1 января 2013 года вступила в силу новая редакция Закона Украины «О занятости населения» от 5 июля 2012 года № 5067-VI (Закон), новеллы которого касаются большей части работающего населения Украины.
Услуги рекрутеров для соискателей, согласно новому Закону, должны быть бесплатными. Компаниям, которые помогают украинцам трудоустраиваться (кадровые агентства, рекрутинговые компании и т.д.), запрещено брать за свои услуги гонорары, комиссионные и другие вознаграждения. Подбор персонала должны оплачивать исключительно работодатели. Эта новелла может стать хорошим стимулом для рекрутинговых компаний более качественно выполнять свои обязанности. Таким образом, фирмы, которые предоставляли непрофессиональные услуги и зарабатывали на гонорарах от граждан, очевидно, вынуждены будут либо пересмотреть принципы своей работы, либо покинуть рынок этих услуг.
Работодателям запрещено ограничивать возраст и пол кандидатов в объявлениях о вакансиях. Такое нововведение может усложнить поиск нужного сотрудника. Работодатель либо компании, которые помогают украинцам трудоустраиваться, вынуждены будут искать сотрудников, основываясь на присланных резюме, а не определяя собственные требования в публикуемых вакансиях. За нарушение этой нормы предусмотрен штраф в размере 10 минимальных зарплат, установленных на момент выявления нарушения. С 1 января 2013 года минимальный размер заработной платы составляет 1147 грн.
Помощь в трудоустройстве получат мужчины с детьми. Так, новая редакция Закона расширяет перечень категорий граждан, имеющих дополнительные гарантии в содействии трудоустройству. В частности, это касается мужчин с детьми до шести лет; одиноких мужчин с детьми до 14 лет или детьми-инвалидами. Ранее аналогичная норма касалась только женщин. Расширение этого перечня является положительным нововведением, направленным на поддержку неконкурентоспособных граждан. Согласно Закону, в компании со штатом от 20 человек должно быть не менее 5 % сотрудников, которые относятся к категориям граждан, имеющим дополнительные гарантии в содействии трудоустройству. Несоблюдение работодателем такой квоты влечет за собой штраф за каждый необоснованный отказ в трудоустройстве в двукратном размере минимальной зарплаты, установленной на момент выявления нарушения. Ранее за нарушение в этой сфере для работодателя был предусмотрен штраф в размере четырех минимальных заработных плат. Таким образом, расширив соответствующий перечень категорий граждан, законодатель увеличил возможность избежания ответственности за несоблюдение квоты таких граждан в компании.
Предусмотрено содействие в получении образования гражданами старше 45 лет, имеющими 15-летний страховой стаж. У таких граждан, согласно Закону, есть возможность получить одноразовый ваучер, который дает право повысить свою квалификацию или получить новую профессию. Стоимость ваучера устанавливается в размере 10-кратного прожиточного минимума для трудоспособных лиц (прожиточный минимум на 1 января 2013 года составляет 1108 грн). Оплата ваучера осуществляется за счет средств Фонда общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы. Эта новелла будет стимулировать украинцев старше 45 лет, которые не могут найти работу по специальности в связи с невостребованностью их профессии, к смене рода деятельности и дальнейшему трудоустройству.
Государство берется также заинтересовывать предприятия трудоустраивать безработных. Работодателям, которые возьмут в штат сотрудников с биржи труда, в течение года ежемесячно будут компенсировать фактические расходы в размере единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование. Однако для таких предприятий существует одно условие: эти сотрудники должны будут проработать на предприятии не менее двух лет. С одной стороны, компенсация расходов, связанных с уплатой единого взноса, будет стимулировать работодателей официально оформлять трудовые отношения. С другой — оговорка о том, что трудоустройство безработных должно осуществляться на два года и более, может стать инструментом манипуляции для недобросовестных сотрудников. Зная, что их увольнение до истечения данного срока является невыгодным работодателю, они смогут умышленно относиться к работе без особого усердия.
С 1 января 2013 года государство разрешило студентам не только проходить стажировку по будущей профессии на предприятии, но и пообещало вносить данные о ней в их трудовые книжки. Следовательно, стажировка будет не только учитываться при общем трудовом стаже сотрудника, но и являться официальным подтверждением опыта работы. Это нововведение предоставляет молодежи дополнительные гарантии для трудоустройства.
С 1 января 2013 года размер максимального пособия по безработице превысил среднюю зарплату по стране и составляет четыре прожиточных минимума. Таким образом, безработный на Украине ежемесячно сможет получать до 4432 грн. Увеличение размера пособия по безработице требует выделения дополнительных бюджетных средств. В связи с этим существует риск того, что реализация этой нормы может существенно ударить по карману налогоплательщиков.
В целом новая редакция Закона ориентирована на поддержку неконкурентоспособных категорий граждан, создание новых рабочих мест и трудоустройство безработных. Однако реализация Закона напрямую будет зависеть от наличия необходимого государственного финансирования, так как затраты по оплате ваучеров на образование, расходы на предоставление жилья, компенсацию единого социального взноса, выплаты пособия по безработице должны быть предусмотрены государственным бюджетом. Таким образом, несмотря на то что новая редакция Закона содержит ряд новелл, которые должны положительно повлиять на рынок труда на Украине, насколько эти нормы будут эффективными для всех сторон трудовых правоотношений — покажет время.
МАНТЮК-КИРИЛОВА Дарья — юрист ЮК «Алексеев, Боярчуков и Партнеры», г. Киев
Ольга МЕДВЕДСКАЯ,
юрист МЮФ Integrites
Законом Украины «О занятости населения» предусмотрены штрафы за нарушение законодательства в этой сфере от двукратного до двадцатикратного размера минимальной заработной платы, установленной на момент выявления нарушения. В частности, ответственность применяется за несвоевременную и не в полном объеме подачу информации о запланированном высвобождении работников в связи с изменениями в организации производства и труда (сокращение численности или штата сотрудников предприятия, учреждения, организации за два месяца до высвобождения), за использование работы иностранца, лица без гражданства или лиц, относительно которых принято решение об оформлении документов для решения вопроса о предоставлении статуса беженца.
Санкции налагаются уполномоченным органом по реализации государственной политики по вопросам государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о занятости населения в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины. В случае неуплаты (отказа от уплаты) предусмотренных штрафов на протяжении месяца их взыскание осуществляется в судебном порядке.
Виталий ИЗВЕКОВ,
юрист ЮК Jurimex
Закон сделал несколько шагов в направлении стимулирования работодателя принимать на работу молодых специалистов. Тем самым была совершена попытка превратить достаточно прогрессивную и социально справедливую гарантию получения первого места роботы по окончании учебного заведения из чистой декларации в действующую на практике норму.
Статьей 14 Закона молодежь включена в список тех категорий граждан, которые имеют дополнительные гарантии содействия трудоустройству. Работодателю, который трудоустроил молодого специалиста на срок не менее двух лет, ежемесячно в течение года будут компенсироваться затраты на «содержание» такого работника в размере единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование. Кроме того, государство, согласно Закону, должно выдавать молодым специалистам, трудоустроившимся в селах или поселках, жилье на срок работы и разовую материальную помощь в десятикратном размере минимальной заработной платы.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…