О неприемлемости экспертизы, основанной на предположениях — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №13 (744) » О неприемлемости экспертизы, основанной на предположениях

О неприемлемости экспертизы, основанной на предположениях

Основанием для признания сделки недействительной по статье 225 Гражданского кодекса Украины может быть только абсолютная неспособность лица в момент совершения сделки понимать значение своих действий и (или) руководить ими, и в основу решения суда о недействительности сделки не может быть положено заключение экспертизы, которое основывается на предположениях

29 февраля 2012 года Судебная палата по гражданским делам Верховного Суда Украины, рассмотрев дело по иску гр-на О. к гр-ке Р., третьи лица: Главное управление юстиции в г. Киеве, частный нотариус Киевского городского нотариального округа гр-н Г. — о признании завещания недействительным, по заявлению гр-ки Р. о пересмотре определения Высшего специализированного суда Украины по рассмотрению гражданских и уголовных дел от 21 декабря 2011 года, установила следующее.

В октябре 2009 года гр-н О. обратился в суд с иском к гр-ке Р., третьи лица: Главное управление юстиции в г. Киеве, частный нотариус Киевского городского нотариального округа гр-н Г., о признании завещания недействительным. Истец указывал, что является внуком гр-на Л., который умер *. После смерти последнего он, истец, узнал, что 21 ноября 2008 года гр‑н Л. составил завещание, которым в случае своей смерти завещал принадлежащую ему на праве собственности квартиру по адресу ** своей жене, гр-ке Р. Ссылаясь на то, что во время составления завещания гр-н Л. не понимал значения своих действий и не мог руководить ими, истец просил признать завещание недействительным.

Решением Печерского районного суда г. Киева от 30 мая 2011 года в удовлетворении исковых требований было отказано.

Решением Апелляционного суда г. Ки­ева от 14 сентября 2011 года решение суда первой инстанции отменено и принято новое решение, которым составленное 21 ноября 2008 года гр-ном Л. в пользу гр-ки Р. завещание признано недействительным.

Определением Высшего специализированного суда Украины по рассмотрению гражданских и уголовных дел от 21 декабря 2011 года решение апелляционного суда оставлено без изменений.

В заявлении о пересмотре судебных решений Верховным Судом Украины гр‑ка Р. ссылается на неодинаковое применение судом кассационной инстанции одной и той же нормы материального права, повлекшее принятие разных по содержанию судебных решений в подобных правоотношениях. Так, гр-ка Р. отмечает, что, в отличие от решений суда кассационной инстанции по другим делам, в этом деле кассационный суд согласился с выводом апелляционного суда о наличии оснований для признания завещания недействительным, хотя в его основу, как и в других делах, положено заключение судебно-психиатрической экспертизы, которое основывается на предположениях и не утверждает абсолютной несостоятельности лица, совершившего сделку, понимать значение своих действий и руководствоваться ими при ее совершении. Гр-ка Р. просит отменить решение апелляционного суда и определение суда кассационной инстанции и оставить в силе решение суда первой инстанции.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Украины, пояснения представителей истца гр-на О. — гр-на Е. и гр-на С. — на возражения заявления гр-ки Р., исследовав материалы дела и проверив приведенные в заявлении доводы, Судебная палата по гражданским делам Верховного Суда Украины пришла к выводу, что заявление подлежит удовлетворению.

Принимая решение об отказе в удовлетворении исковых требований суд первой инстанции исходил из того, что при составлении гр-ном Л. завещания в пользу гр-ки Р. его волеизъявление было свободным и соответствовало его внутренней свободе, поскольку собранные по делу доказательства не свидетельствуют о том, что в момент составления завещания он не понимал значения своих действий и не мог руководить ими.

Такой вывод является правильным.

Согласно части 1 статьи 225 Гражданского кодекса (ГК) Украины, сделка, которую дееспособное физическое лицо совершило в момент, когда оно не осознавало значения своих действий и (или) не могло руководить ими, может быть признана судом недействительной по иску этого лица, а в случае его смерти — по иску других лиц, чьи гражданские права или интересы нарушены.

