Законопроект, о котором пойдет речь ниже, уже зарегистрирован в парламенте, а под пояснительной запиской поставлена подпись министра транспорта и связи Украины Николая Рудьковского. Так что, откуда пришли идеи, воплощенные в проекте Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно осуществления государственного контроля на автомобильном транспорте», ясно. Отметим, что согласно заключению Главного научно-экспертного управления парламента, законопроект можно принимать в первом чтении за основу с учетом некоторых замечаний и предложений. Рассмотрим подробнее данный проект.
Согласование с евронормами
В связи с присоединением Украины к Европейскому соглашению относительно работы экипажей транспортных средств, осуществляющих международные автомобильные перевозки, и принятием Закона Украины «Об автомобильном транспорте» (Закон) возникла необходимость подкорректировать и согласовать нормы статей Кодекса Украины об административных правонарушениях (КУоАП). Так, статья 1331 КУоАП, кроме изменения названия, в проекте включает в себя ответственность за: нарушение установленного режима работы и отдыха водителей транспортных средств, которые предоставляют услуги по перевозке пассажиров или грузов; перевозку пассажиров и грузов без документов, на основании которых осуществляются пассажирские и грузовые перевозки; перевозку пассажиров и грузов водителем, не прошедшим ежесменный предрейсовый медицинский осмотр, и (или) перевозку без осуществления контроля технического состояния транспортных средств до начала работы (ответственность предусматривается как для водителей, так и для должностных лиц, субъектов предпринимательской деятельности в виде штрафов).
А проект статьи 1332 КУоАП предлагает установить ответственность за управление транспортным средством во время осуществления международных автомобильных перевозок без контрольных устройств (тахографов) регистрации режима работы и отдыха водителей транспортных средств, или с отключенными такими контрольными устройствами (тахографами), или без ежедневных регистрационных листков режима работы и отдыха. Отметим, что санкции, предусмотренные этим проектом, могут накладываться как на водителей, так и на должностных лиц и физических лиц — субъектов предпринимательской деятельности (в проекте они именуются как граждане — субъекты предпринимательской деятельности).
Госинспекция живее всех
Установив, что является нарушением, естественным является определение круга лиц, которые будут осуществлять контроль. Это устанавливается пунктом 1 части 2 статьи 229 КУоАП: от имени органов автомобильного транспорта рассматривать дела об административных правонарушениях и налагать административные взыскания на автомобильном транспорте имеют право — Главный государственный инспектор Украины на автомобильном транспорте, его первый заместитель и заместители, а также старшие государственные инспекторы на автомобильном транспорте — штраф в размере до 100 налогонеоблагаемых минимумов доходов граждан; государственные инспекторы на автомобильном транспорте — штраф в размере до 3 налогонеоблагаемых минимумов доходов граждан. Также предусматривается ответственность за невыполнение предписаний должностных лиц Главной государственной инспекции на автомобильном транспортеи ее территориальных органов об устранении нарушений законодательства об автомобильном транспорте.
Все для потребителя
Также проект предусматривает изменения в КУоАП, предусматривая ответственность водителей, должностных лиц и субъектов предпринимательской деятельности за безосновательный отказ в предусмотренной законом льготной перевозке пассажиров (влечет за собой штраф в размере от 8 до 10 налогонеоблагаемых минимумов доходов граждан). При этом определение того, что именно является безосновательным отказом, предлагается дать в Законе, дополнив статью 37 частью 4: «Безосновательным отказом от льготной перевозки является: отказ водителя от льготной перевозки пассажира при наличии у него удостоверения личности установленного образца и (или) бесплатного билета; письменное распоряжение перевозчика об установлении ограничений на перевозку пассажиров, льготы которым установлены законодательством».
Законопроектом предлагаются изменения, касающиеся порядка осуществления перевозок пассажиров на такси. В случае если в такси не установлен или не работает таксометр, это влечет за собой наложение штрафа.
Внимание, ответственность
Правительство предлагает новую редакцию статьи 60 Закона, предусматривающей ответственность за нарушение законодательства об автомобильном транспорте. Итак, как и сейчас, речь в этой статье идет о финансовых санкциях, накладываемых на субъектов хозяйствования, — за каждое правонарушение устанавливается санкция в виде наложения штрафа, но порядка наложения штрафа за каждый вид нарушения проект не предусматривает.
Согласно изменениям, решение о применении финансовых санкций принимается в течении 14 дней, но не позднее чем через 2 месяца со дня совершения нарушения, после поступления акта о нарушении. Решение о применении финансовых санкций оформляется постановлением, присылается субъекту хозяйствования, к которому они применяются, и для выполнения органа государственной исполнительной службы по местонахождению субъекта хозяйствования. Финансовые санкции взимаются органами государственной исполнительной службы по местонахождению субъекта хозяйствования.
Наиболее неудачным положением этого проекта можно считать положение, согласно которому выезд (въезд) с территории (на территорию) Украины транспортного средства, выполняющего международные перевозки, на котором совершено нарушение законодательства об автомобильном транспорте, осуществляется только после предоставления водителем документа относительно уплаты финансовых санкций, административного взыскания или исполнения предписания органа государственного контроля, если жалоба или протест прокурора на постановление относительно применения финансовых санкций, административного взыскания остались без удовлетворения.
Эти положения не совсем удачны по нескольким причинам. Во-первых, к ответственности привлекается субъект хозяйствования (юридическое лицо или физическое лицо — предприниматель), а требование относительно предоставления документа относительно уплаты финансовых санкций (штрафа) предъявляется к водителю. Во-вторых, в зависимости от предоставления этого документа решается вопрос выезда (въезда) с (на) территории Украины транспортного средства. Вполне вероятны случаи, если законопроект будет принят в таком виде, тогда транспортное средство задержится на неопределенный срок на границе. Также, если учесть все указанные в этой статье сроки, то с учетом сроков, необходимых для доставки документов почтовой связью (плюс 3—5 суток), и сроков, установленных для органов государственной исполнительной службы для выполнения ее обязанностей, общий срок от момента получения необходимых документов до момента исполнения принятого решения может составить почти месяц. Заметим, что согласно проекту, в это время транспортное средство (и водитель!) не смогут покинуть (въехать на) территорию Украины. Отметим, что лицо, привлеченное к ответственности, может не согласиться с принятым решением. Следовательно, административный иск соответственно Кодексу административного судопроизводства может быть подан в течение года со дня принятия решения соответствующим государственным органом. На рассмотрение этого иска (с учетом обжалования в апелляционном порядке) в суде также требуется определенное время. Напомним о водителе транспортного средства, транспортном средстве, грузе, который он везет, или пассажирах — все это время транспортному средству, которым водитель управляет согласно проекту, запрещается двигаться. Даже если предусматривался и более короткий срок, то законопроект не содержит ответа на вопросы: где это транспортное средство будет все это время храниться, кто будет нести затраты относительно его сохранности и т.п.?
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…