Решительные действия — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №19 (855) » Решительные действия

Решительные действия

26-27 апреля в г. Одессе прошел Съезд адвокатов Украины, на котором было принято немало важных для будущего профессии решений. Это внесение изменений в учредительные документы и положения о высших органах самоуправления, утверждение смет Национальной ассоциации адвокатов Украины (НААУ) и Высшей квалификационно-дисциплинарной комиссии адвокатуры (ВКДКА), поддержка проекта изменений в профильный закон, разработанных рабочей группой при НААУ с учетом отдельных положений законопроекта, подготовленного рабочей группой при Министерстве юстиции Украины, и другие решения, обязательные сегодня для исполнения всеми адвокатами как решения высшего органа адвокатского самоуправления. Понятно, что не все с ними согласны, но пока эти решения действуют и в них стоит разобраться.

Резолютивная часть

Начнем с последних по повестке дня, но не по значению решений, которые принимал съезд, — резолюций съезда относительно коллег из Крыма и прав адвокатов.

В частности, учитывая аннексию Крыма Российской Федерацией, съезд заявил, что адвокаты Украины в соответствии с Конституцией Украины, Законом Украины «Об адвокатуре и адвокатской деятельности», законами Украины и нормами международного права будут использовать все возможные средства для защиты украинских адвокатов Автономной Республики Крым и г. Севастополя, оставшихся верными Присяге адвоката Украины и государству Украина. При этом съезд возложил на НААУ обязательство гарантировать адвокатам оккупированных регионов обеспечение соблюдения их профессиональных прав и гарантий профессиональной деятельности по всей территории Украины.

Напомним: накануне съезда Совет адвокатов Украины (САУ) решил продлить деятельность рабочей группы по изучению вопроса относительно положения и гарантий деятельности адвокатов Украины, чье рабочее место находится в Крыму и г. Севастополе, в том числе причин непроведения советами адвокатов этих регионов конференций по избранию делегатов съезда.

Вторая резолюция съезда касалась прав всех адвокатов Украины. В ней констатируется, что на Украине все чаще имеют место факты несоблюдения профессиональных и законных прав адвокатов государственными органами власти, что может повлечь утрату статуса профессии адвоката. В резолюции отмечается ярчайший пример нарушения профессиональных гарантий адвокатской деятельности — «дело Дениса Бугая», в котором нарушен незыблемый постулат профессии — недопустимость отождествления адвоката с его клиентом.

Съезд категорически заявил, что особый статус адвоката при осуществлении им профессиональной деятельности признан во всем мире и закреплен в законодательстве Украины. Именно гарантии профессиональной деятельности обеспечивают адвокату возможность качественно и эффективно защищать клиента. Принцип неотождествления — составная гарантированного каждому права на защиту, нарушение которого влечет серьезные последствия вплоть до уничтожения института адвокатуры как такового. Это сделает граждан незащищенными перед властью, что недопустимо для демократического правового государства.

Поэтому в резолюции подчеркивается, что используемые методы вмешательства в профессиональную деятельность адвоката, грубое игнорирование гарантий адвокатской деятельности, императивных норм Закона об адвокатуре, признанных международным сообществом с принятием Хартии о роли адвокатов, являются недопустимыми и создающими угрозы правовой системе Украины, и утверждается, что адвокатура будет пристально следить за властью, чтобы не только защитить права конкретного адвоката, но и не допустить уничтожения института адвокатуры в целом.

Сметная статья

Немаловажным является и вопрос смет высших органов адвокатского самоуправления — НААУ и ВКДКА. Согласно пункту 7 части 7 статьи 54 Закона об адвокатуре, съезд адвокатов утверждает сметы САУ и ВКДКА. В ноябре 2012 года, когда никто даже не мог примерно посчитать, сколько средств поступит на реализацию адвокатского самоуправления, учредительный съезд утвердил только направления расходов, которые совпадали с функциями этих органов самоуправления. Теперь утверждены сметы НААУ (как юридического лица, обеспечивающего финансирование САУ, не имеющего такого статуса) и ВКДКА с цифрами. Но и они не являются точными. Как пояснил, докладывая по этим вопросам на съезде, заместитель председателя САУ Валентин Гвоздий, цифра взята примерная, исходя из того, что сметы утверждены с расходами на год до 2017 года. За это время может измениться доходная часть, потому и взяли примерно в 2,5 раза большие суммы, нежели имеющиеся поступления.

