Кадровые измерения — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №19 (855) » Кадровые измерения

Кадровые измерения

Наталья ВАСИЛИНА: «Чем больше нотариусов, тем ниже эффективность их работы»

После подписания политической части Соглашения об ассоциации с Европейским Союзом Украине необходимо гармонизировать свое законодательство путем приведения его в соответствие с европейскими стандартами — это около 700 законодательных актов. Изменения коснутся в том числе и нотариата. Каких шагов от законодателей ждут сами нотариусы, какие проблемы их больше всего волнуют и каковы пути их решения — об этом и многом другом в интервью «Юридической практике» рассказала президент Нотариальной палаты Украины (НПУ) Наталья Василина.

 

После законодательных пертурбаций 2013 года спрос на реформирование нотариата остался: сейчас для нотариусов готовят очередную порцию изменений. 18 марта с.г. была создана рабочая группа по подготовке проекта изменений относительно организации нотариальной деятельности. Наталья Владимировна, расскажите об этом подробнее: есть ли уже конкретные наработки? Каких решений, каких шагов от власти ждут нотариусы?

— Я бы сейчас не ставила вопрос о реформе нотариата: его реформируют так давно, еще с 1993 года, что нам уже пора просто работать, а не ждать очередных законодательных пертурбаций. Хотя за последние годы у нотариусов накопилось много вопросов и проблем, связанных с организацией их работы. Сегодня на нотариусов возлагаются функции, которые не совсем им свойственны. Скажем, многие мои коллеги до сих пор не могут привыкнуть к функциям государственных регистраторов (не все готовы нести ответственность не только как нотариусы, но еще и как государственные регистраторы), хотя лично я к таким полномочиям отношусь положительно. Кроме того, на рассмотрении парламента находится законопроект (№ 3336), которым предлагается фактически возложить на нотариусов еще и функции судьи.

 

Очевидно, эта инициатива обусловлена желанием разгрузить судебную систему, передав решение вопросов, в которых нет спора, в компетенцию нотариата.

— Действительно, если в правоотношениях нет спора о праве, возникающие вопросы могут решаться во внесудебном порядке. Но в данном случае речь идет о том, чтобы предоставить нотариусамдополнительные полномочия, а именно: устанавливать факты принятия наследства в случае пропуска срока подачи заявления и предоставлять дополнительный срок для его принятия (при наличии уважительных причин). Назвать эти правоотношения бесспорными нельзя, так как уже есть наследники, принявшие наследство и не давшие согласие на его принятие пропустившему срок наследнику. В этом случае нотариусам предлагают выполнять функции, которые не соответствуют их правовому статусу. То ли дело, если речь идет о приказном производстве или признании имущества наследодателя выморочным. В первом случае это бесспорный порядок списания задолженности, который осуществляется на основании документов, подтверждающих сам факт существования такой задолженности. Если денежное обязательство является очевидным и спора относительно самого факта обязательства нет, то в таком случае нет и необходимости в судебном разбирательстве. То же касается и второго случая: если наследники по истечении года не заявили своих прав на наследство, у него должен появиться хозяин в лице органов местного самоуправления, и для этого нет необходимости обращения в суд.

Но наряду с тем, что нотариусам хотят предоставить дополнительные полномочия, законодатели пытаются отдельные функции, присущие исключительно нотариусам (например, оформление права на наследство), разделить с органами местного самоуправления. Соответствующая законодательная инициатива уже давно находится на рассмотрении парламента, и периодически народные депутаты возвращаются к этому вопросу. Речь идет о том, что в случае отсутствия в населенных пунктах нотариуса наследник может осуществлять свои наследственные права через уполномоченное на это должностное лицо органа местного самоуправления. Это нонсенс, ведь тем самым сельских жителей пытаются ограничить в их праве на получение квалифицированной правовой помощи. Мне сложно представить, как, скажем, председатель сельского совета, у которого нет высшего юридического образования, сможет реализовать эти полномочия: как он сможет высчитать доли наследников, удостоверить договор о перераспределении этих долей?.. Я уже не говорю о работе с электронными реестрами.

