Президентом Украины для преодоления сложившегося политического кризиса, а также в связи с решением высших руководящих органов блоков политических партий «Блок Юлии Тимошенко» и «Наша Украина» о досрочном прекращении полномочий своих народных депутатов 5 июня с.г. был подписан третий Указ о проведении внеочередных выборов в Верховный Совет Украины, в соответствии с которым выборы должны состояться 30 сентября с.г. Ранее, с целью принятия экстренных мер, направленных на преодоление политического кризиса путем проведения внеочередных выборов в парламент, Президент, Премьер-министр и Председатель Верховного Совета подписали совместное заявление. В нем речь идет о необходимости руководствоваться Конституцией при создании соответствующих условий для проведения внеочередных выборов. Для выполнения поставленных названным заявлением задач народный депутат из фракции СПУ Сергей Матвиенков на заседании парламента предложил законопроект о внесении изменений в закон о выборах народных депутатов.
Собственно, что приняли?
Так, 1 июня с.г. Верховным Советом Украины был в целом принят Закон Украины № 1114-V «О внесении изменений в Закон Украины «О выборах народных депутатов Украины» и некоторые другие законодательные акты Украины». Подписание его Президентом состоялось на следующий день. Основные изменения, которые вносит данный Закон, касаются порядка проведения внеочередных выборов в Верховный Совет и процедуры замещения тех народных депутатов, полномочия которых были досрочно прекращены.
Внесены также изменения в порядок организации голосования по месту пребывания тех избирателей, которые по возрасту, в связи с инвалидностью и по иным причинам не могут передвигаться самостоятельно. Теперь, кроме включения их в специальное извлечение из общего списка избирателей, предусматривается обязательство участковой избирательной комиссии еще уведомлять об этом не позднее, чем за семь дней до выборов. При этом должно быть разъяснено предоставляемое право голосовать по месту пребывания и возможность отказа от данного права не позже трех дней до выборов. Интересно, что в отличие от Закона «О выборах народных депутатов Украины» упрощен порядок включения в список голосующих на дому. Для исполнения своего конституционного права не требуется предоставления документов, подтверждающих тяжелое состояние здоровья. Также для названной категории избирателей сокращено время подачи заявления с просьбой обеспечения голосования по местонахождению с 20 до 10 часов последней пятницы перед днем выборов.
Законом предусматривается признание итогов голосования в границах территориального избирательного округа, как на Украине, так и за границей, независимо от количества избирательных участков, на которых голосование было признано недействительным, а также запрет на признание выборов недействительными в границах территориального избирательного округа.
Также законом предусмотрено исключение части 3 статьи 101, в которой говорится о том, чтобы партия или блок, от которой выдвигались кандидаты в депутаты, включенные в ее избирательный список и принявшие участие в распределении депутатских мандатов, может принять решение об исключении кандидата в депутаты, который по итогам результатов выборов считается неизбранным, из своего избирательного списка в любое время после дня выборов до регистрации его в качестве народного депутата. Таким образом, партии лишили возможности производить так называемое «обнуление списков партий и блоков».
Откуда оппозиция, откуда коалиция
Подавляющая часть изменений приходится на раздел, посвященный внеочередным выборам, а именно: на статью 102, которая предлагается в абсолютно новой редакции и дополняется статьями 1021 — 1026. Среди нововведений предусмотрено, что при проведении внеочередных выборов открепительные удостоверения не изготовляются и не используются, из-за чего происходит преобразование формы протокола участковых и окружных избирательных комиссий, а также центральной избирательной комиссии (ЦИК). При этом право голоса гражданам Украины, находящимся за границей, предоставляется только тем избирателям, которые во время составления списков избирателей находились на консульском учете. В итоге, с учетом большого количества граждан Украины, работающих за границей нелегально, и отсутствия открепительных талонов, реализовать свое конституционное право им не удастся. Внеочередные выборы депутатов признаются несостоявшимися, если в них приняли участие меньше половины от количества избирателей, включенных в списки избирателей (часть 9 статьи 102). В случае признания выборов несостоявшимися ЦИК за два месяца до дня внеочередных выборов объявляет о начале повторных внеочередных выборов депутатов, на которые требование об 50 % от общего количества избирателей уже не распространяется.
