Первое в этом году заседание парламентского комитета по вопросам законодательного обеспечения правоохранительной деятельности было посвящено организационным вопросам: созданию подкомитетов и избранию их руководителей, выяснению состояния, проблем и путей усовершенствования законодательного обеспечения органов, деятельность которых отнесена к предметам ведения комитета; внесению предложений в повестку дня второй сессии Верховного Совета Украины седьмого созыва.
В заседании комитета приняли участие представители правоохранительных органов, выступившие с докладами относительно усовершенствования законодательного обеспечения их деятельности.
Так, заместитель Генерального прокурора Украины Анатолий Пришко, говоря о предложениях Генпрокуратуры относительно реформирования правоохранительных органов, обратил внимание, что ныне на Украине отсутствует законодательный акт, который бы определял исключительный перечень органов, отнесенных к правоохранительным, а поэтому, по его мнению, необходимо инициировать разработку законопроекта «О системе правоохранительных органов», в котором определить такой перечень или установить четкие критерии, согласно которым тот или иной госорган может быть отнесен к правоохранительным. Он также обратил внимание на необходимость усовершенствования нормативно-правовой базы в связи с принятием нового УПК Украины, в частности, на принятие Закона Украины «Об уголовных проступках».
Первый заместитель министра внутренних дел Сергей Черных в рамках своего доклада рассказал об основных положениях концепции реформирования МВД, цель которого — создание ведомства гражданского типа и устранение дублирующих функций. «Планируется создание правоохранительного, многопрофильного, интегрированного гражданского министерства внутренних дел с включением в его систему функций, свойственных министерствам европейских государств. Многопрофильность, демилитаризация и разумная децентрализация ведомства должны стать основными признаками обновленного министерства», — отметил г-н Черных. Он сообщил о планах создать Национальную полицию и Национальное бюро расследований как центральные органы исполнительной власти, деятельность которых будет координироваться через министра внутренних дел. Аналогичный статус предлагается предоставить внутренним войскам с дальнейшим их реформированием. Предложенные нововведения, по мнению разработчиков концепции, позволят разграничить функции и полномочия политического руководства правоохранительными органами и профессионального ими управления, а также создать министерство гражданского типа.
«Реформирование министерства на первом этапе целесообразно начать с создания Национальной полиции. Это можно сделать, внеся изменения в Закон Украины «О милиции» или же приняв новый закон о полиции. Национальная полиция будет обеспечивать выполнение основных правоохранительных функций, которые в настоящее время выполняют подразделения министерства: обеспечение общественного порядка, борьба с преступностью, охрана прав и свобод граждан, расследование преступлений, обеспечение безопасности дорожного движения. В составе Национальной полиции также планируется создать финансовую полицию, которая будет противодействовать экономической преступности, взяв на себя функции других правоохранительных органов», — рассказал Сергей Черных. Создание Национальной полиции, по словам замминистра, повлечет переаттестацию личного состава.
На следующем этапе реформирования планируется создать государственное бюро расследований и реформировать внутренние войска. При этом статус Государственного бюро расследований предлагается определить как «независимый антикоррупционный орган, наделенный функциями проведения расследования всех типов преступлений, совершенных должностными лицами, представителями правоохранительных органов и судов». Реформирование внутренних войск предусматривает преобразование ведомства в центральный орган исполнительной власти. Начать реформу МВД планируется уже в этом году, а закончить до 2015 года.
Для Государственной пенитенциарной службы приоритеты реформы определены Концепцией, утвержденной Указом Президента Украины № 631/2012 от 8 ноября 2012 года. По словам и.о. председателя Службы Сергея Сидоренко, среди первоочередных задач — принятие Закона Украины «О пробации», а также внесение изменений в базовый Закон Украины «Об уголовно-исполнительной службе» с целью определения ее именно как пенитенциарной системы. Он также обратил внимание на актуальность принятия законопроекта № 1131, предусматривающего внесение изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Украины относительно порядка и условий отбытия наказаний.
Предложения Службы безопасности Украины представил заместитель председателя СБУ Владимир Породько. Он, в частности, сообщил, что в конце прошлого года возобновлена деятельность рабочей группы по подготовке нового закона «О Службе безопасности Украины». Уже в апреле этого года окончательная редакция законопроекта должна быть представлена на рассмотрение главы государства. В этом законопроекте будут определены статус и задачи СБУ как специального органа с учетом изменений уголовно-процессуального законодательства. «Хочу обратить внимание на два обстоятельства: изменения в законодательство, регулирующее оперативно-розыскную деятельность, определили, что такая деятельность не может проводиться с момента начала досудебного уголовного производства. В то же время не были изменены основания закрытия оперативно-розыскных дел. Это повлекло за собой существенный разрыв между оперативным производством и вынесением окончательного решения», — подчеркнул г-н Породько. Он также обратил внимание на необходимость усовершенствования законодательства, регулирующего контрразведывательную деятельность, раскритиковав недавнее изменение законодательства в этой сфере.
Свои предложения по усовершенствованию законодательства также представили: председатель Государственной миграционной службы Николай Ковальчук, замминистра по вопросам чрезвычайных ситуаций — председатель комиссии по реорганизации МЧС Василий Квашук, директор департамента Государственной пограничной службы Александр Мельников и первый заместитель начальника Главного управления налоговой милиции Василий Коваль.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…