Несмотря на неблагоприятное политическое положение, правительство не отказывается от смелых реформ в сфере усовершенствования государственного аппарата в направлении ожиданий бизнеса. Так, была озвучена идея создать Службу финансовых расследований (Служба) вместо налоговой милиции путем разработки специального нормативно-правового акта. В конце марта 2014 года премьер-министр Украины анонсировал принятие в скором времени документа о таком органе. «Цель принятия этого закона — чтобы из семи контролирующих органов сделать единую службу, которая будет иметь право проверки экономических и финансовых вопросов деятельности предпринимателя», — заявил Арсений Яценюк. По его словам, такая структура должна заниматься в первую очередь дистанционным надзором: «Выездной надзор возможен только в том случае, когда у нас по данным финансовой статистической отчетности будут расхождения». Однако по прошествии месяца не был обнародован даже проект такого акта. Специалисты Организации экономического сотрудничества и развития даже заявили о желании предоставлять помощь органу, который в настоящий момент так и не создан. Документы для учреждения Службы должен был подготовить Владимир Хоменко, назначенный заместителем министра доходов и сборов Украины.
Вместе с тем известно, что предварительный проект активно прорабатывается со специалистами, в частности, с членами Общественного совета при Министерстве доходов и сборов. В ближайшее время будет создана рабочая группа, по результатам деятельности которой проект внесут для рассмотрения в парламенте. Более того, государство подтверждает намерение сотрудничать с практикующими юристами: по словам управляющего партнера АО AVER LEX Ольги Просянюк, в Миндоходов даже приглашали адвокатов работать в качестве советников в создающейся Службе. Тем не менее в настоящий момент продолжаются споры даже насчет того, какому органу должен подчиняться единый орган, занимающийся расследованием финансовых преступлений.
Идею создания такой Службы, занимающейся расследованием финансовых злоупотреблений, высказывали еще представители предыдущей правительственной команды (хотя на концептуальном уровне вопрос поднимался еще при Президенте Украины Викторе Ющенко). Был разработан проект Закона Украины «О Службе финансовых расследований Украины (о финансовой полиции)». Согласно этому документу, в Службу, подчиняющуюся Президенту, планировалось включить подразделения ГУ налоговой милиции, Департамента госслужбы по борьбе с экономической преступностью МВД, ГУ по борьбе с организованной преступностью МВД, подразделения контрразведывательной защиты экономики СБУ, Департамента борьбы с контрабандой Государственной таможенной службы Украины, Государственной финансовой инспекции Украины. Стоит отметить, что полномочий прокуратуры по расследованию финансовых преступлений документ не касался.
Фактически в таком же формате ее и хотят создавать нынешние члены правительства, представив пока что ограниченному кругу специалистов проект постановления Кабинета Министров Украины о создании Службы. Отличие состоит в том, что Служба, как орган со специальным статусом, будет подчиняться правительству. Эксперты уже видят в создании такой структуры с широкими полномочиями коррупционные риски (говорится, что один и тот же орган сможет открывать уголовные производства и подтверждать наличие нарушений). «Миндоходов предлагает разграничить контрольно-проверочные функции налоговой службы и расследования преступлений налоговой милицией, и в то же время предлагает объединить в едином органе аналогичные контрольно-проверочные функции Госфининспекции и расследования преступлений той же налоговой милицией», — заявляет юрист Петр Котенко в своем блоге. Кроме того, по его словам, сегодня распределение функций контроля и следствия между органами государственного финансового контроля и правоохранительными органами позволяет обеспечить объективное и непредвзятое изучение всех обстоятельств уголовных правонарушений в экономической сфере, поскольку обеспечивается взаимный контроль органов за деятельностью друг друга.
Проект закона, предусматривающий ликвидацию Госфининспекции, соответственно, резко раскритиковали в данной инспекции. Наделение правоохранительных органов полномочиями на осуществление контроля за процедурными нормами (бухгалтерским учетом, финансовой отчетностью, составлением бюджетной отчетности, паспортов бюджетных программ и отчетов об их выполнении) может отодвинуть на второй план, а затем и полностью нивелировать контроль за ведением такого учета и отчетности всех распорядителей средств государственного и местных бюджетов, субъектов хозяйствования государственного сектора экономики, которых насчитывается более 80 тысяч. В этом уверен исполняющий обязанности председателя Госфининспекции Виктор Костюшко, которого цитирует газета «Урядовый курьер».
Пока самым последним официальным документом, касающимся создания Службы, является проект постановления «О совершенствовании деятельности правоохранительных органов» (№ 4332), внесенный в апреле с.г. в парламент Сергеем Мищенко.
Документом рекомендуется Кабинету Министров Украины при реформировании системы центральных органов исполнительной власти провести ликвидацию налоговой милиции, создать Службу финансовых расследований Украины в качестве единого органа, осуществляющего досудебное расследование преступлений в сфере хозяйственной деятельности, передать данной Службе функции налоговой милиции, а также функции органов МВД и органов СБУ относительно осуществления предварительного расследования преступлений в сфере хоздеятельности. Как объясняет депутат в пояснительной записке, существование налоговой милиции, тем более не в структуре Министерства внутренних дел Украины, представляется нецелесообразным из-за того, что это снижает инвестиционную привлекательность Украины, повышает недоверие граждан к государству и его органам, усиливает бюрократизм, повышает риски нарушения прав и законных интересов граждан, коррупционные риски, требует дополнительного бюджетного финансирования, мешает упорядочению деятельности всех органов милиции под руководством Министерства внутренних дел Украины.
Почетный Президент ЮК Jurimex Данил Гетманцев уверен, что такой орган должен возникнуть в структуре МВД. «Я считаю, что нормальным был бы ход оставить Государственной налоговой службе те полномочия, которые есть у нее в части проверки всех налогоплательщиков и налогового контроля, а полномочия по следствию передать Министерству внутренних дел, создав там департамент, как УБЭП и УБОП, который специализировался бы только на налоговых правонарушениях. Тогда мы не будем создавать очередного «монстра» и наделять его сверхполномочиями, используемыми не на благо бизнеса, а наоборот, в ущерб ему». Такой орган должен реализовывать полномочия в рамках Уголовного процессуального кодекса и Закона Украины «О милиции». Идею передачи функций Госфининспекции юрист не поддерживает.
К слову, именно представители МВД, в частности Управления по борьбе с экономическими преступлениями, сегодня расследуют наибольшее число экономических преступлений (кроме налоговых).
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…