Правовой статус менеджера судна — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №25 (495) » Правовой статус менеджера судна

Правовой статус менеджера судна

Рубрика Тема номера

В организации судоходства принимают участие множество сторон с особенным правовым статусом. Несомненно, центральной фигурой в мореплавании является судовладелец, независимо от того, является он собственником морского судна или нет.

Собственником судна, в соответствии со статьей 20 Кодекса торгового мореплавания Украины (КТМ), является субъект права собственности на судно или лицо, осуществляющее в отношении закрепленного за ним судна права, к которым применяются правила о праве собственности. То есть лицо или сторона, которая может иметь только титул собственника, например, управляющий судном как имущественным комплексом по договору управления имуществом с учредителем управления. Судовладелец же — это сторона (юридическое или физическое лицо), которая всегда фактически эксплуатирует судно от своего имени. Конечно, судовладельцем может быть и собственник, в том числе и доверительный.

Именно судовладелец является общепризнанной основной, центральной фигурой в судоходстве. В международной практике морского судоходства такая сторона обозначается термином «арматор». Именно позиция судовладельца считается определяющей для позиций (статусов) иных участников рыночных отношений в мореплавании, поскольку судовладелец изначально определяет эти позиции путем заключения соответствующих договоров и совершения иных действий в сфере торгового мореплавания. Наем судового экипажа, заключение договоров с морскими агентами (брокерами), заключение договоров фрахтования (перевозки) — все эти действия могут совершать судовладельцы, в результате чего они превращаются во фрахтовщиков, перевозчиков, работодателей и приобретают другие ипостаси на рынках, связанных с мировым судоходством. В конце ХХ века достаточно отчетливо выкристаллизовалась позиция судового оператора (менеджера).

Менеджер не эксплуатирует судно от своего имени, чем радикально отличается от судовладельца. Судовладелец заключает с менеджером договор, в соответствии с которым менеджер может практически замещать судовладельца во всех отношениях эксплуатации (использования) морского судна. Перечень функций менеджера четко специфицируется в договоре судового менеджмента как набор услуг, оказываемых судо­владельцу, которые могут определять обязанности менеджера также в отношении третьих лиц.

В объем услуг, возлагаемых по договору судового менеджмента на оператора судна, включаются, как правило, следующие функции:

— укомплектование судна экипажем;

— техническое обслуживание судна;

— коммерческая эксплуатация судна;

— бункеровка и другие виды снабжения судна;

— ведение бухгалтерского учета;

— организация страхования судна;

— иные услуги, например, ведение претензионной и исковой работы.

Оператор может быть уполномочен на продажу и на покупку судна (судов).

Договор судового менеджмента близок по своей правовой природе к агентскому договору. Морской агент также может действовать от имени принципала, по его поручению и за его счет. Действия менеджера порождают, изменяют или прекращают права и обязанности судовладельца, таким образом, все рис­ки остаются на стороне судовладельца.

Наиболее распространенной проформой договора судового менеджмента является «SHIPMAN 98» — стандартное соглашение о судовом менеджменте под кодовым названием «ШИПМЕН 98», разработанное и опубликованное Балтийским и Международным морским советом (БИМКО) в 1998 году.

Анализ правового статуса эксплуатационного оператора (менеджера судна) можно провести, исходя из статуса морского агента, учитывая, конечно, специфику судового менеджмента, что прямо вытекает из пункта 3 части ІІ упомянутой проформы. Причем именно этот пункт является ключевым для понимания объекта договора.

Полностью исключать возможность действий менеджера судна от своего имени, видимо, не следует. В этом случае правовой статус менеджера будет напоминать статус комиссионера. Менеджер при такой организации отношений будет нести некоторые риски и может оказаться непосредственно обязанным по тем сделкам, которые он заключил с третьими лицами в интересах принципала-судовладельца. Однако менеджер должен действовать исключительно в интересах судовладельца, а морской агент может действовать также и в интересах грузовладельца или иной стороны, если судовладелец не возражает.

