Что таможне можно? Таким вопросом все чаще задаются на Украине в последнее время, в свете принятия нового Таможенного кодекса Украины (Кодекс). Этот документ уже успел пройти длительный путь законодательного исправления. После принятия Кодекса 3 ноября 2011 года в парламенте последовало вето Президента Украины, а 13 марта с.г. Верховный Совет Украины принял в целом доработанный с предложениями главы государства в редакции Комитета по вопросам финансов, банковской деятельности, налоговой и таможенной политики новый Таможенный кодекс Украины.
Но, несмотря на заверения представителей профильного комитета в том, что практически все поправки Виктора Януковича были учтены (полностью или редакционно), качество такой законодательной доработки у некоторых народных депутатов Украины вызывает сомнения, а отдельные нормы усовершенствованного документа в части применения их на практике — серьезные опасения.
Новые таможенные правила, предложенные в последней редакции Кодекса, сводятся к следующему. Предусматривается передача всех полномочий по изданию приказов нормативного характера от Государственной таможенной службы Украины к Министерству финансов Украины; исключены из Кодекса положения, предоставляющие таможенным органам право на осуществление судебно-экспертной деятельности и самостоятельно выполнять решения судов о конфискации товаров, транспортных средств в случае, если такие товары, транспортные средства были предварительно изъяты этими органами. Также была уменьшена общая стоимость товаров, которые могут ввозиться гражданами на таможенную территорию Украины без уплаты налогов через сухопутные и морские пункты пропуска, с 1000 до 500 евро, увеличен срок временного ввоза гражданами-нерезидентами транспортных средств личного пользования с 183 дней до одного года и сокращен с 3 лет до 2 месяцев срок применения административного взыскания за нарушение таможенных правил в виде конфискации товаров и транспортных средств.
По замыслу идейных вдохновителей данного Кодекса, народных депутатов Украины Виталия Хомутынника, Евгения Царькова, Олега Царева, новый Таможенный кодекс представляет собой законодательный акт, максимально приближенный к европейским и мировым стандартам, и его скорейшее введение в действие будет в интересах не только бизнеса, как отечественного так и зарубежного, но и государства в целом. Как утверждает один из авторов, Олег Царев, доработанный в парламенте документ получился достаточно взвешенным. «В Кодексе мы постарались все процедуры прописать максимально подробно. С одной стороны, это дает предпринимателям некую определенность, а с другой — у представителей таможенных органов не будет возможности затягивать процесс, по надуманным причинам отказывать в растаможивании товара. Мы принимали документ, который бы всех устраивал: и таможенников, и предпринимателей», — пояснил он. По словам г-на Царева, все недостатки, на которые ранее указывал глава государства, в процессе доработки Кодекса в парламенте были устранены.
В пользу согласованной позиции Таможенного кодекса, по мнению Олега Царева, свидетельствует и тот факт, что, в отличие от проекта Налогового кодекса Украины, его рассмотрение в парламенте не вызвало такого общественного резонанса и не вылилось в массовые акции протеста представителей бизнеса.
Говоря о новых законодательных изменениях, президент Украинского союза промышленников и предпринимателей, народный депутат Украины Анатолий Кинах отмечает, что они дают возможность усовершенствовать регуляторную политику государства, упростить разные процедуры, в том числе более эффективно защитить права предпринимателей, экспортеров и импортеров в контактах со структурами Государственной таможенной службы Украины. Вместе с тем г‑н Кинах обратил внимание, что в новом Таможенном кодексе существует целый ряд вопросов, которые необходимо будет дорабатывать. По его убеждению, необходимо усовершенствовать механизм определения таможенной стоимости. «Сегодня это является серьезной проблемой для многих предпринимателей, поскольку, с одной стороны, нередко специалистам таможенных служб не хватает квалификации, а с другой — они постоянно пытаются увеличить отчисления в государственный бюджет за счет увеличения таможенной стоимости. Кроме этого, свою «лепту» в существующую проблему вносит и Налоговый кодекс, в котором есть формулировка относительно того, что обычная цена не должна быть ниже таможенной стоимости, что грубо нарушает рыночный принцип ценовой политики, который базируется на основе баланса предложения, спроса и конкурентоспособности», — констатирует Анатолий Кинах.
Также он обращает внимание на необходимость максимально усилить ответственность таможенных контролирующих структур. «Если чиновник своими действиями или бездеятельностью наносит необоснованный ущерб, он должен нести за это административную, материальную, вплоть до уголовной, ответственность. Поскольку налогоплательщик несет ответственность перед государством за выполнение своих обязательств, не менее скрупулезно необходимо относиться и к ответственности таможенных органов. И это очень серьезный пласт для дальнейшей работы», — подытожил г-н Кинах.
У некоторых народных депутатов Украины опасения вызывает сама процедура доработки текста Таможенного кодекса. Так, первый заместитель председателя Комитета Верховного Совета Украины по вопросам правосудия Юрий Кармазин в целом положительно оценивает принятый Кодекс, но, вместе с тем, отмечает, что не все предложения и замечания главы государства в этом документе были учтены. «Какая-то группа членов Комитета по вопросам финансов, банковской деятельности, налоговой и таможенной политики, анонимная, без фамилий, внесла в документ много изменений, которые выхолащивают поправки Президента Украины», — заявил он. По убеждению г-на Кармазина, право законодательной инициативы должно быть персонифицированным, то есть, внося в текст документа поправки, необходимо было указать фамилии народных депутатов, которые их предложили. «Только в связи с тем, что ненадлежащие субъекты права законодательной инициативы вносили изменения в текст Кодекса, он должен быть повторно ветирован», — убежден Юрий Кармазин.
