Несмотря на критическую ситуацию в стране, стоит признать, что Европа с каждым днем становится все ближе к Украине. Международные ценности всегда были на высоком счету в сфере интеллектуальной собственности. Поскольку национальное законодательство некогда остановилось в развитии, именно они выступают спасательным кругом в море нарушений интеллектуальной собственности. Хотя уровень «интеллектуальной культуры» населения остается низким, тем не менее уживаться с европейскими стандартами все же придется.
Как всегда, руку на пульсе сферы интеллектуальной собственности держит Комитет Ассоциации юристов Украины по интеллектуальной собственности и рекламному праву во главе с партнером МЮГ AstapovLawyers Натальей Мещеряковой. Последнее заседание было посвящено международной охране промышленной собственности.
Какие возможности для украинских заявителей несет в себе международное патентование?
Говоря о Договоре о патентной кооперации (Patent Cooperation Treaty — PCT), партнер и представитель на Украине Бюро патентных поверенных Dr. Emil Benatov & Partners Данил Бенатов развенчивает заблуждение, что процедура PCT позволяет заявителю получить международный патент. «Это не так. Можно подать международную заявку, чтобы «застолбить» свои права на объект промышленной собственности во множестве стран «одним выстрелом» и за меньшие деньги. PCT-заявка — это такой глобальный приоритетный документ, который дает возможность заявителю отложить решение о том, в каких странах будет происходить патентование приблизительно на 31 месяц», — уточняет г-н Бенатов, дополнив, что это важно ввиду отсутствия, например, технической базы для определенного решения.
PCT-процедура состоит из нескольких фаз. Вначале — подача международной заявки в национальное ведомство — ГП «Украинский институт промышленной собственности» (УИПС) или в Международное бюро Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС). По словам Данила Бенатова, национальное украинское ведомство получает очень мало таких заявок, примерно 100 в год, тогда как, к примеру, в США таких заявок несколько тысяч.
Если подавать заявку напрямую в ВОИС, то нарушается статья 37 Закона Украины «Об охране прав на изобретения и полезные модели». В ней говорится, что любое лицо вправе получить патент на изобретение в иностранном государстве при условии предварительной подачи заявки в национальное ведомство. Заявка должна быть проверена на предмет того, относится ли изобретение к государственной тайне. Санкций для нарушителей статья не предусматривает.
Подача в ВОИС осуществляется не только на бумажных носителях, но и электронным путем, причем последний вариант предусматривает скидку. Сборы можно оплачивать платежной картой, что помогает избежать сложностей банковских трансфертов.
Затем идет стадия заполнения и подачи заявки. По заявке производится международный поиск. Для Украины ВОИС определила два международных поисковых органы: Европейское патентное ведомство (г. Мюнхен) и Федеральный институт промышленной собственности (ФИПС) (г. Москва). «Если мы выбираем ФИПС в качестве международного поискового органа, то делопроизводство осуществляется на русском языке, что для нас просто. Стоимость поиска небольшая. Если избираем Европейское патентное ведомство, то делопроизводство ведется на немецком, французском или английском языках. Стоимость намного больше, однако если заявитель планирует дальше использовать процедуру европейского патентования (получение европейского патента), то в случае проведения поиска на стадии РСТ Европейское патентное ведомство второй раз сбор не взимает», — говорит патентный поверенный.
Данил Бенатов сориентировал и по стоимости. Национальный сбор за подачу заявки РСТ в ГП «УИПС» составляет 1300 грн (для юридических лиц) и 65 грн (для физлиц). Международный сбор за подачу заявки — 1471 долл. США для юридических лиц и 147,1 долл. США для физических. Почему такая разница? Как уточняет спикер, в ВОИС существует список стран с развивающейся и переходной экономикой. Этот список постоянно меняется, но Украина там находится стабильно. Скидка за электронную подачу заявки составляет 221 долл. США. Что касается сбора за проведение международного поиска, то ФИПС берет 6750 рублей, Европейское патентное ведомство — 1875 евро с юрлиц и 468,75 евро с физлиц.
Следующая международная система — Евразийская, которая администрируется Евразийским патентным ведомством (г. Москва). Как отметил Данил Бенатов, в свое время к основному документу — Евразийской патентной конвенции очень настойчиво просили присоединиться и Украину, но это было нецелесообразно и финансово не выгодно. Во всех странах (кроме Беларуси и России) патентные ведомства существуют только как регистрационные органы, из функций которых экспертиза практически исчезла.
Евразийская система — инструмент недорогой и неплохой. Здесь можно использовать два пути: подать заявку непосредственно в Евразию или отметить галочкой в РСТ. Процедура стандартная: подается заявка, далее поиск, затем экспертиза и выдача евразийского патента, действующего во всех странах — членах Конвенции. Экспертиза осуществляется в ФИПС. Сбор за подачу заявки — 25 000 рублей, сбор за экспертизу — 25 000 рублей, сбор за выдачу патента — 16 000 рублей. Г-н Бенатов уточняет, что скидка для резидентов Украины составляет 80 %, но она постоянно меняется.
Далее Данил Бенатов рассказал о европейском патенте — инструменте интересном, несложном, но очень дорогом. По состоянию на сегодня 38 государств входит в Европатент, а начать европроцедуру можно путем подачи прямой заявки в Европейское патентное ведомство или отметить в РСТ. Стадии получения Европатента: подача заявки, международный поиск, экспертиза, публикация заявки, выдача патента, валидация патента (перевод европейского патента на национальный язык) в странах Европейской патентной конвенции, поддержание патента в странах — членах Конвенции.
