После подписания политической части Соглашения об ассоциации с Европейским Союзом Украине необходимо гармонизировать свое законодательство путем приведения его в соответствие с европейскими стандартами — это около 700 законодательных актов. Изменения коснутся в том числе и нотариата. Каких шагов от законодателей ждут сами нотариусы, какие проблемы их больше всего волнуют и каковы пути их решения — об этом и многом другом в интервью «Юридической практике» рассказала президент Нотариальной палаты Украины (НПУ) Наталья Василина.
— После законодательных пертурбаций 2013 года спрос на реформирование нотариата остался: сейчас для нотариусов готовят очередную порцию изменений. 18 марта с.г. была создана рабочая группа по подготовке проекта изменений относительно организации нотариальной деятельности. Наталья Владимировна, расскажите об этом подробнее: есть ли уже конкретные наработки? Каких решений, каких шагов от власти ждут нотариусы?
— Я бы сейчас не ставила вопрос о реформе нотариата: его реформируют так давно, еще с 1993 года, что нам уже пора просто работать, а не ждать очередных законодательных пертурбаций. Хотя за последние годы у нотариусов накопилось много вопросов и проблем, связанных с организацией их работы. Сегодня на нотариусов возлагаются функции, которые не совсем им свойственны. Скажем, многие мои коллеги до сих пор не могут привыкнуть к функциям государственных регистраторов (не все готовы нести ответственность не только как нотариусы, но еще и как государственные регистраторы), хотя лично я к таким полномочиям отношусь положительно. Кроме того, на рассмотрении парламента находится законопроект (№ 3336), которым предлагается фактически возложить на нотариусов еще и функции судьи.
— Очевидно, эта инициатива обусловлена желанием разгрузить судебную систему, передав решение вопросов, в которых нет спора, в компетенцию нотариата.
— Действительно, если в правоотношениях нет спора о праве, возникающие вопросы могут решаться во внесудебном порядке. Но в данном случае речь идет о том, чтобы предоставить нотариусамдополнительные полномочия, а именно: устанавливать факты принятия наследства в случае пропуска срока подачи заявления и предоставлять дополнительный срок для его принятия (при наличии уважительных причин). Назвать эти правоотношения бесспорными нельзя, так как уже есть наследники, принявшие наследство и не давшие согласие на его принятие пропустившему срок наследнику. В этом случае нотариусам предлагают выполнять функции, которые не соответствуют их правовому статусу. То ли дело, если речь идет о приказном производстве или признании имущества наследодателя выморочным. В первом случае это бесспорный порядок списания задолженности, который осуществляется на основании документов, подтверждающих сам факт существования такой задолженности. Если денежное обязательство является очевидным и спора относительно самого факта обязательства нет, то в таком случае нет и необходимости в судебном разбирательстве. То же касается и второго случая: если наследники по истечении года не заявили своих прав на наследство, у него должен появиться хозяин в лице органов местного самоуправления, и для этого нет необходимости обращения в суд.
Но наряду с тем, что нотариусам хотят предоставить дополнительные полномочия, законодатели пытаются отдельные функции, присущие исключительно нотариусам (например, оформление права на наследство), разделить с органами местного самоуправления. Соответствующая законодательная инициатива уже давно находится на рассмотрении парламента, и периодически народные депутаты возвращаются к этому вопросу. Речь идет о том, что в случае отсутствия в населенных пунктах нотариуса наследник может осуществлять свои наследственные права через уполномоченное на это должностное лицо органа местного самоуправления. Это нонсенс, ведь тем самым сельских жителей пытаются ограничить в их праве на получение квалифицированной правовой помощи. Мне сложно представить, как, скажем, председатель сельского совета, у которого нет высшего юридического образования, сможет реализовать эти полномочия: как он сможет высчитать доли наследников, удостоверить договор о перераспределении этих долей?.. Я уже не говорю о работе с электронными реестрами.
Аргументация для принятия данной законодательной инициативы постоянно меняется. Сначала говорили о нехватке нотариусов, потом — о необходимости максимально удешевить оформление наследства для жителей сельской местности. При этом следует понимать, что почти все платежи являются обязательными и не зависят от воли нотариусов. Эту проблему можно решить путем, например, предоставления дополнительных льгот отдельным категориям граждан при оформлении ими права на наследство.
Возвращаясь к вопросу деятельности рабочей группы по подготовке изменений относительно организации нотариальной деятельности, нужно отметить, что инициатива ее создания исходила от министра юстиции Павла Петренко, и Нотариальная палата Украины ее поддержала и приняла в этом процессе активное участие. За незначительный период нам удалось разработать порядка 30 инициатив, направленных на усовершенствование законодательной базы (как законов, так и подзаконных актов), в том числе целый комплекс изменений в Гражданский, Земельный, Семейный и Жилищный кодексы.
Вместе с тем мы уже пришли к пониманию того, что одного закона о нотариате для надлежащей организации деятельности нотариусов уже мало. На одном из последних заседаний рабочей группы мы обсуждали этот вопрос и сделали вывод, что в процессе усовершенствования локальными изменениями в закон о нотариате не ограничиться: для того чтобы кодифицировать всю нормативную базу, связанную с организацией нотариальной деятельности и порядком осуществления нотариальных действий, необходимо разработать Нотариальный кодекс.
