В свете вероятного принятия во втором чтении нового Уголовного процессуального кодекса Украины все чаще можно услышать дискуссии не только по поводу сути новаций, но и относительно их реализации. Для внедрения в жизнь достоинств УПК Украины необходимо не только «обновить» ментальность правоохранителей, но и принять конкретные нормативные акты, в том числе закон об уголовных проступках. Упрощенный порядок производства по делам о таких правонарушениях отображен в проекте УПК Украины, однако четкого понимания того, что же является проступком, до сих пор не было. Начало работы в этом направлении уже подтвердило наличие разных мнений. 28 февраля с.г. был зарегистрирован проект, внесенный народными депутатами Украины Владимиром Стретовичем, Сергеем Головатым, Дмитрием Притыкой и Элиной Шишкиной (№ 10126). А уже 3 марта с.г. появился проект, внесенный Владимиром Швецом (№ 10146). Хотя проект УПК Украины предполагает принятие нового закона, который бы определил составы уголовных проступков, оба предложенных проекта предлагают изменить нынешний Уголовный кодекс Украины.
Напомним, что, согласно проекту УПК Украины, производство по делам об уголовных проступках осуществляется на основании досудебного расследования, проводимого в месячный срок, а рассмотрение в суде может происходить без вызова участников процесса. При этом не допускается применение мер пресечения в виде ареста, залога и домашнего ареста, а наказание не может быть связано с ограничением или лишением свободы. Помимо этого, осуждение за совершение проступка не порождает судимости.
Принятие законопроекта о проступках, с одной стороны, способно разгрузить суды, поскольку ряд преступлений, не имеющих значительной общественной опасности, станут уголовными проступками, и производить по ним полноценный процесс необходимости не будет. Одновременно с этим административные правонарушения, предполагающие суровое наказание, будут рассматриваться по правилам уголовного процесса. Это повысит защищенность граждан, поскольку из-за более сильного судебного контроля не удастся «по-быстрому» присудить 15 суток админареста, к тому же, следствие будет вынуждено серьезнее относиться к процессу сбора доказательств.
Оба проекта исключают наказуемость за неоконченный уголовный проступок (за подготовку и покушение). В проекте, внесенном группой народных депутатов, также указывается, что не привлекается к уголовной ответственности лицо, являвшееся пособником в совершении уголовного проступка. Согласно законопроекту Виктора Швеца, лицо освобождается от уголовной ответственности, если со дня совершения им уголовного проступка до дня вступления приговора в законную силу прошел один год (статья 11). При этом альтернативный законопроект предусматривает аналогичный срок в два года (статья 49).
Проектами предлагается разная структура Особой части УК Украины. Проект № 10146, внесенный Владимиром Швецом, достаточно четко делит уголовные правонарушения: в структуре Особой части нынешнего УК Украины возникнут две книги — о преступлениях и об уголовных проступках. Во второй книге — около 30 нынешних преступлений, а также «серьезные» админнарушения из КУоАП.
Немного более сложный подход реализован в проекте № 10126, подготовленном группой народных депутатов. Проступки не выделяются в отдельную главу. Критерием отнесения к уголовным проступкам является тяжесть наказания. Проступком является деяние, за которое предусмотрено наказание в виде общественных работ, или другое, более мягкое наказание, за исключением основного наказания в виде штрафа в размере 3000 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (НМДГ). В рамках одной статьи кодекса разными ее частями могут регулироваться ответственность и за проступок, и за преступление. Например, статья 172 «Грубое нарушение законодательства о труде» будет содержать наказание и за незаконное увольнение работника (максимальная санкция — лишение права занимать некоторые должности до трех лет), и за те же действия в отношении «уязвимых» категорий граждан (максимальная санкция — арест до шести месяцев).
Из двух законопроектов только законопроект Владимира Швеца допускает применение ареста (до двух месяцев) за уголовный проступок. Эта санкция применяется редко и, прежде всего, в отношении «бывших» преступлений. Хотя есть и исключения. Статья 557 проекта предусматривает ответственность за совершение насилия в семье, невыполнение защитного предписания или непрохождение коррекционной программы. Сейчас совершение этих действий повторно предусматривает максимальное наказание в виде админареста до 15 суток (статья 1732 КУоАП), а согласно проекту, допускается арест до двух месяцев.
Обращает внимание на себя «перевод» в разряд уголовных проступков статьи 385 УК Украины «Отказ свидетеля от дачи показаний или отказ эксперта или переводчика от исполнения возложенных на них обязанностей». Ответственность снижается с шести месяцев ареста до двух.
Более ощутимо снижается ответственность за «Незаконное воспрепятствование организации или проведению собраний, митингов, шествий и демонстраций» (статья 340 УК Украины). Сейчас может грозить ответственность даже в виде пяти лет лишения свободы, а в предлагаемом проекте — два месяца ареста.
Помимо этого, Владимир Швец предлагает отнести к проступкам «Воспрепятствование деятельности народного депутата Украины и депутата местного совета» (статья 351 УК Украины).
В результате поддержки проекта, разработанного группой народных депутатов, в УК Украины появятся 83 состава уголовных проступков. Из них 38 составов — с помощью преобразования отдельных преступлений небольшой тяжести в уголовные проступки, а остальные — добавлены из КУоАП.
Законопроект группы народных депутатов переводит в категорию проступков «Уклонение от призыва на срочную военную службу» (статья 335) и «Уклонение от воинского учета или специальных сборов» (статья 337), тогда как проект Владимира Швеца исключает только преступность деяния, предусмотренного статьей 337 УК Украины.
Следует отметить, что в проекте № 10126 в разряд уголовных проступков попали все деяния, предусмотренные главой «Административные коррупционные правонарушения» нынешнего КУоАП. Ответственность за их совершение не изменилась. В свою очередь, проект, внесенный г-ном Швецом, «переносит» к уголовным проступкам не все коррупционные правонарушения, хотя ответственность за ряд из них увеличивается (например, за нарушение ограничений относительно совместительства и совмещения с другими видами деятельности). В свою очередь, проект, внесенный группой народных депутатов, увеличивает штрафы за незначительные нарушения. Так, «административная» статья «Доведение несовершеннолетнего до опьянения», грозящая сейчас штрафом до 8 НМДГ, в случае принятия проекта № 10126 сможет наказываться штрафом до 1000 МНДГ.
В обоих проектах мелкое хулиганство становится уголовным проступком, и ответственность за его совершение уменьшается. Если сегодня КУоАП позволяет применить наказание в виде административного ареста до 15 суток, то в проектах предусматривается санкция в виде штрафа и общественных работ.
Даже по названным признакам можно прийти к выводу, что существующие проекты различаются между собой, и ставить точку в дискуссии по поводу определения сути уголовных проступков пока рано.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…