Так, ВКДКА на реализацию ее задач и функций в год разрешено тратить до 3 194 880 грн. Из них почти треть (1022 тыс. грн) — на коммунально-хозяйственные расходы (аренда офисного помещения, коммунальные затраты, командировки, организационные, представительские, телекоммуникационные, банковские расходы и другие расходы, связанные с организацией деятельности), еще 174 тыс. грн ежегодно могут быть расходованы на материально-техническое обеспечение, как то: приобретение канцелярских, хозяйственных материалов, мебели, оргтехники и ее ремонт.

На заработную плату штатных сотрудников ВКДКА и премии им утверждено 928,57 тыс. и 92,86 тыс. грн соответственно и еще по 180,25 тыс. и 503,11 тыс. грн — на уплату налога на доходы физических лиц и единого социального взноса.

Непосредственно на заседания ВКДКА выделяется 249 тыс. грн.

В утвержденной смете предусмотрена возможность увеличения всех статей расходов за счет экономии по другим направлениям. Откуда будут поступать средства на выполнение сметы и в каком прогнозируемом размере, в смете не указывается. Такой же недостаток виден и в смете НААУ. Но в ней счет идет на миллионы.

Итак, ежегодная сумма затрат в смете НААУ установлена на уровне 19,7 млн грн. Из них 3,2 млн грн могут быть потрачены как перераспределение ежегодных взносов на нужды органов адвокатского самоуправления (примечательно, что сумма почти равна годовой смете ВКДКА), 1,5 млн — на осуществление информационно-методического обеспечения адвокатов, организацию повышения квалификации, 0,8 млн грн — на разработку и ведение веб-портала НААУ, обеспечение информационного присутствия ассоциации в сети Интернет, включая социальные сети. На уровне 1 млн ежегодно запланированы расходы на ведение Единого реестра адвокатов Украины, проведение конференции, заседаний и других мероприятий, издание вестника НААУ (в печатном или электронном виде, включая рассылку, партнерские информационные программы со СМИ), материально-техническое обеспечение, коммунально-хозяйственные расходы, проведение мероприятий по повышению имиджа адвокатуры, содержание комитетов, центров и функциональных органов НААУ, издательскую деятельность и столько же на выполнение других уставных задач НААУ.

При этом наибольшая статья расходов — оплата труда штатных сотрудников НААУ и их премирование — 4 млн грн суммарно и, соответственно, 2,2 млн грн на уплату налога на доходы физлиц и единого социального взноса.

Отметим, что, помимо цифр, в смете НААУ утверждено: съезд делегирует САУ полномочия принимать решения о внесении изменений в эту смету (вплоть до новой редакции). Совет адвокатов Украины с учетом интересов НААУ вправе принимать решения о перераспределении средств, в том числе поступлений от ежегодных взносов адвокатов на реализацию адвокатского самоуправления, между органами адвокатского самоуправления на Украине в зависимости от их потребностей. Кроме того, утверждено, что статьи расходов могут быть увеличены за счет экономии по другим статьям, а перерасходы могут быть покрыты за счет средств резервного фонда (формируемого из остатков на счетах органов адвокатского самоуправления предыдущих периодов или из других статей расходов, не освоенных за год) и других поступлений по решению САУ. Также предусмотрено, что статьи расходов увеличиваются согласно индексу инфляции, в связи с курсовыми колебаниями, влияющими на рост цен.

Уставные отношения

На съезде адвокатов также были рассмотрены вопросы внесения изменений в устав НААУ, Положения о САУ и ВКДКА, а также изменения персонального состава ревизионной комиссии.

