В России объявлен новый этап борьбы с коррупцией — 13 марта с.г. президентом РФ подписан Национальный план противодействия коррупции на 2012-2013 годы. В отличие о предыдущего Плана, направленного, прежде всего, на разработку нормативной базы, документ содержит конкретные поручения по организации функционирования системы противодействия коррупции. Параллельно продолжается работа по усовершенствованию антикоррупционного законодательства. Первым шагом, очевидно, станет введение института декларирования расходов чиновников, а также принятие важных изменений в законодательство, регулирующее проведение оперативно-следственных мероприятий в отношении судей.
Государственным органам поручается выявлять случаи конфликта интересов и принимать необходимые меры, а также активизировать работу по формированию в госорганах отрицательного отношения к коррупции. Причем устранение конфликта интересов предполагается провести по всей властной вертикали — соответствующие поручения даны госорганам всех уровней. Кроме того, документ содержит ряд поручений министерствам и ведомствам, а также рекомендации высшим судам в рамках борьбы с коррупцией.
Так, правительству, в частности, поручено разработать типовой нормативный акт, обязывающий чиновников сообщать о подарках, преподнесенных им в связи с исполнением своих должностных обязанностей. В указанном акте определить такие понятия, как «получение подарка в связи с должностным положением или в связи с исполнением служебных обязанностей», «подарки, полученные в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями», установить срок, в течение которого необходимо сообщить о получении подарка, и определить порядок сдачи подарка, порядок его оценки, реализации и зачисления средств, вырученных от его реализации, в соответствующий бюджет, а также порядок выкупа подарка.
Предполагается создать единый портал бюджетной системы Российской Федерации — в целях формирования дополнительных механизмов общественного контроля за деятельностью государственных и муниципальных учреждений и повышения эффективности деятельности органов государственного управления и качества принимаемых ими решений. Будет продолжена работа по внедрению контрактной системы в сфере госзакупок, а также по введению ограничений на совершение сделок между государственными структурами и коммерческими организациями, в которых крупными акционерами или руководящими работниками являются близкие родственники руководителей соответствующих государственных структур.
Верховному Суду РФ поручено организовать работу по изучению практики применения судами законодательства РФ о противодействии коррупции, а также подготовить разъяснения судам о применении уголовного законодательства РФ в части, касающейся коррупционных преступлений, и законодательства об административной ответственности юрлиц за коррупционные правонарушения. Кроме того, Судебному департаменту при ВС совместно с аппаратами Конституционного и Высшего Арбитражного Суда РФ поручено подготовить и внедрить до 1 декабря 2012 года методические рекомендации по заполнению судьями и федеральными госслужащими аппаратов судов справок о доходах и имуществе (а в перспективе — и о расходах).
Российский законодатель, спустя два года после принятия Федерального закона «О противодействии коррупции», пришел к необходимости расширения инструментария борьбы с коррупционными явлениями — предложено, чтобы государственные и муниципальные служащие декларировали не только свои доходы, но и расходы. Соответствующие нормы содержатся в проекте Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции», находящегося на рассмотрении Госдумы.
Законопроект предусматривает обязанность государственных и муниципальных служащих, а также военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, полиции, прокуратуры, таможенных органов, сотрудников следственного комитета, депутатов Государственной Думы, членов Совета Федерации, депутатов представительных (законодательных) органов государственной власти, субъектов Российской Федерации при поступлении на службу или при занятии государственной должности, а также ежегодно до 30 апреля года, следующего за отчетным, предоставлять представителю нанимателя сведения о своих расходах, превышающих сумму доходов, задекларированных в декларации о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, предоставляемых в соответствии с действующим законодательством.
Как объясняют инициаторы законопроекта, ограничение размера декларируемых расходов размером, превышающим задекларированный доход, обусловлено целесообразностью облегчения проверок соответствующих сведений и одновременно нецелесообразностью значительного увеличения документооборота в государственных и муниципальных органах. Кроме того, как отмечается в пояснительной записке к законопроекту, будет гармонизирована информация о доходах и расходах вышеназванных лиц.
Обязанность подавать декларации о расходах будет распространяться также на супруга (супругу) и несовершеннолетних детей государственных и муниципальных служащих, а также лиц, замещающих государственную должность. На соответствующие кадровые службы возлагается обязанность проверять такие сведения в установленном законом порядке.
Законопроектом также устанавливается возможность осуществления проверок сведений о расходах государственных и муниципальных служащих, а также лиц, замещающих государственную должность, путем направления соответствующих запросов в банковские и налоговые органы. При этом устанавливается обязанность для банков и налоговых органов отвечать на подобные запросы. Предлагается сведения об их расходах исключить из сведений, составляющих банковскую тайну, и разрешить доступ к данной информации со стороны проверяющих органов.
Могут быть истребованы данные об источниках израсходованных средств, которые подтверждают законность их получения. Такие сведения, по концепции законопроекта, должны предоставляться, если сумма самой сделки, то есть сумма одноразовой сделки, совершенной чиновником или членом его семьи, превышает трехгодовой суммарный доход членов семьи по основному месту службы.
Цель соответствующего контроля, по словам президента РФ Дмитрия Медведева, в следующем — если проверка выявляет, что расходы чиновника, во всяком случае, по тем сделкам, которые государство потенциально способно проконтролировать (крупные расходы на приобретение земли, другой недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг), явно превышают его доходы, и соответствующее лицо не может объяснить, откуда получены эти средства, то это может быть основанием как для увольнения такого чиновника с государственной службы, так и основанием для того, чтобы обратить имущество, которое приобретено на неизвестные доходы, в собственность государства. Однако в рамках упомянутого законопроекта санкции не предусмотрены. Очевидно, это будет предметом других законопроектов либо же разрешится в рамках действующих правовых процедур.
Одним из основных препятствий борьбы с коррупцией в судейских рядах называют невозможность проведения адекватных оперативно-розыскных мероприятий в отношении судей. Согласно действующему законодательству, разрешение на проведение ОРД в отношении судей следует получать в судебном порядке, зачастую в том же суде, где работает соответствующий судья. Даже если такое разрешение будет получено (что совсем необязательно ввиду известной корпоративности судей), о нем, как правило, становится известно фигуранту дела, и эффективность оперативных мероприятий в таком случае стремится к нулю.
Минюст РФ внес законопроект, которым предусмотрена возможность рассмотрения материалов о проведении оперативно-розыскных мероприятий в отношении судей районных судов, специализированных судов и мировых судей не только судом по месту проведения оперативно-розыскных мероприятий или по месту нахождения компетентного органа, ходатайствующего об их проведении, но и иным равнозначным судом, определенным решением Председателя Верховного Суда Российской Федерации или его заместителя, в том случае, если есть обоснованные опасения нарушения принципа конспирации планируемых оперативно-розыскных мероприятий.
© Юридична практика, 1997-2023. Всі права захищені
Пожалуйста, подождите…