Векселя, которые обеспечивают отношения долга третьих лиц перед предприятием, являются активами (оборотными активами) такого предприятия. Операция по обмену активами является отчуждением. Отчуждение — это продажа, дарение, мена.
Таким образом, отчуждение (использование) векселей без согласования с налоговым органом является нарушением абзаца «б» подпункта 8.6.1 пункта 8.6 статьи 8 Закона Украины «О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами» и требует применения штрафных санкций в размере суммы такого отчуждения, определенной по обычным ценам
18 декабря 2012 года коллегия судей Судебной палаты по административным делам Верховного Суда Украины, рассмотрев в порядке письменного производства дело по иску открытого акционерного общества по газоснабжению и газификации «Н» (в дальнейшем изменило наименование на публичное акционерное общество по газоснабжению и газификации «Н») (ПАО «Н») к Ленинской межрайонной государственной налоговой инспекции в г. Николаеве (МГНИ) о признании противоправным и отмене налогового уведомления-решения, установила следующее.
В январе 2005 года ПАО «Н» обратилось в суд с иском к МГНИ, в котором просило признать противоправным и отменить налоговое уведомление-решение от 2 июня 2004 года № *.
Исковые требования обосновало тем, что во время проведения документальной проверки ПАО «Н» ответчик неправомерно начислил ему налоговое обязательство в виде штрафных санкций на основании подпункта 17.1.8 пункта 17.1 статьи 17 Закона Украины «О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами» от 21 декабря 2000 года № 2181-III (действующего на время возникновения спорных отношений) в размере 3 703 000,66 грн за самостоятельное отчуждение активов, которые находятся в налоговом залоге и требуют обязательного предварительного согласия налогового органа на такое отчуждение.
Хозяйственный суд Николаевской области постановлением от 25 сентября 2007 года в удовлетворении исковых требований отказал.
Одесский апелляционный административный суд постановлением от 5 августа 2009 года решение суда первой инстанции отменил и принял новое — об удовлетворении исковых требований: признал противоправным и отменил налоговое уведомление-решение МГНИ от 2 июня 2004 года № *.
Высший административный суд Украины определением от 5 июля 2012 года решение апелляционного суда отменил и оставил в силе постановление суда первой инстанции.
Кассационный суд, отменяя постановление апелляционного суда и оставляя в силе решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на абзац «б» подпункта 8.6.1 пункта 8.6 статьи 8 Закона Украины «О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами», пришел к выводу, что операции по использованию ценных бумаг, которые удостоверяют отношения долга, подлежат письменному согласованию с налоговым органом налогоплательщиком, активы которого находятся в налоговом залоге. Поскольку Общество этого не сделало, то МГНИ правомерно применила к нему штрафные санкции согласно подпункту 17.1.8 пункта 17.1 статьи 17 указанного Закона.
Также отметил, что отдельная гражданско-правовая сделка подлежит согласованию с налоговым органом.
Не соглашаясь с определением кассационного суда, ПАО «Н» обратилось с заявлением о его пересмотре Верховным Судом Украины на основании неодинакового применения Высшим административным судом Украины подпункта 8.2.2 пункта 8.2 статьи 8, пункта «б» подпункта 8.6.1 пункта 8.6 статьи 8 и подпункта 17.1.8 пункта 17.1 статьи 17 Закона Украины «О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами». В обоснование заявления Общество приложило копии определений Высшего административного суда Украины от 12 и 28 февраля и 28 мая 2008 года (дела №№ К-9886/06, К-8607/06, К-11428/06 соответственно), которые, по его мнению, подтверждают неодинаковое применение кассационным судом одних и тех же норм материального права в подобных правоотношениях.
В решениях от 12 февраля и 28 мая 2008 года кассационный суд пришел к выводу, что на налогоплательщика, активы которого находятся в налоговом залоге, не распространяется обязанность относительно письменного согласования с налоговым органом операций по использованию ценных бумаг.
Проверив приведенные ПАО «Н» доводы, Верховный Суд Украины считает, что в удовлетворении его заявления следует отказать на следующих основаниях.
Суды предыдущих инстанций установили, что истец в период с апреля 2002 года по февраль 2003 года без предварительного согласования с налоговым органом заключил договоры на уступку права требования долга в пользу других субъектов предпринимательской деятельности.
В соответствии с требованиями Закона Украины «О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами» налогоплательщик, активы которого находятся в налоговом залоге, осуществляет свободное распоряжение ими, за исключением операций, требующих получения предварительного согласия налогового органа.
Перечень таких операций приведен в подпункте 8.6.1 пункта 8.6 статьи 8 этого Закона.