Что касается изменений в документы, то их можно назвать в большинстве уточнениями.

Например, в уставе НААУ исправлена ошибка в русскоязычном наименовании ассоциации, где ранее было «утеряно» слово «Национальная». Кроме того, в статье 7, регламентирующей работу конференций адвокатов регионов, предусмотрена возможность принятия решений по вопросам избрания и досрочного отзыва членов совета адвокатов, членов региональной КДКА, ревизионной комиссии, представителей региона в САУ и ВКДКА также путем открытого голосования (сегодня императивно эти голосования должны проводиться тайно).

Немногим существеннее изменения в Положение о Совете адвокатов Украины. Так, меняется англоязычное наименование Совета с Ukrainian Council of Attorneys на Bar Counsil of Ukraine и, соответственно, англоязычная аббревиатура с UCA на BCU.

Кроме того, изменения внесены в пункт 1.9 раздела ІІ Положения относительно полномочий САУ, согласно которым к компетенции этого органа относится утверждение регламента работы ВКДКА, Высшей ревизионной комиссии адвокатуры и положения ревизионных комиссий регионов.

Изменение внесено и в Положение о ВКДКА, пункт 7.2. которого ныне гласит, что регламент комиссии утверждает Совет адвокатов Украины. Также несколько откорректировано англоязычное наименование ВКДКА: Higher qualification and disciplinary commission of the bar вместо Higher qualification and disciplinary bar commission. Соответственно, изменилась и аббревиатура с HQDBC на HQDCB.

Кроме того, отметим, что по предложению председателя ВРКА Ольги Дмитриевой было принято решение об увеличении количественного состава этой комиссии с 12 до 15 человек, и сразу же были избраны новые ее члены.

Законные правки

Утверждение проекта адвокатских изменений в профильный закон — также немаловажное решение съезда.

Прежде история адвокатуры насчитывала много работ над проектом нового закона об адвокатуре, здесь же была деятельность иного характера — над изменениями в действующий акт. На подготовку этого документа только Совету адвокатов Украины понадобилось два с половиной дня (с 23 по 25 апреля с.г.), получившийся в результате документ, безусловно, нельзя назвать идеальным, но, как отметил докладчик по данному вопросу, секретарь Совета адвокатов Харьковской области и председатель научно-консультационного совета при НААУ Александр Дроздов, главная цель — повысить гарантии профессиональной деятельности и статус адвоката. При этом предложения изменений в Закон об адвокатуре сопровождаются предложениями внесения изменений и в другие законодательные акты, напрямую связанные с осуществлением адвокатами деятельности по оказанию правовой помощи.

Изменения предлагают начать с определения понятия адвоката, приведенного в пункте 1 части 1 статьи 1 Закона об адвокатуре.

Так, адвокатом предлагается считать физическое лицо, имеющее свидетельство о праве на занятие адвокатской деятельностью, сведения о котором внесены в Единый реестр адвокатов Украины. Согласно действующему определению, адвокатом является физлицо, осуществляющее адвокатскую деятельность в порядке и на основаниях, предусмотренным этим Законом. Вероятно, новое определение не будет удовлетворять тех, кто придерживается мнения, что адвокатами следует считать только тех лиц, которые имеют право на занятие адвокатской деятельностью и действительно практикуют. Вместе с тем новое определение расширяет и конкретизирует пределы действия гарантий адвокатской деятельности, прав адвокатов и Правил адвокатской этики — они становятся едиными для тех адвокатов, кто практикует в действительности и кто приостановил свою деятельность по тем или иным причинам.

С другой стороны, несколько настораживает тесная связь статуса адвоката с техническим моментом — внесением о нем сведений в ЕРАУ и соответствующими рисками в случае технического сбоя или хакерского вмешательства в работу реестра.

