600-90_WAIT
прапор_України

Генеральний партнер 2023 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №19 (855) » Восточный фактор

Восточный фактор

Глобальное усиление позиций Китая наблюдается не только в сфере экономики. Синхронно развивается и китайский рынок юридических услуг. Среди ключевых характеристик и прогнозов этого рынка — снижение протекционистских мер, ограничивающих доступ на китайский рынок иностранных юрфирм, и усиление международной экспансии юридических фирм происхождением из Китая. При этом внутренний китайский рынок юруслуг достаточно неоднородный: кроме четкого размежевания компетенций национальных и международных юрфирм, следует учитывать и географический фактор — условия ведения бизнеса в специальных административных районах Гонконг и Макао отличаются от остального Китая; повышенный интерес проявляется к специальной экономической зоне в Шанхае.

Протекционизм

Основной нормативный акт, регулирующий деятельность по оказанию юридических услуг в Китае, — Закон КНР о юристах и юридической практике, который состоит из восьми разделов, посвященных условиям осуществления юристами практики, юридическим фирмам, правам и обязанностям практикующих юристов, ответственности юристов и пр. Для получения сертификата на право осуществления юридической практики гражданин КНР должен иметь квалификацию юриста (адвоката), то есть сдать Национальный юридический экзамен, проводимый Министерством юстиции, пройти год стажировки в юридической фирме и быть добропорядочным человеком.

В отличие от многих других юрисдикций, регулирование деятельности по оказанию юридических услуг в Китае ограничивает иностранным юрфирмам доступ к полноценному ведению практики на территории страны. Так, иностранные юридические фирмы могут открывать свои представительства в КНР, но такие представительства вправе самостоятельно осуществлять ограниченную практику, не связанную с практикой по праву КНР. Достигается это посредством запрета иностранным юристам осуществлять полноценную юридическую практику. Запрет распространяется не только на участие в судебных процессах, но и на представительство интересов клиентов во взаимоотношениях с некоторыми госорганами. Что касается китайских юристов, то с момента поступления на работу в иностранную юрфирму действие их лицензии приостанавливается, что ведет к запрету практиковать китайское право.

Но поскольку Китай активно интегрируется в мировую экономику, спрос на юридические услуги по иностранному праву достаточно большой: по данным китайского Минюста, в стране работают представительства около 300 иностранных юрфирм. Широко распространена практика заключения долгосрочных договоров между представительствами иностранных юридических фирм и национальными китайскими юридическими фирмами. Подобные альянсы дают возможность комплексно консультировать клиентов как по китайскому, так и по иностранному праву. Международные юрфирмы, имеющие широкую филиальную сеть, также зачастую выступают коммуникационным звеном между китайскими фирмами и бизнесменами из третьих юрисдикций. В определенной мере это сдерживало как выход на китайский рынок европейских юрфирм, так и международную экспансию. Но ныне международные юрфирмы уже не успевают за темпами китайского развития, что проявляется в двусторонней интернационализации китайского рынка юруслуг.

Состояние рынка

«Развитие рынка юридических услуг КНР идет рука об руку с беспрецедентным экономическим ростом страны», — отмечает Chambers Global. Основными центрами деловой активности являются Пекин и Шанхай, уникальная бизнес-среда сложилась в Гонконге.

Среди наиболее уважаемых национальных игроков рынка — юридические фирмы Fangda, Global Law Office, Jingtian & Gongcheng, Jun He, King & Wood Mallesons и Zhong Lun. Каждая из этих фирм имеет широкую практику и консультирует как внутренних, так и международных клиентов. Заметна их роль и в сопровождении трансграничных сделок. Такие китайские юрфирмы, как Concord & Partners, Guantao, Jincheng, Tongda & Neal и Tian Yuan удерживают лидерские позиции в сегменте мид-маркет. Они, в частности, выступают в качестве юрсоветников при реализации инфраструктурных и энергетических проектов.

Сегмент иностранных юридических фирм представлен в основном английскими и американскими юрфирмами. Юрфирмы Allen & Overy, Clifford Chance, Freshfields, Linklaters и Slaughter & May имеют сильные позиции в Гонконге еще со времен британской колонизации. Местные представительства американских юрфирм, таких как Davis Polk, Latham & Watkins, Shearman & Sterling, Simpson Thatcher, Skadden, Sullivan & Cromwell и Weil Gotshal, инвестируют в развитие практик сопровождения сделок на рынках капитала. В последние годы китайский рынок пользуется спросом и среди европейских юрфирм. За последние годы в Большом Китае открылись представительства скандинавских юрфирм Advokatfirman Vinge, Mannheimer Swartling и Wikborg Rein, датской De Brauw Blackstone Westbroek, французской Salans (с 2013 года — Dentons), итальянской Chiomenti Studio Legale, и испанских Cuatrecasas, Gonçalves Pereira и Uría Menéndez. Есть несколько представительств российских юрфирм.