В частности, письменному согласованию с налоговым органом подлежат операции покупки или продажи, других видов отчуждения или аренды (лизинга) движимого и недвижимого имущества, имущественных или неимущественных прав, за исключением имущества, имущественных и неимущественных прав, используемых в предпринимательской деятельности налогоплательщика (других видов деятельности, которые по условиям налогообложения приравниваются к предпринимательской), а именно: готовой продукции, товаров и товарных запасов, работ и услуг за денежные средства по ценам, не ниже обычных.
Согласно подпункту 8.6.5 пункта 8.6 статьи 8 Закона, который корреспондирует с подпунктом 5.5 пункта 5 Порядка применения налогового залога органами государственной налоговой службы, утвержденного приказом Государственной налоговой администрации Украины 28 августа 2001 года под № 338 (зарегистрированного в Министерстве юстиции Украины 3 октября 2001 года под № 857/6048; действующего на момент возникновения спорных отношений), для своевременного согласования операций с активами налогоплательщика руководитель налогового органа назначает из числа должностных лиц такого налогового органа налогового управляющего. Для согласования отдельной операции на основании соответствующей гражданско-правовой сделки налогоплательщик предоставляет налоговому управляющему запрос, в котором разъясняется содержание операции и финансово-экономические последствия ее проведения. Налоговый управляющий вправе выдать предписание о запрете осуществления такой операции в случае, когда по его выводам ценовые условия и/или формы расчета по такой операции приведут к уменьшению способности налогоплательщика своевременно или в полном объеме погасить налоговый долг.
Следовательно, каждая соответствующая гражданско-правовая сделка подлежит согласованию с налоговым управляющим путем подачи запроса с соответствующим разъяснением.
Относительно применения штрафных санкций за совершение операций по отчуждению векселя без письменного согласования с налоговым органом, коллегия судей исходит из нижеследующего.
В рассматриваемом деле суды предыдущих инстанций установили, что ПАО «Н» также осуществило сделку по отчуждению векселя № ** (эмитент — областное коммунальное предприятие «Н») в пользу открытого акционерного общества «К» за получение товарно-материальных ценностей по накладной от 20 ноября 2001 года № ***.
Согласно статье 12 Закона Украины «О ценных бумагах и фондовой бирже» от 18 июня 1991 года № 1201-XII (действующего на момент возникновения спорных отношений), вексель — это ценная бумага, которая удостоверяет безусловное денежное обязательство векселедателя уплатить после наступления срока определенную сумму денег собственнику векселя (векселедержателю).
В соответствии с абзацем «б» подпункта 8.6.1 пункта 8.6 статьи 8 Закона Украины «О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами» к операциям, подлежащим письменному согласованию с налоговым органом, относятся операции с использованием объектов недвижимого или движимого имущества, имущественных или неимущественных прав, а также средств для осуществления прямых или портфельных инвестиций, а также ценных бумаг, удостоверяющих отношения долга, предоставление гарантий, поручительств, уступку требования и перевод долга, выплату дивидендов, размещение депозитов или предоставление кредитов.
Векселя третьих лиц, полученные предприятием как расчет за проданный товар, в финансовом учете отражаются в активе баланса и показывают задолженность покупателей, заказчиков и прочих дебиторов за отгруженную продукцию (товары), другие активы, выполненные работы и предоставленные услуги, обеспеченные векселями. Итак, векселя, которые обеспечивают отношения долга третьих лиц перед предприятием, являются активами (оборотными активами) такого предприятия.
Операция по обмену активами является отчуждением. Отчуждение — это продажа, дарение, мена.
Таким образом, отчуждение (использования) векселей без согласования с налоговым органом является нарушением абзаца «б» подпункта 8.6.1 пункта 8.6 статьи 8 Закона Украины «О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами» и требует применения штрафных санкций в размере суммы такого отчуждения, определенной по обычным ценам.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 241, 242, 244 Кодекса административного судопроизводства Украины, коллегия судей Судебной палаты по административным делам Верховного Суда Украины постановила:
— в удовлетворении заявления публичного акционерного общества по газоснабжению и газификации «Н» отказать.
Постановление является окончательным и обжалованию не подлежит, кроме случая, установленного пунктом 2 части 1 статьи 237 Кодекса административного судопроизводства Украины.
(Постановление Верховного Суда Украины от 18 декабря 2012 года. Дело № 21-389а12. Председательствующий — Кривенко В.В. Судьи — Коротких А.А., Кривенда О.В., Маринченко В.Л., Панталиенко П.В., Прокопенко А.Б., Терлецкий А.А., Титов Ю.Г.)
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…