Аргументация для принятия данной законодательной инициативы постоянно меняется. Сначала говорили о нехватке нотариусов, потом — о необходимости максимально удешевить оформление наследства для жителей сельской местности. При этом следует понимать, что почти все платежи являются обязательными и не зависят от воли нотариусов. Эту проблему можно решить путем, например, предоставления дополнительных льгот отдельным категориям граждан при оформлении ими права на наследство.

Возвращаясь к вопросу деятельности рабочей группы по подготовке изменений относительно организации нотариальной деятельности, нужно отметить, что инициатива ее создания исходила от министра юстиции Павла Петренко, и Нотариальная палата Украины ее поддержала и приняла в этом процессе активное участие. За незначительный период нам удалось разработать порядка 30 инициатив, направленных на усовершенствование законодательной базы (как законов, так и подзаконных актов), в том числе целый комплекс изменений в Гражданский, Земельный, Семейный и Жилищный кодексы.

Вместе с тем мы уже пришли к пониманию того, что одного закона о нотариате для надлежащей организации деятельности нотариусов уже мало. На одном из последних заседаний рабочей группы мы обсуждали этот вопрос и сделали вывод, что в процессе усовершенствования локальными изменениями в закон о нотариате не ограничиться: для того чтобы кодифицировать всю нормативную базу, связанную с организацией нотариальной деятельности и порядком осуществления нотариальных действий, необходимо разработать Нотариальный кодекс.

 

А какова дальнейшая судьба «плодов» деятельности рабочей группы, есть ли перспектива их реализации?

— Конечно, мы пытаемся отстаивать интересы нотариусов и наладить коммуникацию с законодателями. Думаю, что в каждом конкретном случае алгоритм этого взаимодействия будет определяться в индивидуальном порядке. Мы уже инициировали внесение изменений в несколько приказов Министерства юстиции, и Минюст пошел нам навстречу. Если будет идти речь о каких-то локальных изменениях, обратимся к народным депутатам с тем, чтобы они внесли соответствующие законопроекты на рассмотрение парламента. Если говорить о комплексных новациях, например, о создании Нотариального кодекса, то в качестве субъекта права законодательной инициативы такого масштабного, системного документа должно выступить правительство. В этом случае диалог необходимо вести на уровне Министерства юстиции.

 

— Не секрет, что у вашей предшественницы на должности президента Нотариальной палаты Украины Людмилы Павловой сложились непростые отношения с руководством Министерства юстиции Украины, точнее — с экс-министром Еленой Лукаш. А как взаимодействуют палата и министерство сейчас?

— В работе не может быть личностных отношений: нельзя опускаться до банального публичного выяснения отношений. Работа должна строиться между НПУ и Министерством юстиции, в аппарате которого работает большое количество людей, а не между их руководителями. Также нужно понимать: уровни этих двух ведомств разные, поэтому необходимо соблюдать некую профессиональную субординацию по отношению к государственному регулятору. Ведь, согласно закону, контроль за организацией нотариата, проверка организации нотариальной деятельности нотариусов, соблюдения ими порядка совершения нотариальных действий и выполнения правил нотариального делопроизводства осуществляются Министерством юстиции. Если мы будем выяснять какие-то личные отношения, конфликтовать, конструктивного диалога у представителей нотариального сообщества и власти не получится. Сегодня я с уверенностью могу заявить, что НПУ и Министерство юстиции нашли общий язык: у нас есть общее видение того, как необходимо оптимизировать эффективное сотрудничество, чтобы усовершенствовать деятельность нотариата.

 

—Наталья Владимировна, вы возглавили Нотариальную палату Украины относительно недавно, какие задачи вы перед собой поставили и что удалось сделать за эти четыре месяца?

— Главной задачей было приведение системы НПУ к оптимальному состоянию, обеспечивающему высокое доверие граждан к нотариусу, а также развитие сотрудничества с регионами и возможность проинформировать широкую общественность о достижениях в нотариальной деятельности. С целью оптимизации работы исполнительного органа — аппарата НПУ почти вдвое уменьшены расходы на его содержание. В частности, сокращена штатная численность аппарата с 53 до 27 человек, в том числе руководящего состава (с 11 до 5 должностей), упрощена его структура с восьми до четырех структурных звеньев, разработана и утверждена экономная смета фонда заработной платы. Аппарат НПУ переехал в новое офисное помещение меньшей площади и вдвое меньшей стоимости. Проведен аудит финансово-хозяйственной деятельности.

