В процессе ведения хозяйственной деятельности возникают ситуации, когда по каким-либо причинам были утеряны или утрачены учредительные документы.
Согласно части 15 статьи 19 Закона Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей» (Закон), в случае утери оригиналов учредительных документов государственному регистратору по месту регистрации юридического лица подаются следующие документы:
— заявление установленного образца о потере оригиналов учредительных документов;
— документы, подтверждающие внесение платы за публикацию в специализированном печатном средстве массовой информации уведомления о потере оригиналов учредительных документов (это квитанция, выданная банком, платежное поручение). В абзаце 12 части 1 статьи 1 указано, что в этом Законе термины используются в следующем понимании: специализированное печатное средство массовой информации — издание центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей, в котором в соответствии с настоящим Законом публикуются сведения из Единого государственного реестра (ЕГР), в данном случае таким является только Бюллетень государственной регистрации;
— справку, выданную органом внутренних дел, о регистрации заявления о потере оригиналов учредительных документов.
Если заявление о потере оригиналов учредительных документов подается лицом, которое, согласно сведениям, внесенным в Единый государственный реестр, имеет право совершать юридические действия от имени юридического лица без доверенности, государственному регистратору предъявляется паспорт гражданина Украины или паспортный документ иностранца.
В случае, когда документы подаются представителем юридического лица, государственному регистратору дополнительно предъявляется паспорт гражданина Украины или паспортный документ иностранца и предоставляется документ, удостоверяющий полномочия представителя.
Государственный регистратор при отсутствии оснований для оставления без рассмотрения заявления о потере оригиналов учредительных документов обязан не позднее следующего рабочего дня с даты его поступления внести в Единый государственный реестр запись о потере оригиналов учредительных документов юридического лица.
Запись в ЕГР об утере оригиналов учредительных документов юридического лица публикуется в течение десяти рабочих дней со дня внесения соответствующей записи.
После того как соответствующая запись об утере оригиналов учредительных документов была опубликована в Бюллетене государственной регистрации, можно или получить дубликат утерянных учредительных документов, или при необходимости провести государственную регистрацию изменений в учредительных документах юридического лица.
Для проведения государственной регистрации изменений в учредительных документах юридического лица, согласно абзацу 3 части 1 статьи 29 Закона, вместо оригиналов учредительных документов юридического лица с отметкой об их государственной регистрации со всеми изменениями, действующими на дату подачи документов, подается копия опубликованного в Бюллетене государственной регистрации сообщения о потере всех или части указанных оригиналов учредительных документов. На практике же не нужно покупать данный Бюллетень и делать с него копию, государственный регистратор делает копию со своего Бюллетеня и подшивает ее к регистрационному делу.
Порядок получения дубликата учредительных документов в законодательстве не прописан — этот пробел заполнен только существующей практикой государственных регистраторов. В Законе предусмотрено только то, что государственный регистратор осуществляет оформление, выдачу и заверение юридическим лицам дубликатов оригиналов их учредительных документов, и за выдачу дубликата оригинала учредительных документов и изменений к ним, заверенных государственным регистратором, взимается регистрационный сбор в размере одного необлагаемого минимума доходов граждан. Так, чтобы получить дубликат учредительных документов, необходимо подать госрегистратору заявление в свободной форме (так как предыдущая форма заявления отменена, а новой нет) и документ об оплате регистрационного сбора за выдачу дубликата оригинала учредительных документов и изменений к ним. Дополнительно предъявляется паспорт гражданина Украины или паспортный документ иностранца, а если заявление подает представитель, то предоставляется еще и доверенность.
На практике возникает много вопросов относительно справки, выдаваемой органами внутренних дел, о регистрации заявления о потере оригиналов учредительных документов.
Так, согласно части 15 статьи 19 Закона, одним из обязательных документов, которые подаются госрегистратору, является справка, выданная органом внутренних дел, о регистрации заявления о потере оригиналов учредительных документов. Объяснения, что представляет собой такая справка, в законодательстве нет.
В соответствии со статьей 60 Уголовного процессуального кодекса Украины заявитель имеет право получить от органа МВД, в который он подал заявление, документ, подтверждающий его принятие и регистрацию.