— А какова дальнейшая судьба «плодов» деятельности рабочей группы, есть ли перспектива их реализации?
— Конечно, мы пытаемся отстаивать интересы нотариусов и наладить коммуникацию с законодателями. Думаю, что в каждом конкретном случае алгоритм этого взаимодействия будет определяться в индивидуальном порядке. Мы уже инициировали внесение изменений в несколько приказов Министерства юстиции, и Минюст пошел нам навстречу. Если будет идти речь о каких-то локальных изменениях, обратимся к народным депутатам с тем, чтобы они внесли соответствующие законопроекты на рассмотрение парламента. Если говорить о комплексных новациях, например, о создании Нотариального кодекса, то в качестве субъекта права законодательной инициативы такого масштабного, системного документа должно выступить правительство. В этом случае диалог необходимо вести на уровне Министерства юстиции.
— Не секрет, что у вашей предшественницы на должности президента Нотариальной палаты Украины Людмилы Павловой сложились непростые отношения с руководством Министерства юстиции Украины, точнее — с экс-министром Еленой Лукаш. А как взаимодействуют палата и министерство сейчас?
— В работе не может быть личностных отношений: нельзя опускаться до банального публичного выяснения отношений. Работа должна строиться между НПУ и Министерством юстиции, в аппарате которого работает большое количество людей, а не между их руководителями. Также нужно понимать: уровни этих двух ведомств разные, поэтому необходимо соблюдать некую профессиональную субординацию по отношению к государственному регулятору. Ведь, согласно закону, контроль за организацией нотариата, проверка организации нотариальной деятельности нотариусов, соблюдения ими порядка совершения нотариальных действий и выполнения правил нотариального делопроизводства осуществляются Министерством юстиции. Если мы будем выяснять какие-то личные отношения, конфликтовать, конструктивного диалога у представителей нотариального сообщества и власти не получится. Сегодня я с уверенностью могу заявить, что НПУ и Министерство юстиции нашли общий язык: у нас есть общее видение того, как необходимо оптимизировать эффективное сотрудничество, чтобы усовершенствовать деятельность нотариата.
—Наталья Владимировна, вы возглавили Нотариальную палату Украины относительно недавно, какие задачи вы перед собой поставили и что удалось сделать за эти четыре месяца?
— Главной задачей было приведение системы НПУ к оптимальному состоянию, обеспечивающему высокое доверие граждан к нотариусу, а также развитие сотрудничества с регионами и возможность проинформировать широкую общественность о достижениях в нотариальной деятельности. С целью оптимизации работы исполнительного органа — аппарата НПУ почти вдвое уменьшены расходы на его содержание. В частности, сокращена штатная численность аппарата с 53 до 27 человек, в том числе руководящего состава (с 11 до 5 должностей), упрощена его структура с восьми до четырех структурных звеньев, разработана и утверждена экономная смета фонда заработной платы. Аппарат НПУ переехал в новое офисное помещение меньшей площади и вдвое меньшей стоимости. Проведен аудит финансово-хозяйственной деятельности.
Много внимания было уделено работе по организационному усилению деятельности регионального сообщества нотариусов. Инициировано проведение Общего собрания нотариусов в областях, избраны председатели и члены правлений отделений. Проведена государственная регистрация отделений НПУ. Разработана типовая форма сметы доходов и расходов, проект штатного расписания, механизм передачи 50 % членских взносов на счета региональных отделений и т.п. Существенно расширены функции нотариусов в регионах и самостоятельность принятия ими решений.
Важное место в деятельности НПУ отведено работе с нотариальным сообществом и гражданами, средствами массовой информации, сделаны шаги к открытости и прозрачности в работе.
— В настоящее время наше государство переживает, наверное, самый тяжелый этап своего развития. В нынешних непростых политических и экономических реалиях какие проблемы больше всего волнуют представителей нотариального сообщества? Что необходимо сделать для их решения?
— Большинство моих коллег ратуют за то, чтобы Украина вернулась к прежнему порядку определения предельной численности нотариусов, который, к слову, существует во многих европейских странах. Ведь, как показывает практика, увеличение количества нотариусов не всегда пропорционально качеству предоставляемой ими правовой помощи, скорее, наоборот: чем больше нотариусов, тем ниже эффективность их работы. Безусловно, введение ограничения относительно максимальной численности позволит решить ряд проблем: упредить возможные нарушения и злоупотребления, дисциплинировать нотариусов, повысить квалификационные требования к соискателям и т.д.
Кроме того, представители нотариального сообщества надеются на то, что будут пересмотрены подходы к налогообложению нотариальной деятельности: ставки налогов для нотариусов как самозанятых лиц сегодня очень высоки. Ну и, конечно, нотариусы, как и представители других профессий, верят в то, что ситуация на Украине в скором времени стабилизируется и все мы сможем нормально и эффективно работать на благо нашей страны.
(Беседовала Ольга КИРИЕНКО,
«Юридическая практика»)
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…