Много внимания было уделено работе по организационному усилению деятельности регионального сообщества нотариусов. Инициировано проведение Общего собрания нотариусов в областях, избраны председатели и члены правлений отделений. Проведена государственная регистрация отделений НПУ. Разработана типовая форма сметы доходов и расходов, проект штатного расписания, механизм передачи 50 % членских взносов на счета региональных отделений и т.п. Существенно расширены функции нотариусов в регионах и самостоятельность принятия ими решений.

Важное место в деятельности НПУ отведено работе с нотариальным сообществом и гражданами, средствами массовой информации, сделаны шаги к открытости и прозрачности в работе.

 

— В настоящее время наше государство переживает, наверное, самый тяжелый этап своего развития. В нынешних непростых политических и экономических реалиях какие проблемы больше всего волнуют представителей нотариального сообщества? Что необходимо сделать для их решения?

Большинство моих коллег ратуют за то, чтобы Украина вернулась к прежнему порядку определения предельной численности нотариусов, который, к слову, существует во многих европейских странах. Ведь, как показывает практика, увеличение количества нотариусов не всегда пропорционально качеству предоставляемой ими правовой помощи, скорее, наоборот: чем больше нотариусов, тем ниже эффективность их работы. Безусловно, введение ограничения относительно максимальной численности позволит решить ряд проблем: упредить возможные нарушения и злоупотребления, дисциплинировать нотариусов, повысить квалификационные требования к соискателям и т.д.

Кроме того, представители нотариального сообщества надеются на то, что будут пересмотрены подходы к налогообложению нотариальной деятельности: ставки налогов для нотариусов как самозанятых лиц сегодня очень высоки. Ну и, конечно, нотариусы, как и представители других профессий, верят в то, что ситуация на Украине в скором времени стабилизируется и все мы сможем нормально и эффективно работать на благо нашей страны.

 

(Беседовала Ольга КИРИЕНКО
«Юридическая практика»)

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

VOX POPULI

Трибуна

Платный опрос

Акцент

Привидение присяги

Государство и юристы

Новости законотворчества

Избирательные права судимых за тяжкие преступления могут ограничить

Закреплены новые условия предоставления отсрочки от армии

Порядок применения амнистии изменен

Государство и юристы

Спорный образ

Кадровые измерения

Документы и аналитика

Футуристический бизнес

Зарубежная практика

Восточный фактор

Книжная полка

Аграрное предложение

Неделя права

Пятый эксперимент

Продукт пытания

Новые лица

Нарушения продолжаются

Неделя права

Новости из-за рубежа

Запрет нецензурной лексики

Апелляция подтвердила решение в споре «РЖД vs Apple»

Новости из зала суда

Судебная практика

«Энергоатом» обязан заключить договор по результатам тендера

Суд признал противоправными действия инспектора ГАИ

Новости юридических фирм

Частная практика

ЮФ Sayenko Kharenko — советник в сделке по слиянию двух судоходных компаний

Юристы МПЦ EUCON защитили интересы компании «ЛИНИК» в налоговом споре

МЮФ Baker & McKenzie консультирует акционеров ПАО «Альфа-Банк» в сделке по приобретению ПАО «Банк Кипра»

Отрасли практики

Можно только сверить

Баланс интересен

Противобанковая мина

Арбитражные начинающие

Рабочий график

Перезагрузка ААУ

СТРАНИЦА ИЗ ЕЖЕНЕДЕЛЬНИКА ЮРИСТА

КАЛЕНДАРЬ на неделю

Самое важное

Присяжные заседания

Уборка похищений

Закрытый опрос

НДС лекарства

Судебная практика

Налоговое время

Судебная практика

Судебные решения

О полномочиях государственной финансовой инспекции

Особенности увольнения члена выборного органа профсоюза

Судебная практика

Возврат имущества

Гарантия на исполнение

Иностранное дело

Тема номера

Учредительное собирание

Западнические настроения

Подставить голос

Есть контракт

Трибуна

Публичное осуждение

Частная практика

Решительные действия

Юрпремия

Великолепные «пятерки»

Інші новини

PRAVO.UA