Заключение о временной недееспособности участника такой сделки следует делать, прежде всего, на основе доказательств, свидетельствующих о внутреннем, психическом состоянии лица в момент совершения сделки. Хотя заключение экспертизы по такому делу является лишь одним из доказательств по делу, и ему следует давать надлежащую оценку в совокупности с другими доказательствами, какие-либо внешние обстоятельства (показания свидетелей о поведении лица и т.д.) имеют лишь косвенное значение для установления того, было ли способно лицо в конкретный момент совершения сделки понимать значение своих действий и (или) руководить ими.

Судом установлено, что истец гр-н О. является внуком гр-на Л., которому на праве собственности принадлежала квартира по адресу **. 21 ноября 2008 года гр-н Л. составил завещание, которым в случае своей смерти завещал указанную квартиру гр-ке Р., с которой состоял в зарегистрированном браке. * года гр-н Л. умер.

Согласно акту посмертной судебно-психиатрической экспертизы от 24 сентября 2010 года, в период составления завещания, 21 ноября 2008 года, гр-н Л. страдал психическим расстройством в форме органического расстройства головного мозга сочетанного (травматически-сосудистого) генеза с психоорганическим синдромом, при этом отмеченные у него в указанный период времени нарушения психической деятельности были существенно влияющими на его способность осознавать значение своих действий и руководить ими.

Так, проведенной по делу экспертизой не сделан вывод об абсолютной несостоятельности гр-на Л. в момент составления им завещания понимать значение своих действий и руководить ими, а лишь утверждается, что существовавшие в то время нарушения его психической деятельности существенно влияли на его способность осознавать значение своих действий и руководить ими, что само по себе не является основанием для признания составленного в таком состоянии завещания недействительным на основаниях, предусмотренных частью 1 статьи 225 ГК Украины.

Кроме того, согласно акту повторной посмертной комиссионной комплексной судебно-психолого-психиатрической экспертизы от 1 апреля 2011 года, по своему психическому состоянию гр-н Л. в полной мере мог осознавать значение своих действий и руководить ими во время составления завещания 21 ноября 2008 года.

Однако апелляционный суд, положив в основу своего решения указанный выше акт экспертизы о том, что нарушения психической деятельности гр-на Л. в момент составления им завещания существенно влияли на его способность осознавать значение своих действий и руководить ими, пришел к выводу о его временной недееспособности и признал завещание недействительным.

С таким выводом апелляционного суда согласился и суд кассационной инстанции.

Вместе с тем в определениях Высшего специализированного суда Украины по рассмотрению гражданских и уголовных дел от 16 марта, 16 мая и 2 ноября 2011 года, принятых по делам в подобных правоотношениях, на которые как на примеры неодинакового применения судом кассационной инстанции одной и той же нормы материального права ссылается в своем заявлении гр-ка Р., кассационный суд указал, что основанием для признания сделки недействительной по статье 225 ГК Украины может быть только абсолютная неспособность лица в момент совершения сделки понимать значение своих действий и (или) руководить ими, и в основу решения суда о недействительности сделки не может быть положено заключение экспертизы, которое основывается на предположениях.

Таким образом, при одинаковых фактических обстоятельств судом кассационной инстанции неодинаково применена одна и та же норма материального права, что повлекло принятие разных по содержанию судебных решений в подобных правоотношениях и в соответствии с пунк­том 1 статьи 355 и частью 1 статьи 3604 Гражданского процессуального кодекса (ГПК) Украины является основанием для отмены решений судов апелляционной и кассационной инстанций и оставления в силе решения суда первой инстанции.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 355, пунктом 1 части 1 статьи 3603, частями 1, 2 статьи 3604 ГПК Украины, Судебная палата по гражданским делам Верховного Суда Украины постановила:

— заявление гр-ки Р. удовлетворить;

— решение Апелляционного суда г. Киева от 14 сентября 2011 года и определение Высшего специализированного суда Украины по рассмотрению гражданских и уголовных дел от 21 декабря 2011 года отменить и оставить в силе решение Печерского районного суда г. Киева от 30 мая 2011 года.