Также необходимо обратить внимание на то, что Переходные положения Закона предлагается дополнить пунктом 12, согласно которому лица, не предоставившие в течение двух месяцев с момента вступления в действие этой нормы заявления о первичном внесении сведений о них в ЕРАУ, утрачивают право на занятие адвокатской деятельностью. Это право может быть возобновлено после подачи лицом соответствующего заявления и внесения сведений. Таким образом, очевидно, предполагают устранить более чем 10-тысячное различие между количеством адвокатов, сведения о которых имеются в ЕРАУ, и количеством выданных свидетельств о праве на занятие адвокатской деятельностью.

Кроме того, в Законе предлагается четко определить, кто такой адвокат иностранного государства, установив, что таким может признаваться только адвокат, имеющий право на занятие адвокатской деятельностью, подтвержденное соответствующим документом государства — члена Всемирной торговой организации, поскольку именно вступление в ВТО обязало Украину открыть юридический рынок для иностранных коллег. Соответствующие поправки предлагаются и в раздел VIII Закона, в статьях которого уточняется, что такой адвокат после включения сведений о нем в ЕРАУ вправе оказывать правовую помощь на территории Украины исключительно по вопросам права соответствующего иностранного государства или международного права и не может принимать участие в работе органов адвокатского самоуправления Украины.

Помимо этого в статье 1 Закона об адвокатуре предлагается уточнить определения видов правовой помощи, клиента, конфликта интересов, а также дать определение стажу адвокатской деятельности — таковым предлагается считать время работы в предусмотренных этим Законом или ранее действующими законами организационно-правовых формах, исчисляемое со дня приобретения права на занятие адвокатской деятельностью. При этом в стаж не включается период, на который деятельность была приостановлена независимо от причин такого приостановления.

Предложенный проект изменений содержит много поправок, детальное описание которых займет объем не одного выпуска газеты. Остановимся на основных.

Так, актуальный сегодня вопрос взаимоотношений с государством предлагают дополнительно урегулировать в статье 5 Закона, в частности, установив такие принципы: государство гарантирует независимость деятельности адвоката; предупреждает какое-либо вмешательство в осуществление адвокатской деятельности; обеспечивает специальный режим налогообложения адвокатской деятельности, пенсионное и социальное обеспечение адвокатов на уровне не ниже уровня таких гарантий для судей; согласовывает с НААУ и САУ проекты нормативно-правовых актов, разъяснений, рекомендаций, касающихся организации деятельности адвокатуры, оказания правовой помощи, защиты или представительства; по согласованию с НААУ создает условия для реализации профессиональных прав и обязанностей в судах, органах прокуратуры, СБУ, МВД и других правоохранительных органах, в том числе путем выделения пригодных для работы кабинетов (комнат).

Изменить предлагают и требования к кандидатам в адвокаты. Прежде всего — повысить стаж работы в отрасли права до трех лет после получения полного высшего юридического образования. Уточняется, что адвокатом не может быть также лицо, привлекаемое в течение года до даты обращения к административной ответственности за коррупционное правонарушение; имеющее заболевание, препятствующее осуществлению адвокатской деятельностью, согласно перечню, утверждаемому совместно Министерством здравоохранения и НААУ; лицо в течение трех лет после лишения права на занятие адвокатской деятельностью; а также лицо, не соответствующее другим требованиям и морально-этическим качествам (последние могут быть установлены законодательством, Правилами адвокатской этики или определены Съездом адвокатов Украины, Советом адвокатов Украины).

Также непосредственно в статье 6 Закона предлагается установить четкий перечень должностей, работа на которых засчитывается в стаж работы в отрасли права для приобретения права на занятие адвокатской деятельностью.

Небольшое, но важное изменение предусматривается внести в статью 13 Закона, исключив из части 1, определяющей индивидуальную деятельность адвоката, упоминание, что такой адвокат является самозанятым лицом. Отметим также, что небольшие поправки в статью 25 Закона предполагают переподчинить координацию системы оказания бесплатной правовой помощи Совету адвокатов Украины — именно он, по мнению адвокатов, должен регулировать деятельность Координационного центра.