Солидарен с ним в этом вопросе и первый заместитель председателя Комитета по вопросам финансов, банковской деятельности, налоговой и таможенной политики Сергей Терехин, по мнению которого, большинство предложений Президента Украины являются правильными, но те поправки, которые были внесены в текст документа народными депутатами Украины, выходят за пределы предложений главы государства. Некоторые из внесенных поправок г-н Терехин называет откровенно коррупционными, создающими законодательную лазейку для злоупотреблений и нарушений. Например, он отмечает, что Президент предлагал, чтобы таможенное декларирование было добровольным актом, вместо этого парламентарии своими поправками фактически восстановили ветированную норму, которая гласит: декларирование и определение таможенной стоимости может осуществляться по принуждению по результатам контроля, проведенного таможенным органом. «Теория Таможенного кодекса была простой: чем проще двигать товарами и рабочей силой — тем лучше», — заявил Сергей Терехин.
Также он констатировал, что в доработанном варианте Кодекса не учтена поправка Президента Украины относительно введения в действие новых таможенных правил с 1 января 2013 года. Депутаты предложили, чтобы нормы нового Таможенного кодекса Украины начали действовать через месяц с момента подписания этого документа главой государства. Ссылаясь на Киотскую конвенцию, г-н Терехин отмечает, что для адаптации новых таможенных правил и для ознакомления с ними всех субъектов международной торговли должно пройти как минимум 90 дней.
Не исключено, что такие поспешные шаги парламентариев относительно введения в действие новых таможенных правил связаны с проведением этим летом на Украине чемпионата Европы по футболу. Правда, пока неясно: захочет ли Президент Украины подписывать этот документ или же решит, что в этом вопросе спешить нужно медленно, и снова вернет народным депутатам плоды их законодательного творчества для дальнейшего усовершенствования.
Виталий Хомутынник,
председатель Комитета по вопросам финансов, банковской деятельности, налоговой и таможенной политики
В доработанном Таможенном кодексе Украины были учтены все предложения Президента. Так, всего в документ мы внесли 148 поправок, из них 133 поправки учли полностью, а 15 были редакционные. Кодекс может вступить в силу спустя месяц с момента его подписания Президентом. То есть, если он будет подписан в этом месяце, к примеру, в марте, то через месяц, но с первого числа последующего месяца, он должен вступить в силу. Ориентировочно новый Кодекс может заработать уже с 1 мая 2012 года.
Для граждан Украины в документе повышена ставка беспошлинного ввоза товаров. Для предпринимателей, работающих с таможенными органами, как и для самих таможенных инспекторов, в Кодексе вводится целый перечень нововведений. Мы исключили спорную норму о введении обязательных финансовых гарантий в размере 300 тыс. евро для таможенных брокеров. К этой норме Президент применил право вето. Плюс — было внесено ряд изменений, которые дадут декларантам больше возможностей отстаивать свои права в спорах с таможенными органами относительно правильности определения таможенной стоимости товаров.
К тому же, существенные изменения произойдут и в работе Государственной таможенной службы Украины.
Владимир Забудский,
юрист ЮК «Альянс Ратушняк и Партнеры»
Новая редакция Таможенного кодекса Украины, принятая Верховным Советом 13 марта с.г., является, безусловно, более совершенным документом, нежели тот, на который глава государства наложил вето.
В частности, из проекта исключены положения об обязательном получении таможенными брокерами финансовой гарантии своей деятельности на сумму не менее 300 000 евро. Эта норма, которая содержалась в статье 408 отклоненной Президентом редакции Кодекса, безусловно, существенно усложнила бы жизнь предпринимателям.
Парламентарии также некоторым образом демократизировали нормы, касающиеся контрольных полномочий таможенных органов. Так, например, срок применения административных санкций за нарушение таможенных правил, таких как конфискация товаров и транспортных средств, уменьшился с 1095 дней до двух месяцев — это обезопасит предприятия от неожиданных проверочных рейдов и штрафов за «давно забытые» периоды.
В то же время в тексте таможенной конституции остался ряд сомнительных норм. Глава 2 Таможенного кодекса Украины по-прежнему предусматривает предоставление предприятиям привилегированного статуса «уполномоченного экономического оператора», наличие которого означает ряд преференций при прохождении таможенных процедур. Согласно статье 14 Кодекса, статус этот может быть присвоен предприятиям, которые соответствуют следующим условиям: а) осуществляют внешнеэкономическую деятельность не менее трех лет; б) не имеют задолженности перед таможней и налоговой задолженности; в) их должностные лица на протяжении трех последних лет не привлекались к ответственности за серьезные таможенные правонарушения.
Статья 13 Таможенного кодекса Украины устанавливает весьма сложные критерии оценки предприятий при рассмотрении таможенными органами их кандидатур на предоставление постоянных таможенных льгот. Учитывая заинтересованность предприятий в получении сертификатов экономических операторов, есть основания опасаться возникновения очередного очага коррупционных явлений на украинской таможне.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…