады в портах для хранения транзитных грузов или привезенных и еще не проданных товаров. Экспорт-импорт товаров из этих складов был свободным от таможенных сборов и формальностей. Склады были общественными (находились в подчинении таможни) и частными (принадлежали частным лицам), общими для хранения любых товаров до пяти лет или ограниченными для хранения определенных товаров до шести месяцев. На складах допус­кались сортировка, работы по предотвращению товаров от порчи и их реализация.

Одновременно распространение получила практика возврата таможенной пошлины за импортированный товар в случае ее переработки и реэкспорта в установленный срок, а также беспошлинный ввоз и вывоз товара с обязательным осуществлением обратной операции на протяжении определенного времени. Однако сначала полностью преодолеть недостатки протекционистской системы не удалось ввиду трудностей контроля за сохранностью и движением товаров, расчетов при возвращении таможенной пошлины и т.п.

Поэтому в конце ХІХ — начале ХХ веков появляется новая разновидность свободных зон — «свободные гавани». Это специально отведенные места в портовых городах, куда разрешалось привозить иностранные товары без таможенной пошлины и соблюдения таможенных формальностей, сохранять их без ограничения срока, обрабатывать вплоть до промышленной переработки и проводить торговые операции. В отличие от «порто-франко» на территории «свободной гавани» не разрешалось проживание лиц, не имеющих отношение к эксплуатации и охране гаваней, запрещалась розничная торговля, потребление неоплаченных таможенной пошлиной товаров.

Расширения хозяйственных функций зон требовало осложнения их механизма, в результате чего особый таможенный режим дополнился налоговыми и финансовыми инструментами регулирования. Развитие коммуникаций предоставило возможность создавать зоны не только в портовых районах. Со временем понятие «свободная зона» начало применяться к районам, где действует та или иная система финансовых и других льгот относительно предпринимательства и которые, как следствие, являются экономически отделенными от остальной территории государства.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Государственная практика

Пленумно-пламенно постановляем!

Работа ВККС — все идет по плану...

Деловая практика

Кредит по-честному...

Законодательная практика

Изменены правила выборов

Историческая практика

Торговля без границ и сборов

Комментарии и аналитика

«Страдания» в англосаксонском праве

Перспективы биотоплива на Украине

Проблемные новеллы законодательства

Неделя права

Как оспорить «дисциплинарку»

Что есть отчет, и кому он не нужен?

Депутаты уходят, а Комитет продолжает работать

Украина на пороге ВТО

Такой разнообразный АМКУ

Реестр событий

Да будет внеочередной Съезд!

Госслужба поновому

А был ли указ?

Компромиссные увольнения?!

Судебная практика

Под свою ответственность

Судебные решения

Об аспектах добровольного исполнения решения суда

О договорах по перевалке и транспортно-экспедиционному обслуживанию импортных грузов

О правилах начисления платы за предоставление услуг по посадке/высадке пассажиров в портах

Тема номера

Правовой статус менеджера судна

Трибуна

Третейские суды на «рейде»

Частная практика

Не пряником единым…

Юридический форум

Правовой нонсенс в КУоАП

Впереди — финальные игры

Права человека — на форум

Інші новини

PRAVO.UA