Точечное изменение в части 1 статьи 26 — полномочия адвоката могут подтверждаться одним из указанных ниже документов — нацелено на то, чтобы у адвоката не требовали предъявления одновременно договора (извлечения из него), доверенности и ордера.

Статьи относительно самоуправления больше похожи на уточнения, устранение тех коллизий или пробелов, которые выявились в ходе реализации Закона. Например, прямо закрепляется право КДКА принимать решения по вопросам допуска к профессии или привлечения к дисциплинарной ответственности в составе соответствующей палаты, конференциям адвокатов — ревизовать решения советов и другое. Обратим внимание на то, что в части 2 статьи 58 предлагается ограничить максимальный размер платы за сдачу экзамена с трех до пяти минимальных заработных плат, а в части 3 — наделить съезд адвокатов правом делегировать полномочия по утверждению смет САУ и ВКДКА Совету адвокатов Украины, а Совет адвокатов — наделить полномочиями по утверждению сведенной сметы органов адвокатского самоуправления, распределению ежегодных взносов адвокатов между органами самоуправления в соответствии с их потребностями.

В отдельную публикацию будут вынесены изменения, предлагаемые в раздел III Закона относительно осуществления адвокатской деятельности и ее гарантий. Оговоримся наперед, что права адвокатов дополняются не одним пунктом, понятие адвокатской тайны конкретизируется, а гарантии расширяются.

Отметим, что после того как министр юстиции Украины Павел Петренко обратился к НААУ с тем, чтобы адвокаты пересмотрели и высказали свое мнение относительно наработок рабочей группы по подготовке новой редакции Закона об адвокатуре при Минюсте, ожидается, что именно законопроект, подготовленный САУ и одобренный Съездом адвокатов Украины, внесут в парламент для принятия. Но останутся ли в нем все предложения адвокатов, будет зависеть от народных депутатов.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

VOX POPULI

Трибуна

Платный опрос

Акцент

Привидение присяги

Государство и юристы

Новости законотворчества

Избирательные права судимых за тяжкие преступления могут ограничить

Закреплены новые условия предоставления отсрочки от армии

Порядок применения амнистии изменен

Государство и юристы

Спорный образ

Кадровые измерения

Документы и аналитика

Футуристический бизнес

Зарубежная практика

Восточный фактор

Книжная полка

Аграрное предложение

Неделя права

Пятый эксперимент

Продукт пытания

Новые лица

Нарушения продолжаются

Неделя права

Новости из-за рубежа

Запрет нецензурной лексики

Апелляция подтвердила решение в споре «РЖД vs Apple»

Новости из зала суда

Судебная практика

«Энергоатом» обязан заключить договор по результатам тендера

Суд признал противоправными действия инспектора ГАИ

Новости юридических фирм

Частная практика

ЮФ Sayenko Kharenko — советник в сделке по слиянию двух судоходных компаний

Юристы МПЦ EUCON защитили интересы компании «ЛИНИК» в налоговом споре

МЮФ Baker & McKenzie консультирует акционеров ПАО «Альфа-Банк» в сделке по приобретению ПАО «Банк Кипра»

Отрасли практики

Можно только сверить

Баланс интересен

Противобанковая мина

Арбитражные начинающие

Рабочий график

Перезагрузка ААУ

СТРАНИЦА ИЗ ЕЖЕНЕДЕЛЬНИКА ЮРИСТА

КАЛЕНДАРЬ на неделю

Самое важное

Присяжные заседания

Уборка похищений

Закрытый опрос

НДС лекарства

Судебная практика

Налоговое время

Судебная практика

Судебные решения

О полномочиях государственной финансовой инспекции

Особенности увольнения члена выборного органа профсоюза

Судебная практика

Возврат имущества

Гарантия на исполнение

Иностранное дело

Тема номера

Учредительное собирание

Западнические настроения

Подставить голос

Есть контракт

Трибуна

Публичное осуждение

Частная практика

Решительные действия

Юрпремия

Великолепные «пятерки»

Інші новини

PRAVO.UA