Постановление Верховного Суда Украины является окончательным и может быть обжаловано только на основании, установленном пунктом 2 части 1 статьи 355 ГПК Украины.

(Постановление Верховного Суда Укра­ины от 29 февраля 2012 года. Дело № 6-9цс12. Председательствующий — Ярема А.Г. Судьи — Патрюк Н.В., Онопенко В.В., Романюк Я.М., Григорьева Л.И., Охримчук Л.И., Сенин Ю.Л., Лященко Н.П.)

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

VOX POPULI

Юридический форум

Недостаточный УПК

Актуальный документ

Документы и аналитика

Запрос о месте жительства

Акцент

Затаможенное развитие

В фокусе

Юристы меняют маски

Государство и юристы

Неоднозначный проступок

Лоббизм выходит на свет

Государство и юристы

Новости законотворчества

Комитет поддержал создание антикоррупционного бюро

Принят закон об общественных объединениях

Совершение судьей преступления как основание для пересмотра его решения

Зарубежная практика

Расходный счет

Кадровые новости

Юрисконсульт

В ГП «Энергорынок» произошли кадровые изменения

Не только юристы

Фемида в роли музы

Неделя права

Новости из-за рубежа

Евросуд оценит «сухой закон» для российских водителей

Некомпетентность адвоката — причина для отмены приговора

Неделя права

Реформа в головах

Совместить карьеру и семью

На подачу заявлений — месяц

Язык в подарок

Новости из зала суда

Судебная практика

«Массандра-Киев» не получит от «Киевэнерго» более 7 млн грн

Кандидат в судьи не смогла обязать ВККС зачислить ее в резерв

Верховный Суд не отсудил «спорные» здания

Новости юридических фирм

Частная практика

ЮФ «Василь Кисиль и Партнеры» отмечена в рейтинге Chambers Global 2012

ЮФ «Астерс» консультирует ЕБРР по вопросам увеличения уставного капитала Укрсиббанка

Олег Мазур выступил экспертом по вопросам украинского права со стороны HSBC

Юристы АФ «Династия» защитили интересы «Транс-Трейд» в суде

ПГ «Павленко и Побережнюк» усиливает практики налогового и финансового права

Татьяна Тимченко стала ассоциированным партнером АК «Павлова, Ярош и Партнеры»

Юристы CMS Cameron McKenna приняли участие в ІІІ Ежегодном украинском энергетическом форуме

МЮФ Integrites получила признание в рамках Dealmakers Law Awards 2012

Отрасли практики

Налогоплательщику — по делу

Порты нащупывают землю

Комиссия идет на диалог

Перед налогом все равны

Рабочий график

СТРАНИЦА ИЗ ЕЖЕНЕДЕЛЬНИКА ЮРИСТА

Критика чистого разума

Из резерва — на выход!

КАЛЕНДАРЬ на неделю

Решения недели

Судебная практика

Преюдициальное значение

Согласия соседей недостаточно

Платные заключения

Самое важное

Реакция для защиты

Годовалый отчет

Хозсуды подвели итоги

По общему собранию

Судебная практика

Судебные решения

О неприемлемости экспертизы, основанной на предположениях

Судебная практика

Регистрация с правом

Тема номера

Таможня повышает ставки

Поставку по дате считают

Трудности перевоза

Частная практика

Больше чем услуга

Порядком изменили

Юридический форум

Региональное первенство

Цивилистика по-весеннему

Юрисконсульт

Уполномочены на уплату налогов

Преимущество с препятствиями

С оглядкой на АМКУ

Інші новини

PRAVO.UA