Если менеджер действует от своего имени в отношениях с третьими лицами, образуются два вида отношений: внутренние отношения агентирования и внешние отношения. Внутренние отношения — это отношения «агент—принципал». Внешние же отношения образуются между агентом и третьим лицом, а также между принципалом и третьим лицом в тех правовых системах, которыми это допускается. Передача прав и обязанностей в этом случае от менеджера судовладельцу должна производиться с учетом правил, которыми регулируется уступка требования (цессия) и перевод долга. Конечно, такой случай нехарактерен для отношений, которые складываются при эксплуатационном оперировании судном.

В упомянутом пункте 3 части ІІ проформы «ШИПМЕН 98» говорится, что менеджер является агентом от имени и по поручению судовладельца. Менеджер имеет полномочия на совершение таких действий, которые он может время от времени по своему усмотрению посчитать необходимыми для исполнения соглашения в соответствии с хорошей практикой судового менеджмента. Это положение сближает статус менеджера со статусом универсального агента, полномочия которого, по сути, не ограничены рамками объекта договора.

Договор судового менеджмента имеет выраженную личную природу, поскольку пункт 10 части ІІ проформы предусмат­ривает, что менеджер не вправе переуступать на основании субдоговора исполнение своих обязанностей по договору без предварительного письменного согласия судовладельца. В случае заключения субдоговора менеджер остается ответственным перед судовладельцем за исполнение обязательств, вытекающих из договора судового менеджмента. Судовладельцу рекомендуется не отказывать в даче такого согласия без веской причины. На практике судовладельцы дают такое согласие достаточно легко, отчасти потому, что у них нет разумной альтернативы. Хотя менеджер остается ответственным перед судовладельцем за исполнение договора в целом, принято аргументировать привлечение суб­исполнителей общепринятой практикой и высокой квалификацией последних, что призвано повысить качество оказываемых услуг по договору. Особенно распространена практика привлечения в качестве субисполнителей крюинговых агентств.

Договор судового менеджмента имеет возмездный характер. Главной обязанностью судовладельца является выплата годового вознаграждения за менеджмент авансовыми ежемесячными платежами, то есть в форме предоплаты, начиная с первого платежа, который обычно производится немедленно по заключении договора. Вознаграждение за менеджмент подлежит ежегодному пересмотру. Оно может быть пересмотрено как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения. Если судно выводится из эксплуатации на срок более трех месяцев, судовладелец вправе поставить вопрос о соответствующем снижении вознаграждения за менеджмент за период, превышающий этот срок, но этот период прекращается не позднее, чем за месяц до возвращения судна в эксплуатацию. Этот вопрос решается по соглашению сторон, разумеется, если договор судового менеджмента сохраняет свое действие на момент принятия решения о выводе судна из эксплуатации. В случае недостижения соглашения вопрос может быть передан на рассмотрение суда или арбитража.

В случае гибели судна, его продажи или ликвидации по иной причине, а также аннулирования договора судового менеджмента любой из его сторон по любому основанию, за исключением неисполнения менеджером своих обязанностей, судовладелец должен продолжать выплату вознаграждения за менеджмент в течение трех месяцев со дня прекращения договора. Именно со дня фактического прекращения договора, но не с даты подачи уведомления об этом.

Кроме того, судовладелец должен возместить по требованию менеджера все расходы, разумно понесенные им по условиям договора судового менеджмента, за исключением расходов по содержанию конторы. В частности, подлежат возмещению почтовые расходы и иные расходы связи, а также командировочные расходы.

Приложением к договору судового менеджмента является годовой бюджет, подготовленный менеджером и представленный им судовладельцу. Бюджет на второй и последующие годы должен представляться судовладельцу не позднее чем за три месяца до истечения года, предшествующего плановому. Бюджет не должен быть ни слишком большим, ни слишком маленьким. Если бюджет будет большим, у судовладельца может возникнуть желание поискать более экономного менеджера, а если чрезмерно маленьким — придется часто обращаться к судовладельцу за дополнительными средствами, что ему наверняка не понравится. Если в течение месяца с момента представления бюджета судовладелец не сообщит о его отклонении, то можно считать бюджет принятым и утвержденным. Менеджер также готовит и представляет судовладельцу смету оборотных средств, необходимых для эксплуатации судна. Смета ежемесячно уточняется, и менеджер на ее основании в письменной форме запрашивает судовладельца о выделении требующихся средств на следующий месяц. Средства должны поступить в распоряжение менеджера в пределах 10 дней после получения судовладельцем соответствующего запроса.