Пунктом 3.6 Инструкции о порядке ведения единого учета в органах и подразделениях внутренних дел Украины заявлений и сообщений о совершенных уголовных правонарушениях и других происшествиях, утвержденной приказом МВД Украины от 19 ноября 2012 года № 1050, зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 17 декабря 2012 года № 2095/22407, при личном обращении заявителя и при одновременной регистрации сообщения о правонарушениях в журнале единого учета заявлений и сообщений о совершенных уголовных правонарушениях и других событий в дежурной части городского отдела оперативный дежурный оформляет талон-уведомление о принятии заявления и выдает его заявителю. Но данный талон-уведомление принимается не всеми госрегистраторами, и, возможно, потребуется повторный поход в органы внутренних дел с целью получить именно справку о регистрации заявления о потере оригиналов учредительных документов. Но поскольку выдача этих справок не предусмотрена ни одной инструкцией МВД, приходится приносить с собой текст документа и убеждать сотрудников МВД в необходимости выдачи именно справки такой формы.
ПАЦЕССОР Александр — юрист АО IMG Partners, г. Киев
Александр МЕЛЬНИК,
юрист МПЦ EUCON
Согласно части 15 статьи 19 Закона № 755-IV, нужно предоставить государственному регистратору, в частности, справку органа внутренних дел о регистрации заявления об утрате учредительных документов. Такое «заявление» больше нигде не встречается в законодательстве. Между тем, благодаря находчивости правоприменителя, механизм выдачи справок о регистрации таких заявлений милицией все же работает! Заявление об утрате устава предприятия регистрируется как заявление о преступлении согласно Инструкции № 1050, а потом даже выдается справка по сути обращения. Правда, непонятно, что делать, если «утрата документов» не является «преступной». К примеру, директор, который в ярости порвал устав, вероятно, должен ссылаться в своем заявлении на статью 63 Конституции Украины… Ироничность ситуации иногда разбавляет «неожиданно» проводимый следователем обыск, допрос сотрудников предприятия с целью установления судьбы утраченного устава.
Проблему нужно решить путем исключения из части 15 статьи 19 Закона № 755-IV обязанности подавать справку о регистрации заявления об утрате учредительных документов. Разумная цель подачи такой справки отсутствует, поскольку факт утраты устава заявитель подтверждает своей подписью в заявлении на имя государственного регистратора.
Инна РУДНИК,
юрист ЮФ «Лавринович и Партнеры»
Закон обязывает государственного регистратора выдавать дубликаты учредительных документов (в том числе уставов) в случае их утери при условии соблюдения обществом установленной процедуры. Если же по каким-то причинам регистратор отказывает в удовлетворении заявления, ссылаясь на отсутствие установленного порядка или иные причины, заявитель вправе обжаловать такие действия регистратора в судебном порядке. Суды преимущественно удовлетворяют иски и обязывают государственных регистраторов выдать дубликат утраченного учредительного документа.
На практике общества пользуются также вариантом утверждения новой редакции устава. Так, общее собрание своим решением утверждает новую редакцию в связи с утратой предыдущей (об этом желательно написать в преамбуле документа). Далее новая редакция устава подается на регистрацию с соответствующим пакетом документов: регистрационные карточки, протокол собрания, квитанция об оплате сбора и копия публикации уведомления об утрате устава или иного учредительного документа в Бюллетене государственной регистрации.
Александр БАЛАШОВ,
юрист ЮК Jurimex
Получение дубликата утраченного учредительного документа предусмотрено Законом Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей» № 755-IV (Закон).
В данной процедуре существуют два неурегулированных момента.
Справку от органов внутренних дел получить возможно, но проблемно в связи с тем, что у органов внутренних дел отсутствует порядок выдачи таковых.
В Законе отсутствует порядок обращения к госрегистратору о выдаче дубликата уставного документа. На практике одни регистраторы требуют написать дополнительное заявление о выдаче дубликата (не предусмотренное ни одним нормативно-правовым актом), другим же достаточно документов, указанных выше.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…