Не прошло и месяца со старта нового парламентского марафона, как депутаты-новобранцы уже успели преодолеть начальную, самую короткую его дистанцию: 11 января с.г. завершилась первая сессия Верховного Совета Украины VII созыва. Подводя первые итоги деятельности новоизбранного парламента, нельзя не отметить, что после кадровых ротаций в здании под куполом мало что изменилось. Как и прежде, там бушевали страсти, озвучивались политические заявления, блокировалась трибуна, устраивались демарши, не обошлось даже без зрелищных потасовок.
Тем не менее, после шести дней работы (именно столько пленарных заседаний состоялось в период с 12 декабря 2012 года по 11 января с.г.) Верховному Совету все же удалось завершить все необходимые для дальнейшей деятельности подготовительные работы: избрать руководство парламента, сформировать главные рабочие подразделения — комитеты, — определиться, кто в каком комитете будет работать, решить организационные вопросы (утвердить календарный план работы, определить порядок освещения работы парламента). В результате депутаты пополнили законодательную копилку несколькими десятками актов, большинство из которых — постановления о кадровых назначениях.
При этом самым продуктивным оказался последний день работы первой сессии. Так, 11 января с.г. народные депутаты освободили Сергея Арбузова от должности председателя Национального банка Украины (НБУ) и назначили на его место Игоря Соркина. Следует отметить, что после того как 24 декабря прошлого года Президент Украины своим указом назначил тогдашнего главу НБУ Сергея Арбузова на должность первого вице-премьер-министра Украины, г-н Соркин был в статусе и.о. председателя НБУ. Кроме этого, парламентарии приняли семь (!) законов, касающихся внешнеполитических вопросов: ратифицировали ряд соглашений. Правда, главной интригой этого дня стал вопрос о декриминализации статей, по которым были осуждены Юлия Тимошенко и Юрий Луценко. Соответствующим законопроектом, инициированным народным депутатом Виктором Швецом, предлагалось внести изменения в статьи 364, 365, 3651, 424 Уголовного кодекса Украины, статью 216 Уголовного процессуального кодекса Украины. Но, прогнозировано, эта законодательная инициатива не нашла поддержки у парламентского большинства.
Помимо коллегиальной работы в здании под куполом или в комитетах, народные депутаты трудились и индивидуально. За первый месяц работы обновленного парламента законодатели внесли на его рассмотрение более 300 проектов законов и постановлений. Правда, среди этих плодов нормотворчества большинство инициатив можно отнести к разряду нереализованных или забракованных ранее законодательных идей.
Также в парламентских кулуарах активно обсуждался вопрос о необходимости внесения изменений в традиционный алгоритм работы Верховного Совета. Например, предлагалось ввести запрет на голосование чужими карточками и предусмотреть ответственность (вплоть до уголовной!) за его несоблюдение. Также депутаты хотели откорректировать и привычный график проведения заседаний: отвести для голосования только один день пленарной недели, а во все остальные дни анализировать законодательные инициативы, проводить дискуссии и т.д. Впрочем, пока что это только идеи, и излагать их на законодательной бумаге депутаты не спешат.
Это, пожалуй, и все основные вехи деятельности парламента нынешней каденции. И очевидно, что, основываясь на них, делать какие-то прогнозы относительно дальнейших законодательных шагов, изменений во внутри- или внешнеполитическом векторах страны пока рано. По крайней мере, отечественные политологи, подводя первые итоги деятельности Верховного Совета Украины, в своих комментариях довольно сдержаны. Так, директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии Михаил Погребинский считает, что для начала нужно понять: сможет ли вообще нынешний созыв парламента функционировать как законодательный орган. «Сейчас в парламенте довольно многочисленное оппозиционное меньшинство, которое не настроено на конструктивную работу. По крайней мере, пока. Возможно, в дальнейшем ситуация изменится. Думаю, что первые прогнозы можно будет делать после первых недель работы второй сессии парламента», — убежден г-н Погребинский. Отметим, что открытие следующей сессии парламента запланировано на 5 февраля с.г.
Достаточно «непоказательным» считает первый месяц работы парламента и директор украинского филиала Института стран СНГ Владимир Корнилов. При этом он обращает внимание на то, что сейчас внутри- и внешнеполитический курсы Украины зависят, в основном, не от парламента, а от Президента. «Не секрет, что мы живем по Конституции, которая устанавливает довольно жесткую президентскую вертикаль. Поэтому повлиять на политический и экономический курсы Украины или существенным образом изменить их могло только резкое переформатирование Верховного Совета. Но, судя по первым голосованиям парламента, глава государства имеет сейчас более-менее подконтрольное большинство, и, соответственно, ожидать каких-то кардинальных изменений не приходится», — отмечает г-н Корнилов.
Вместе с тем он убежден, что на деятельности обновленного парламента «оставят свой отпечаток» представители оппозиции, которые уже не раз прибегали к довольно активным действиям, «блокируя» рассмотрение тех или иных вопросов. При этом Владимир Корнилов не исключает возможности того, что в случае подобных политических демаршей и срывов работы законодательного органа страны Президент может прибегнуть к радикальным методам. «В арсенале главы государства всегда есть механизм роспуска парламента», — напоминает политолог.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…