Шанхайский эксперимент

Либерализация китайского рынка юридических услуг — один из вероятных (и наиболее ожидаемых) прогнозов на ближайшие годы. Эксперты предполагают, что Китай последует примеру Сингапура и разрешит создание совместных предприятий с иностранными фирмами, что даст им возможность нанимать китайских юристов и практиковать, по крайней мере, в области китайского коммерческого и корпоративного права.

Пионером в либерализации, похоже, будет Шанхай, где в рамках зоны свободной торговли уже сейчас разрешено более тесное сотрудничество международных и национальных юрфирм в двух ключевых направлениях. Во-первых, иностранные юрфирмы, имеющие представительство в Шанхае, получили возможность заключить договоры с китайской фирмой о взаимном переходе юристов. То есть китайские юристы, работая в офисе иностранной юрфирмы, смогут консультировать по иностранному праву, а иностранный адвокат, работая в офисе китайской фирмы, получит возможность консультировать по иностранному праву. Во-вторых, в рамках зоны свободной торговли иностранные и китайские юрфирмы смогут создавать ассоциации на договорной основе. Последнее напоминает сингапурскую модель вхождения иностранных юрфирм на национальный рынок юруслуг.

Отметим: шанхайские юрфирмы традиционно ориентированы на внешний рынок и еще до создания зоны свободной торговли искали пути более тесного сотрудничества с иностранными юрфирмами. Пионером в создании стратегического альянса с международной юрфирмой считается фирма MWE China, также известная как Yuan Da in Chinese, которая заключила такой альянс с американской юрфирмой McDermott Will & Emery еще в 2007 году. Юридически оставаясь китайской фирмой, MWE China получила доступ к международной сети американского партнера, ряд управленческих, IT- и маркетинг-функций также отнесены к компетенции McDermott Will & Emery.

Ряд китайских юрфирм вошли в глобальные сети, созданные на условиях Swiss Verein. Это к примеру, Ryser & Associates, объединившаяся с британской ЮФ Field Fisher Waterhouse в 2013 году, или Chen & Co, ставшая частью EY Law. Но наиболее успешным примером международной экспансии китайских юрфирм считается история фирмы King & Wood.

Азиатский гигант

Международная юридическая фирма King & Wood Mallesons была создана в 2012 году путем слияния китайской King & Wood и австралийской Mallesons Stephen Jaques. В 2013 году к ним присоединилась британская юрфирма SJ Berwin. King & Wood Mallesons ныне является крупнейшей глобальной юрфирмой, головной офис которой находится не в Великобритании или США (в Гонконге). Будучи созданной по швейцарскому праву, она состоит из четырех формально независимых партнерств — австралийского, европейского (ближневосточного), гонконгского и китайского (включая японские и североамериканские представительства). Подобная структура позволяет фирме консультировать как по китайскому, так и по иностранному праву. В 30 офисах King & Wood Mallesons в настоящее время работает более 2700 юристов, а ее стратегия определяется как «формирование будущего для глобального бизнеса — соединяя Азию с миром, а мир с Азией».

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

unnamed
tg-10
Slide

Зміст

VOX POPULI

Трибуна

Платный опрос

Акцент

Привидение присяги

Государство и юристы

Новости законотворчества

Избирательные права судимых за тяжкие преступления могут ограничить

Закреплены новые условия предоставления отсрочки от армии

Порядок применения амнистии изменен

Государство и юристы

Спорный образ

Кадровые измерения

Документы и аналитика

Футуристический бизнес

Зарубежная практика

Восточный фактор

Книжная полка

Аграрное предложение

Неделя права

Пятый эксперимент

Продукт пытания

Новые лица

Нарушения продолжаются

Неделя права

Новости из-за рубежа

Запрет нецензурной лексики

Апелляция подтвердила решение в споре «РЖД vs Apple»

Новости из зала суда

Судебная практика

«Энергоатом» обязан заключить договор по результатам тендера

Суд признал противоправными действия инспектора ГАИ

Новости юридических фирм

Частная практика

ЮФ Sayenko Kharenko — советник в сделке по слиянию двух судоходных компаний

Юристы МПЦ EUCON защитили интересы компании «ЛИНИК» в налоговом споре

МЮФ Baker & McKenzie консультирует акционеров ПАО «Альфа-Банк» в сделке по приобретению ПАО «Банк Кипра»

Отрасли практики

Можно только сверить

Баланс интересен

Противобанковая мина

Арбитражные начинающие

Рабочий график

Перезагрузка ААУ

СТРАНИЦА ИЗ ЕЖЕНЕДЕЛЬНИКА ЮРИСТА

КАЛЕНДАРЬ на неделю

Самое важное

Присяжные заседания

Уборка похищений

Закрытый опрос

НДС лекарства

Судебная практика

Налоговое время

Судебная практика

Судебные решения

О полномочиях государственной финансовой инспекции

Особенности увольнения члена выборного органа профсоюза

Судебная практика

Возврат имущества

Гарантия на исполнение

Иностранное дело

Тема номера

Учредительное собирание

Западнические настроения

Подставить голос

Есть контракт

Трибуна

Публичное осуждение

Частная практика

Решительные действия

Юрпремия

Великолепные «пятерки»

Інші новини

PRAVO.UA