Довольно четко определены особенности образования избирательных комиссий на внеочередных выборах. В частности, окружные избирательные комиссии создаются ЦИК не позднее двенадцатого дня после начала избирательного процесса. Кандидатуры в их состав подаются от депутатских фракций, которые были образованы в текущем созыве парламента. При этом внесение кандидатур от фракции с подписью ее председателя должно быть засвидетельствовано аппаратом Верховного Совета или удостоверено нотариально не позднее восьмого дня от начала избирательного процесса.
Не совсем понятна часть 3 статьи 1022, в которой речь идет о руководящих должностях в окружных избирательных комиссиях. Порядок назначения определен статьей 27 данного Закона, при этом имеет место непосредственный запрет назначать на должность председателя и секретаря одной комиссии представителей коалиции или оппозиции. Интересно, каким образом происходит формирование коалиции еще до выборов, ведь в соответствии со статьей 83 Конституции Украины коалиция депутатских фракций формируется в парламенте в течение одного месяца со дня открытия первого заседания, которое проводится после очередных или внеочередных выборов в Верховный Совет, или же в течение месяца со дня прекращения деятельности коалиции депутатских фракций. И возникает естественный вопрос, что такое оппозиция? Ведь до сих пор отсутствует официальное определение данного термина, а данные термины встречаются в тексте Закона не единожды.
Считаем поголовно
Необходимо отметить и особенности составления и уточнения списков избирателей на внеочередных выборах депутатов. Сама процедура составления списков избирателей регулируется механизмами и процедурами, закрепленными в Законе Украины «О Государственном реестре избирателей», и осуществляется на избирательных участках рабочими группами учета избирателей. Для уточнения этих списков в ответственную рабочую группу не позднее тридцати дней до дня выборов Министерством внутренних дел Украины, руководителем соответствующего районного органа Министерства юстиции, руководителем Военного Комиссариата, командиром воинской части, руководителями органа опеки и попечительства, органов охраны здоровья, исполнения наказаний, государственной налоговой, пограничной службы подаются сведения о гражданах Украины. Большой интерес вызывает обязанность органов Государственной пограничной службы подавать в окружные избирательные комиссии данные о гражданах, зарегистрированных в пределах соответствующей административно-территориальной единицы, фактически пересекших Государственную границу и на момент представления сведений данные об их возвращении на территорию Украины отсутствуют. Государственная пограничная служба уполномочена создавать и использовать информационные системы и базы данных о лицах, пересекающих Государственную границу Украины лишь в интересах оперативно-розыскной деятельности, разведки, контрразведки, предотвращения незаконной миграции и участия в борьбе с организованной преступностью. Данная информация носит конфиденциальный характер и не может использоваться и обнародоваться без согласия граждан, в том числе при составлении списков избирателей.
Также более детально определена процедура выдвижения кандидатов на внеочередные выборы депутатов. Выдвижение кандидатов в депутаты начинается на следующий день после опубликования Указа Президента Украины о досрочном прекращении полномочий парламента и заканчивается за сорок дней до дня выборов. Окончание регистрации депутатов проходит за двадцать семь дней до дня выборов.
Необходимо отметить, что финансирование подготовки и проведения внеочередных выборов депутатов проводится не по решению Кабинета Министров, а по распоряжению Межведомственной комиссии по вопросам государственных закупок.
Скорее всего данный закон не предназначен для долгой жизни, а принят с целью проведения предстоящих внеочередных выборов. А после избрания нового Верховного Совета, вероятно, будет заменен новым законом. Законом, в котором будут четко определены нюансы избирательного процесса с учетом интересов, в первую очередь, избирателей.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…