28 декабря с.г. в парламенте был зарегистрирован законопроект «О высшем образовании» (№ 1187). Его авторами являются народные депутаты Игорь Калетник, Сергей Кивалов и Николай Сорока. Документ предлагает новую редакцию Закона Украины «О высшем образовании» (Закон), а также изменения в ряд других законов.
Радикальным нововведением законопроекта является ликвидация уровней аккредитации (I—IV) высших учебных заведений. Вместо нее вводится аккредитация высшего учебного заведения по типу — университет и академия. Также в пояснительной записке говорится о том, что законом будут созданы условия для оптимизации системы учебных заведений. Не означает ли это уменьшение количества вузов? Кроме того, можно сделать вывод, что одни вузы будут иерархически подчинены другим, ведь в проекте институт определен как «организационное и учебно-научное структурное подразделение университета, академии». Напомним, что нынешний Закон Украины «О высшем образовании» в статье 25 предусматривает, что институт является вузом либо же структурным подразделением университета, академии.
Насколько это повлияет на систему образования? На этот вопрос нам ответила руководитель проекта «Правовая поддержка обеспечения равного доступа лиц к качественному высшему образованию на Украине» Инна Совсун. По ее словам, авторы документа исходили из интересов широкого круга руководителей вузов. Поэтому они не заинтересованы в сокращении существующей системы учебных заведений. К тому же, многие институты сегодня фактически уже являются университетами. Поэтому радикальных изменений ожидать не следует. От крайне негативных оценок законопроекта воздерживается Игорь Ликарчук — директор Центра тестовых технологий и мониторинга качества образования. В целом документ он характеризует как «консервирующий» систему образования. Отмена обязательной аккредитации, по его мнению, приведет к снижению качества образования. «Отменять следует обязательное лицензирование», — полагает он. Но вместе с этим особых ухудшений не прогнозирует. Стоит рассмотреть, в каких сферах изменения все же последуют.
Закон отменяет деление на «полное» и «базовое» высшее образование. Отменяется и образовательно-квалификационный уровень «специалист». В соответствии с европейской практикой, аналогом научной степени «кандидат наук» станет «доктор философии», а аналогом ученого звания «старший научный сотрудник» будет «старший исследователь». Присвоение ученых званий старшего исследователя, доцента и профессора отнесено к полномочиям Министерства образования и науки, семьи, молодежи и спорта Украины (МОН).
Проектом предоставляется право вузам, имеющим статус национальных, вместе с государственными выдавать собственные документы о высшем образовании по образовательно-квалификационным уровням бакалавра, магистра.
Увеличен срок обучения по образовательно-квалификационному уровню магистра до полутора-двух лет, а в аспирантуре по образовательно-научному уровню доктора философии (кандидата наук) — с трех до четырех лет. В законопроекте снято ограничение относительно форм обучения по образовательно-научной программе доктора философии (кандидата наук) и научной программе доктора наук.
Кроме этого, закреплены полномочия новой институции — Общественного совета по качеству образования, — основными из которых являются формирование предложения относительно требований к системе обеспечения качества высшего образования, анализ качества образовательной деятельности высших учебных заведений, подготовка заключения о возможности выдачи лицензии на осуществление образовательной деятельности и предложений к методологии разработки стандартов образовательной деятельности и стандартов высшего образования и т.д. В свою очередь, Игорь Ликарчук уверен, что этот орган, который планируется сформировать из представителей общественности, будет иметь рекомендационный статус.
Интересной является часть законопроекта, направленная на расширение материальной независимости вузов.
Согласно новому определению, под автономией высшего учебного заведения понимается, в том числе, совокупность прав и обязанностей вуза по осуществлению «экономической и иной деятельности».
По-иному, по сравнению с нынешней статьей 29 Закона, изложены полномочия, составляющие автономию вуза. Так, к компетенции каждого отдельного вуза относится право «вводить рейтинговое оценивание образовательных, научно-исследовательских и инновационных достижений обучающихся и педагогических, научных и научно-педагогических работников». Вузы смогут предоставлять не только дополнительные платные образовательные, но и «другие платные» услуги. К тому же, вузы смогут открывать текущие и депозитные счета в банках.
Ранее ректор вуза должен был утвердить Правила приема в конкретный вуз, согласовав их с МОН. А в проекте согласование необязательно — в нем лишь говорится, что Правила должны быть разработаны на основе типовых Условий приема на обучение в высшие учебные заведения.
Также в проекте есть нормы, которые предоставят вузам больше прав в сфере интеллектуальной собственности. Имущественные права интеллектуальной собственности на объекты права интеллектуальной собственности (кроме объектов права интеллектуальной собственности военного назначения и национальной безопасности), созданные за государственные средства или за средства вуза, остаются за научным учреждением-исполнителем соответствующей научно-технической деятельности, «если иное не установлено договором».
При этом предлагаются изменения в Закон Украины «Об осуществлении государственных закупок»: этот закон не распространяется на закупки за счет собственных поступлений государственных и коммунальных вузов.
Можно выделить ряд норм, которые вызывают замечания экспертов.
Проект уже критикуют с точки зрения правил законодательной техники. К примеру, не указан четкий срок полномочий ученого совета. Установлен лишь верхний порог: до пяти лет или до семи лет для национальных университетов.
Одна норма не понравится абитуриентам: определено, что прием в вузы осуществляется по результатам ВНО, но «с учетом среднего балла государственного документа о полном общем среднем образовании и балла высшего учебного заведения». Это проложит путь к нивелированию значения ВНО. К такому выводу приходит эксперт Инна Совсун: «Такая норма законопроекта в совокупности с заявлениями одного из его авторов — Игоря Калетника — о «недостатках» ВНО означает курс на нивелирование этого института». Известный адвокат и преподаватель Киевского института международных отношений Сергей Козьяков считает, что отход от ВНО приведет к возвращению коррупционных рисков в образовательную систему.
Основания для отчисления студентов дополнены следующим: состояние здоровья на основании медицинского заключения и нарушение устава, правил внутреннего распорядка вуза. Отметим, что сейчас по Закону (статья 45) состояние здоровья признается лишь основанием для прерывания обучения и предоставления академического отпуска. А нарушение устава в качестве нового основания для отчисления может привести к тому, что в каждом вузе такие правила будут установлены по-своему, поскольку уставы могут отличаться. Высказывается даже подозрение, что с такой нормой возможны увольнения за «дисциплинарные проступки», такие как непосещение лекций. Вместе с тем г-н Козьяков не видит ничего плохого в том, что нарушение устава может стать основанием для отчисления. К примеру, во многих вузах с мировым именем допускается отчисление за академический плагиат. «Вузы смогут прописать в своих уставах возможность отчислять студентов за плагиат», — добавил он. К тому же, он полагает, что ограничивать основания для отчисления на уровне закона нельзя — некоторая свобода в этом вопросе соответствует принципу автономии вузов.
Уточним, что в законопроекте порядок отчисления, прерывания обучения, восстановления и перевода обучающихся в высших учебных заведениях определяется положением, утвержденным высшим учебным заведением по согласованию с вышестоящим органом студенческого самоуправления вуза.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…