«Между подачей заявки и выдачей патента может пройти несколько лет, в среднем — три года, процедуры ускорения не существует», — говорит г-н Бенатов, подчеркивая, что ведомство любезно принимает просьбы об ускоренном рассмотрении, но обычно они ни на что не влияют.
Он продолжает, что в отличие от РСТ при подаче европейской заявки резервируется не только приоритет в классическом виде, но и «предварительная правовая защита». То есть по желанию заявителя формула может быть переведена на национальные языки и валидирована ранее, чем весь патент, за что уплачивается небольшой сбор.
А теперь о стоимости. Сбор за подачу заявки — 755 евро, за проведение поиска — 1165 евро, за проведение экспертизы — 1555 евро, за публикацию и выдачу патента — 875 евро, годовые сборы за поддержание в силе заявки — от 555 до 1495 евро. По части валидации не существует фиксированной суммы, но обычно это стоит от 500 до 1000 евро.
Для украинских заявителей существуют три способа «вывода» заявки на торговую марку в другую страну: национальная процедура, Мадридское соглашение и Протокол, Торговая марка ЕС (СТМ). Более детально об этом рассказал партнер ЮК «Коваль и Партнеры» Максим Коваль.
Посредством национальной процедуры заявку можно подать в любую другую страну. Ведомство — национальное в каждой стране. Пошлина практически всегда оплачивается на счет официального представителя — патентного поверенного в конкретном государстве. «Базовая» регистрация не нужна. Срок регистрации — от трех месяцев до трех лет.
Регистрация в каждой стране осуществляется в соответствии с национальным законодательством. Максим Коваль обращает внимание на некоторые особенности, например в ОАЭ, Чили требуется легализация доверенности. На Кипре, в Бразилии, Израиле, США одна заявка подается для одного класса МКТУ, а в Казахстане и России не предусмотрена регистрация на имя нескольких физических лиц. В некоторых арабских странах не регистрируются торговые марки для 33 класса МКТУ (алкогольные напитки).
Мадридскую систему поддерживает ВОИС, там осуществляется первая часть процедуры регистрации. Это самая естественная процедура вывода заявки на международный уровень. Здесь «базовая» регистрация нужна.
По словам Максима Коваля, процедуру СТМ поддерживает ведомство по гармонизации внутреннего рынка ЕС (The Office for Harmonization in the Internal Market — OHIM). Страны регистрации — ЕС. Пошлина оплачивается перед подачей заявки в ЕС. «Базовая» регистрация не нужна. «После публикации заявки собственник более ранних регистраций и заявок ЕС, национальных, региональных и международных регистраций, действующих на территории ЕС, имеет право на протяжении трех месяцев со дня публикации подать протест против опубликованной заявки. Если протест не был подан или не был принят, OHIM регистрирует товарный знак и публикует сведения о регистрации. В случае беспрепятственной процедуры регистрации OHIM регистрирует торговую марку на протяжении трех-пяти месяцев», — говорит г-н Коваль.
Одно из самых главных преимуществ национальной процедуры регистрации — легкое управление: можно заявить приоритет, увеличивать или уменьшать количество классов и т.д.
К недостаткам он относит то, что перечень товаров и услуг должен переводиться на языки тех стран, в которых происходит регистрация, что чревато ошибками или неточностями. Второй недостаток — это стоимость услуг. «При вхождении по национальной процедуре нужно платить и пошлины, и гонорары патентным поверенным, а это очень большие суммы. Один мой коллега разослал в три страны запросы о тарифах, он получит три комплекта ответов и три счета за оказанную услугу в среднем по 80 евро», — вспоминает Максим Коваль.
Что касается Мадридской системы, то основным преимуществом является возможность получения путем подачи заявки в ВОИС охраны знака в любом государстве — участнике Мадридской системы, а это 92 страны. Важно то, что в случае необходимости увеличения количества стран, в которых обеспечивается охрана знака, можно подать заявление о «территориальном расширении». Положительным моментом подачи заявки в ВОИС г-н Коваль считает возможность расчета сборов прямо на сайте (отметить нужные страны, цветной знак или черно-белый, количество классов), но предупреждает, что ставки меняются каждый день и стоимость рассчитывать нужно непосредственно перед подачей заявки.
Среди недостатков выделяют следующие: не все станы мира являются членами Мадридской системы (Канада, Мальта, страны Латинской Америки), экспертиза заявки всегда проводится не по единым для всех стран-участниц правилам, а по законам и правилам конкретной страны. Кроме того, для подачи заявки по Мадридской системе необходимо наличие базовой регистрации.
Преимущество СТМ заключается в том, что это единая торговая марка для всего ЕС — одной заявкой можно покрыть все страны. Но самый главный позитивный момент является вместе с тем и негативным — если подать заявку во все 28 стран, можно получить отказ во всех них. Не существует отказа в отдельной стране. Свидетельство о регистрации публикуется в электронном виде на сайте ОНІМ, а бумажный документ не выдается.
Какая же система лучше? Однозначного ответа на этот вопрос нет. «Выбирайте ту систему, которая на данный момент отвечает вашим целям и задачам», — рекомендует Максим Коваль.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…