Менеджер должен представить судовладельцу сравнительный анализ фактических расходов судна и утвержденных бюджетом в требуемой судовладельцем форме и в согласованной сторонами периодичности, а по умолчанию — ежемесячно.

Первоначальная проформа «ШИПМЕН», опубликованная БИМКО в 1998 году, предусматривала обязанность судовладельца предоставить менеджеру банковскую гарантию на сумму двухмесячного содержания экипажа в начале срока действия договора (пункт 16.4). Из стандартного соглашения «ШИПМЕН 98» такое положение было исключено, поскольку в практике судового менеджмента была выявлена его избыточность. Ни при каких обстоятельствах у менеджера не может возникнуть обязанности предоставлять собственные денежные средства или использовать их для финансирования услуг по менеджменту. Возникновение ситуации, в которой возникла бы нужда менеджера в средствах, маловероятно, поскольку менеджер получает доходы от эксплуатации судна, зачисляющиеся на банковский счет, с которого могут покрываться расходы по эксплуатации судна.

Ответственность менеджера ограничена суммой, равной десяти годовым размерам вознаграждения за менеджмент, выплачиваемого по договору судового менеджмента. Ответственность наступает за вину по общему правилу. Однако во многих юрисдикциях возможна и ответственность судового менеджера независимо от вины, например, в английском праве. В России также закреплен принцип ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, независимо от вины, а деятельность менеджера явно носит предпринимательский характер. Одним из видов ответственности является аннулирование договора. Однако аннулирование может и не быть формой ответственности.

Договор судового менеджмента действует до его аннулирования одной из сторон. Договор вступает в силу в день, указанный в боксе 4 части І проформы. По истечении срока, указанного в боксе 17, каждая из сторон получает право отказаться от договора, предупредив другую сторону об этом за два месяца.

В соответствии с традицией «ШИПМЕН 98» разделен на две части. Часть І имеет боксовый формат, а в тексте час­ти ІІ содержатся взаимные типовые требования и условия, составляющие тонкий баланс, и предполагается, что эти взаимные требования и условия могут быть оставлены при заключении договора сторонами без изменений. Однако практика показала, что этот двухмесячный срок слишком краток, поэтому стороны, как правило, устанавливают срок в три месяца от подачи извещения об аннулировании договора до его прекращения.

Пункт 18 проформы «ШИПМЕН 98» регулирует отношения по поводу аннулирования договора. Подпункт 18.1 регулирует ответственность судовладельца, а 18.2 — ответственность менеджера. Аннулирование договора в соответствии с подпунктом 18.3 — это аннулирование по чрезвычайным обстоятельствам, которое не представляет собой никакой формы или разновидности гражданской ответственности.

Конечно, проформа «ШИПМЕН 98» не лишена отдельных недостатков, но она с успехом используется для организации коммерческой эксплуатации судна сторонним оператором, а также и для организации внутреннего управления судном.

МЕЛЬНИКОВ Николай — партнер, Международная юридическая служба, г. Одесса

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Государственная практика

Пленумно-пламенно постановляем!

Работа ВККС — все идет по плану...

Деловая практика

Кредит по-честному...

Законодательная практика

Изменены правила выборов

Историческая практика

Торговля без границ и сборов

Комментарии и аналитика

«Страдания» в англосаксонском праве

Перспективы биотоплива на Украине

Проблемные новеллы законодательства

Неделя права

Как оспорить «дисциплинарку»

Что есть отчет, и кому он не нужен?

Депутаты уходят, а Комитет продолжает работать

Украина на пороге ВТО

Такой разнообразный АМКУ

Реестр событий

Да будет внеочередной Съезд!

Госслужба поновому

А был ли указ?

Компромиссные увольнения?!

Судебная практика

Под свою ответственность

Судебные решения

Об аспектах добровольного исполнения решения суда

О договорах по перевалке и транспортно-экспедиционному обслуживанию импортных грузов

О правилах начисления платы за предоставление услуг по посадке/высадке пассажиров в портах

Тема номера

Правовой статус менеджера судна

Трибуна

Третейские суды на «рейде»

Частная практика

Не пряником единым…

Юридический форум

Правовой нонсенс в КУоАП

Впереди — финальные игры

Права человека — на форум

Інші новини

PRAVO.UA